DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Бездна падает на нас

Татуировка (сборник)

Автор: Александр Варго и «Апостолы Тьмы»

Жанр: ужасы, сплаттерпанк

Издательство: Эксмо

Серия: MYST. Черная книга. 18+

Год издания: 2018

Похожие произведения:

  • Адам Нэвилл «Судные дни» (роман)
  • Генри Лайон Олди «Свет мой, зеркальце…» (роман)
  • Чтение очередной новинки из серии «MYST. Черная книга 18+» чем-то напоминает визит к старому приятелю, живущему в коммунальной квартире. Вроде бы идешь к одному конкретному человеку, но рискуешь встретить на пороге выжившую из ума бабку, непросыхающего алкаша или иного неприятного обитателя соседних комнат. Псевдоним «Александр Варго» с первых же «черных книг» приютил как создателей мощных и безбашенных хорроров, так и авторов невразумительных мистических историй. «Апостолы Тьмы», присоединившиеся к проекту несколько позже, тоже представляют собой весьма разношерстую команду писателей. Так что, читая очередную новинку, с равной степенью вероятности можно ожидать как потрясающего открытия, так и грандиозного разочарования. Сборник «Татуировка» вполне отражает общую тенденцию серии — в нем уживаются одноименная повесть Александра Варго и роман «Матерь Бездна» Дениса Назарова (интересно, почему на обложке «Апостолы Тьмы» указаны во множественном числе, если в книге таковой всего один?).

    Заглавный текст ни адекватностью, ни привлекательностью не блещет. Слепая старуха излагает сотруднику издательства реальную историю — потенциальную основу для бестселлера. Некий мужчина сделал себе во всю спину невероятно красивую татуировку с портретом своей возлюбленной. Через много лет после расставания с ним девушка снова захочет взглянуть на это изображение. Бывший ничего ей не покажет, чем обречет себя на ужасную участь. С первых же страниц повесть кажется жертвой, над которой надругалась толпа изощренных маньяков — невразумительная мотивация персонажей, нереалистичность, отсутствие логики, вымученные диалоги… Конечно, сплаттерпанк не должен быть гладким и причесанным, но даже экстремальный хоррор невозможен без живых персонажей — из картонной куклы кровь не потечет. Любые огрехи отошли бы на второй план, если бы повесть получилась по-настоящему страшной, но и напугать «Татуировка» не способна — максимум вызвать рвотный рефлекс порнушно-геронтофильскими сценами.

    Пожалуй, более подробно останавливаться на творении одной из ипостасей Александра Варго не стоит. Лучше переключить внимание на его соседа по сборнику — роман «Матерь Бездна» Дениса Назарова. Дизайнера Андрея преследуют провалы в параллельный мир — жуткую реальность с обветшавшими домами, мрачными небесами и таящимися во мраке чудовищами. Без вести пропавший отец его новой знакомой Лизы тоже сталкивался с чем-то подобным и, похоже, шлет товарищу по несчастью подсказки из иного измерения. Андрею приходится пристальнее вглядеться в Бездну, которая не просто затягивает людей, но и полностью их меняет — вдохновившись именно ей, серийный убийца Москарев открыл кровавый список жертв. Впрочем, отдельные смерти меркнут на фоне возможного преображения всего мира в царство абсурда, страданий и боли…

    В романе «Матерь Бездна» Денис Назаров демонстрирует виртуозную игру на контрастах. Сложная и масштабная идея — в ней чувствуется простор для создания полноценной сериальной вселенной — гармонично реализована в камерном тексте с минимумом персонажей, локаций и действий. Исход противостояния всесильной Бездны и маленького человека слишком предсказуем, поэтому дополнительную интригу нагнетают элементы детектива — у иной реальности есть и человеческое воплощение. Развязку шокирующей не назовешь — малое количество персонажей не дает простора для подозрений. Колюще-режущий финал при всей своей драматичности и болезненности не уточняет главного — истинной сути происходящего. Затейливая выдумка, надвигающееся безумие или столкновение с неизведанной стороной реальности — любая версия смотрится достоверной. Псевдодокументальные вставки — дневник отца Лизы, тетрадь маньяка Москарева, комментарии родителей Андрея — одновременно помогают лучше прочувствовать историю и делают ее более запутанной.

