DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Безжизненное пространство

 Я не помню, как натягивал скафандр и хватал плазменный резак. Не помню, как бежал без оглядки по коридору, преследуемый воплями моей команды и рычанием их убийц. Не помню, как меня рвало кровью после слишком долгого пребывания на безвоздушной местности. Не помню, как скрежетали органические лезвия, рассекающие надвое всех тех, кого я даже не попытался спасти. Не помню, как стонал, рыдал, кричал и с остервенением рвал в клочья любые внеземные формы жизни, встающие у меня на пути. Впрочем, я лгу. Я отчетливо помню каждый миг. И вряд ли когда-нибудь забуду…

 Знаете, что общего у подводной лодки и космического корабля? В обоих случаях, вы бы не хотели, чтобы враждебная фауна ворвалась к вам на борт. Да и оказаться извне вы бы тоже вряд ли согласились бы. И неважно, окружило бы вас непроглядной тьмой океана или космическим холодом, стаей голодных акул или выводком ксеноморфов, гигантскими плотоядными спрутами или щупальцами с планеты Икс – «веселое» времяпровождение вам бы обеспечили с лихвой. Но оставим пока неизведанные морские глубины, и отправимся прямиком к звездам – таким громадным и ярким, но от того не менее леденящим кровь…

 Думаем, начать стоит с одного из самых ярких представителей космического хоррора в видеоиграх. Речь, конечно же, о шедевре Джона Кармака – «Doom» и продолжениях. Именно там, в лучших традициях «Чужих» Кэмерона, заложены основные идеи жанра: неведомое зло, орды чудовищ всех мастей, яростная борьба за выживание и тотальная атмосфера безысходности. На долю безымянного морпеха, одновременно и вооруженного до зубов, и беззащитного перед ликом Ада, выпадают такие испытания, от которых содрогнулся бы даже Данте. Ведь покойники не спешат рассказывать в стихах о своих злоключениях и тяготах, а стремятся поскорее впиться зубами в живую плоть, да и порождения Преисподней без разбора рвут в клочья всех, кто попадется им на пути – будь то грешник или праведник. Никаких сантиментов и лирических отступлений – Ад пуст и демоны все здесь. Остается лишь драться с этим нечестивым легионом нечисти - драться и молиться. Поливать свинцом бесов и рыцарей Ада, кромсать их бензопилой, швырять в них гранаты, палить из дробовика прямо в оскаленные хари, сдавливать гашетку пулемета, пока от врагов не останутся одни лишь клочья! Им все мало? Ну на такой случай пригодится большая гребаная пушка «BFG», стреляющая энергетическими шарами, по мощности сравнимыми с парочкой артиллерийских снарядов – фантастика, как она есть…

 С упоением рассказывать о «Doom» можно бесконечно долго – игра не просто удалась. Она по праву заслужила культовый статус, пережила несколько ремейков, переход в 2D-пространство, новеллизацию и экранизацию и попутно стала источником вдохновения для десятков, если не сотен, эпигонов. Но если «Doom» - это не столько леденящий кровь ужастик, сколько зубодробительный боевик, то «Dead Space» как нельзя лучше подходит под определение «чистый хоррор». И дело не только в том, что на прохождение вам понадобятся и стальные нервы, и крепкий желудок. И не в том, что от вида некроморфов стало бы не по себе даже зомби. Да и не в том, что влезть в шкуру Айзека Кларка – это все равно, что вымазаться кровью и прыгнуть в бассейн с акулами. Просто «Dead Space» действительно пугает. От заунывного звучания колыбельной в самом начале до сражения с громадной тварью в конце. Естественно, есть те, кому «Dead Space» покажется сладкой сказочкой для малых детишек, но для подавляющего большинства – это образец жестокости и ужаса.

 Сюжет самой первой игры следует за обыкновенным инженером Айзеком Кларком, в один недобрый день отправленного на шаттле «Келлион» к космическому кораблю «Ишимура», дрейфующий посреди холодной темноты. Сначала ничто не предвещает беды – все кажется обыкновенной рутинной потерей связи. Но стоит шаттлу «Келлион» пристыковаться к «Ишимуре», как мир переворачивается с ног на голову, а Кларк становится вынужден пробиваться к спасению сквозь толпы чудовищ. Но некроморфам мало пустить пулю в голову или всадить дроби в пузо – чтобы утихомирить их, нужно в буквальном смысле «растащить их на запчасти»: расчленить плазменным резаком или отстрелить конечности из чего-нибудь убойного. Впрочем, с этим Кларк справляется неплохо – и вплоть до самого финала, ведомый галлюцинацией возлюбленной Николь, он ступает по разделанным трупам врагов, залитый их кровью с ног до головы… Один из лучших способов проникнуться миром «Dead Space», если вы не большой любитель играть – это одноименные мультфильмы, стилистикой и кровавостью напоминающие лучшие образчики аниме.

