DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Бексински: эстетика жуткого

Здислав Бексински – польский художник, основатель «темного искусства», изображавший таинственную ночную жизнь. Его работы содержат разные сюжеты. В них сложно разобраться, потому что они напоминают ночные кошмары, странные образы, создаваемые ночью за окном.

Образы, рожденные разумом Бексински, перенесенные на холсты, отличаются необычайно прекрасной мрачностью, особым вниманием к деталям, чрезвычайной реалистичностью. Кажется: автор срисовал портрет с натуры, наблюдаемой многократно, длительное время за окном дома и в собственных фантазиях, снах.

Странные, пугающие образы в голове Здислава появились не из ниоткуда. Они стали ответом на ненавистную реальность. Здислав Бексински родился в 1929 году в маленьком польском городе. Закончив обучение архитектурному ремеслу, он вернулся в родной город, стал строителем. Не имея возможности выплеснуть творческую энергию на работе, художник увлекся фотографией, живописью, скульптурой. Уже тогда в его работах присутствовали ломанные линии, уродливые и жуткие куклы, странные пейзажи. Через них художник выражал индивидуальные переживания, копящиеся внутри.

Первые его картины имели четкие формы, но критики видели в этом абстракционизм. Позже художник изменил манеру письма, сделал уклон в сюрреализм. Он стал больше доверять снам и воображению, сделал их основным источником творчества.

Со временем Бексински выработал собственную, уникальную манеру письма, с помощью которой создал наиболее узнаваемые образы, описывающие аллегорически хаос, распад, смерть. Этот период художник, критики назвали «фантастическим», напомнив об избыточной нереальности картин. К этому периоду относят картины больших форматов, поглощающих и затягивающих зрителя внутрь.

В конце «фантастического» периода художник стал меньше внимания уделять деталям, использовал меньше цвета. Теперь картины стали почти монохромными, но сохранили прежнюю выразительность, полноту смысла. В это же время Здислав начинает работать с компьютерной графикой. Это привносит дополнительную графичность откровенно нереальным образам.

Картины Здислава Бексински настолько оригинальны, что его признали художественным гением мирового уровня. На дебютной выставке в Варшаве все выставленные картины художника раскупили. Позднее он получил признание и в США, Японии, Западной Европе.

Буксински

Здислав понимал, что его работы успешны. При этом, он сохранил способность к самокритике, и уничтожил большую часть картин. Объяснил мужчина этот поступок тем, что посчитал уничтоженные материалы невыразительными.

Картины Бексински наполнены эстетической болью, ужасом, абсурдом, намеком на безумие. Это странно, ведь сам Здислав был доброжелателен и весел (по воспоминаниям друзей), а над своим творчеством посмеивался. Эта странность приводит к тому, что источник необычного вдохновения автора остается нераскрытым.

Отличительной особенностью картин Бексински было отсутствие названий. Так художник хотел дать свободу воображению зрителя, помогал погрузиться глубоко в сюжет, настроиться на рефлексию, самоанализ. Эта особенность не повлияла на передачу смысла, разве только ее ускорила, упростила.

Картина с крестом 1985 года

крест

На крестах казнили многих людей, но обычно с изображением распятия ассоциируется казнь Христа. При взгляде на картину Бексински 1985 года с крестом кажется, что она имеет религиозную направленность. Есть в ней и очевидные противоречия: казненное на картине существо истлело, от него остались кости, светящиеся в темноте. Критики говорят: так художник показал смерть Бога в современном мире. Беззвездная темная ночь, отсутствие людей на картине – это намек на состоявшийся Конец Света, невозможность воскрешения ни умерших людей, ни божества.

Крепко сжатые руки (кости пальцев рук), обхватившие намертво крест, говорят о том, что распятая сущность умирала в страшных муках. Изображенный в скале под распятием дверной проем наводит на мысль о том, что источником мук не был человек. Ведь он меньше распятого на кресте существа. Так Бексински хотел показать, что Бога уничтожил гораздо более сильный и страшный противник. Это сущность, содержащая серьезную угрозу, которая теперь осталась наедине с выжившими людьми. Поэтому у зрителя картина вызывает ужас, страх. Она напоминает об опасности, исходящей от незримого убийцы, готового в любой момент уничтожить оставшийся мир.

Произведение середины 1970-х годов

голова

На этой картине изображено антропоморфное существо без лица: привычных носа, глаз, но с «третьим глазом» на лбу, приоткрытым ртом, щупальцами. Оно внимательно всматривается в зрителя и готовится то ли к атаке с его стороны, то ли со своей в случае нападения.

Изображенная Бексински сущность отдаленно напоминает голову Медузы Гаргоны. Это отправляет зрителя к идее о том, что тварь Бексински (как голова Медузы) – это угроза, которая призвана стать лучшей защитой в случае нападения. На холсте в миг соединились страх от ожидания опасности, ужас от необходимости потенциально возможного ответа.

Произведение 2000-х

семья

Главные герои картины – «мужчина» и «женщина», составляющие пару, «ребенок», сидящий у ног. Они изображены в бежевых, белых и серо-черных тонах. «Мужчина» – темная фигура, похожая на камень. Она выгнута струной и, видимо, составляет опору женской фигуре, грубую защиту для «ребенка». «Женщина» – светлая фигура, больше напоминающая мятую бумагу. Она согнута в поклоне, кажется, пытается убедиться в том, что с третьей фигурой – «ребенком» – все хорошо.

«Ребенок» имеет «черты» «мужчины» и «женщины» одновременно (особенно – в цвете). Эта фигура сидит на голом полу, у ног «родителей», смотрит в их сторону и, видимо, ожидает защиты или примера в поведении, образе жизни.

У персонажей нет отличительных признаков: лиц, их выражений, особенностей фигуры. Это намек на то, что в современном мире человек перестает быть шедевром, превращается в экземпляр. Вместо того чтобы слиться в едином порыве к счастью, члены семьи занимаются другими – важными, но не приносящими счастья – делами.

05а

Как мыслить после Освенцима?

Люди войны задаются сложным и важным вопросом: как научиться мыслить, жить, действовать после Освенцима? Ответ каждый находит сам, в чем-то своем. Здислав Бексински в поисках ответа стал художником, научился мыслить и жить после Освенцима через творчество – неповторимые картины. Эти произведения иногда связывают со сновидениями и мечтами, но в большей мере они напоминают мир постапокалипсиса – мир после войны, современную действительность. По идее, частью именно этого мира являются объекты картин Бексински, все мы – порождение Второй мировой войны и концентрационных лагерей с антисемитизмом, человеконенавистническими идеями, почти исполненной тактикой выжженной земли. Именно поэтому тот, кто видел хотя бы какую-то часть его картин может смело говорить, что он видел все, что когда-либо было возможно на Земле.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)