    Мария Артемьева в своей колонке на портале «FantLab» назвала книгу Дениса Назарова «поворотным явлением в русском хорроре». Так ли это на самом деле и не окажется ли она поворотом не туда — окончательные выводы делать еще слишком рано, и все же «Матерь Бездна», без сомнения, стала одним из самых ярких событий года в отечественной литературе ужасов. 2018 год выдался щедрым на успехи в крупной форме, но даже на фоне «Скелетов» Максима Кабира или «Вьюрков» Дарьи Бобылевой этот роман не утрачивает ни глубины, ни таинственности, ни притягательности. Денис Назаров держит курс на интеллектуальный хоррор — ему недостаточно устроить некое «Бу!», от которого мурашки у персонажей и читателей побегут в унисон. Он заставляет своих героев в духе Фридриха Ницше всматриваться в Бездну, чтобы поймать ее ответный заинтересованный взгляд. Столкновение с неизвестностью, превратившей обыденное бытие в блуждание между двумя мирами, не воспринимается как смертельное проклятие. Главному герою с подачи товарищей по несчастью удается увидеть Бездну «потерянной и одинокой», а вызванные ею кошмары объяснить противоречивостью человеческой натуры: «Мы, люди, решили, что именно этого хотят боги». Подлинный ужас заключается вовсе не в перекраивании бытия по лекалам другой реальности. Гораздо страшнее то, что жестокость становится общим языком для человечества и иной формы разума. «Мы хорошо научились убивать других людей, ненавидеть и взращивать эту ненависть в новых поколениях и уже давно считаем, что по-другому просто не может быть. Вокруг враги — и все тут: стройте заборы, бункеры, ведь ближний только и думает, как всадить нож в спину! Бездна — всего лишь следствие» — избитые истины в контексте романа теряют свою очевидность и открываются как нечто давно позабытое или еще не узнанное.

    «Странный, немного абсурдный и пугающий» — характеристики, которые один из героев книги дает мрачному миру Бездны, точно описывают и само произведение. Текст романа с одержимостью маньяка тащит читателя в мрачный подвал, расположенный на стыке разума и безумия. Однако зловещую атмосферу нарушают эпизоды с расшифровкой стихов Киплинга — этакая лайт-версия «Кода да Винчи». Замена британского поэта на любого другого на сюжете никак не скажется, поэтому возникают обоснованные сомнения — не введены ли поэтические вставки в текст только для того, чтобы сделать коммуникацию между мирами более причудливой. Не лучшим образом работает и еще один культурный маркер. Действие романа разворачивается в Санкт-Петербурге. Про город на Неве уже написаны тысячи текстов. Чтобы его образ не был затоплен бесконечными дождями в унылых дворах-колодцах, надо приложить изрядно усилий. У Дениса Назарова Санкт-Петербург выглядит как смазанный фон на старом фото. Таинственный город — будь его образ проработан более свежо, детально и самостоятельно — мог бы образовать с Бездной удивительное созвучие, которое открыло бы в романе новые оттенки темноты.

    Конечно, в любой сборник иной раз просачиваются откровенно слабые тексты, но такой резкий контраст, как между беспомощной «Татуировкой» и довольно сильной «Матерью Бездной», встречается крайне редко. Составители сборника не просто поместили добротный роман ужасов (как будто в отечественном хорроре такие встречаются сплошь и рядом!) под одной обложкой с никудышной повестью — они похоронили его в общей могиле. Роман Дениса Назарова достоин «сольной» публикации без тянущей на дно «добивки». Остается надеяться, что «Матерь Бездна» избавится от сомнительной «Татуировки» и предстанет во всей мощи. И тогда не мы упадем в Бездну, а Бездна упадет на нас.

    Комментариев: 1 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 Парфенов М. С. 20-02-2019 03:10

      >«Апостолы Тьмы», присоединившиеся к проекту несколько позже, тоже представляют собой весьма разношерстую команду писателей

      - Потому что это ни разу ни команда.

      Учитываю...