 Но что, если из инопланетных агрессивно настроенных существ, на корабле водится лишь одно – и при этом практически не убиваемое? Добро пожаловать на борт «Alien: Isolation», и слово «изоляция» тут неспроста. Кто справится с нагнетанием космического ужаса лучше, чем прадедушка большинства плотоядных пришельцев – зубастый, хвостатый ксеноморф. На протяжении сюжета он то и дело будет портить кровь главной героине, появляясь точно из ниоткуда – и расправиться с ним окажется сложнее, чем со всей оравой нежити из какой-нибудь «House of the Dead». Даже отогнать его огнем может стать непосильной задачей, а уж окончательно пролить кислотную кровь – вообще из раздела научной фантастики. Куда проще стать его ужином, или лишиться головы, или превратиться в кусок мяса, нанизанный на остроконечный хвост твари, как на шампур. И кричать потом бесполезно – да никто и не услышит, вы же помните слоган самого первого «Чужого»? И будто мало ксеноморфа, по темным коридорам и машинным отделениям бродят бездушные роботы, с удовольствием заключающие игрока в стальные объятия – с летальным исходом для последнего. В общем, сплошное веселье…

А как бы вы отнеслись к альтернативной истории, где Холодная Война переросла в горячую, сердечную дружбу между СССР и США? Более того, когда на горизонте - точнее, на земной орбите, - замаячил новый, доселе невиданный враг, обе державы выступили против него единым фронтом!
Но это все - лишь замес для сюжета «Prey» об ученом Моргане Ю, которому придется стать воином-одиночкой, с оружием наперевес идущим против очередной инопланетной нечисти. На сей раз это тифоны - и их название в точности отражает их мерзкий нрав. Но для старины Моргана вся кутерьма, которую закружили эти подонки на захваченной станции "Талос-1" - лишь скучный выходной...

 А что, если зло поджидает не в космосе, но на земле? Если гора не идет к Магомету… На ниве этой тематики успели отметиться и уже упомянутые «Doom», «Dead Space» и «Alien». В «Area 51» от ужаса и вовсе не осталось почти ни следа. Итан Коул, будто Терминатор, расшвыривает заполонивших секретную правительственную базу пришельцев направо и налево, и лишь отдельные моменты могут вызвать легкое напряжение – но не более. Так что мы хотели бы рассказать вам о куда более заманчивом экземпляре. Речь идет о «The Thing» и коварном пришельце, умеющем поглощать другие формы жизни – или подстраиваться под них, словно самый искусный лицедей во Вселенной.

 Заброшенная арктическая станция. Завывание леденящего ветра. Вокруг – вечная мерзлота и ни единой живой души. Впрочем, кто это там крадется? В атмосфере постоянного напряжения, когда твой товарищ может оказаться разъяренной всепожирающей тварью, любой неосмотрительный шаг может стоить жизни. Ну или как минимум – отгрызенной ноги. Остается лишь стиснуть огнемет и надеяться, что сам не обратишься в живой факел, поливая пламенем инопланетную заразу…

 Впрочем, пора бы переходить от суперзвезд, чья известность сравнима с жаром сверхновой, до претендентов на культовый статус помельче. «Stasis», «Dispatcher», «Routine», «Syndrome», «Caffeine», «Martian Gothic Unification», «Solarix», «Nightjar», «Echo Night Beyond»… мы не удивимся, если вы не слышали ни об одной из этих игр. Так почему бы кратко не рассмотреть некоторые из них? А вдруг заинтересуют, и вы откроете для себя нечто совершенно удивительное?

 «Solarix» отправит нас в заброшенную космическую колонию, растерзанную смертельным вирусом. Кто смотрел «Призраков Марса» Карпентера – тот в «Solarix» будет чувствовать себя вольготно. Кровожадные мутанты, которых особо приятно уложить со спины ударом электрошокера (жаль, нельзя добавить парочки пинков армейскими сапогами), особой сообразительностью не отличаются, но встреча с ними почти всегда не сулит ничего хорошего. Собственно, на умении скрываться и строится вся атмосфера – нервная, как «Manhunt», и обволакивающая, словно туман Сайлент Хилла.

 «Dispatcher» не отличается закрученным сюжетом или сногсшибательной компьютерной графикой, но может подарить немало приятных моментов, если играть с друзьями. Кооперативный режим поддерживает четырех игроков, а главный сюрприз поджидает их в конце. Ведь после истребления всех инопланетных монстров и каннибалов, выяснится, что спасательных капсул на всех не хватает – и кому-то придется остаться на космическом корабле, ожидая неминуемой смерти.

 «Caffeine» - яркий пример того, как могут сочетаться космический ужас и черный юмор. Антиутопия, где все население земного шара настолько подсели на кофе, что готовы убить друг друга за пару зерен, а корпорации строят корабли для полетов к дальним уголкам Вселенной лишь ради поиска новых способов добычи заветного кофеина… Впрочем, подробностей сюжета лучше не раскрывать. Здесь он очень и очень интригующий, а кроме того – пугающий. После этой игры вам точно расхочется пить лишнюю чашечку латте макиато.

 «Stasis» позволит прочувствовать себя загнанным в угол, подобно главному герою Джону Марачеку. Хождение в полумраке нутра звездолета, по ошметкам тел и кровавым лужам, в любой миг ожидая нападения какой-нибудь твари – ну чем не идея для насыщенных выходных? Ах да, если вы помните фильм «Пандорум», то «Stasis» покажется вам неуловимо на него похожим – чего стоит потеря памяти у главного героя, его мотивация и дальнейшие злоключения…

 На самом деле, игр, так или иначе соприкасающихся с тематикой космоса и таящегося в нем зла, очень и очень много. Но пока на страже нашего покоя стоят такие богатыри, как Сэм Стоун, командор Шепард и Айзек Кларк, никакие ксенорморфы, яутжа, кибердемоны, борги, клингоны, некроморфы и скелеты с Клира нам не страшны…

 Вселенная огромна. И что-то подсказывает нам, что в ней просто не может не найтись места для чего-то живого, помимо людей. Живого – и смертоносного.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)