DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДРУГИЕ: ПРОКЛЯТИЕ КУКУШКИ

Божий посланник

Жатва / The Reaping

США, 2007

Жанр: триллер, ужасы

Режиссер: Стивен Хопкинс

Сценарий: Кэри Хэйес, Чад Хэйес

В ролях: Хилари Суэнк, Дэвид Моррисси, Идрис Эльба, Аннасофия Робб, Стивен Ри, Уильям Рэгсдэйл

Похожие фильмы:

  • «Третье чудо» (1999)
  • «Спаси и сохрани» (2000)

Вряд ли кто-то из хоррорманов со стажем не знает режиссера Стивена Хопкинса. На его счету несколько мощных фильмов конца прошлого века — «Кошмар на улице Вязов 5: Дитя сна», «Хищник 2», «Подрывники», «Призрак и Тьма». К сожалению, не слишком большой прокатный успех «Затерянных в космосе» (1998) поставил крест на его карьере голливудского постановщика. Однако Хопкинс нашел себя на телевидении. Он, например, снял отличную трагикомедию «Жизнь и смерть Питера Селлерса», которая даже претендовала на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Успех этой ленты позволил Хопкинсу ненадолго вернуться в Голливуд, где он снял хоррор «Жатва», вновь обратившись к прославившему его жанру.

«Жатва», к сожалению, не стала для Хопкинса билетом обратно в высшую лигу режиссеров Голливуда. Однако, несмотря на слабый прием критиков, фильм получился хороший, с оригинальным сюжетом. Много ли существует хорроров о десяти казнях египетских — помимо «Мумии», конечно? Хопкинс при помощи сценаристов братьев Хэйес переосмысливает библейскую легенду. Странные события происходят в маленьком городке Хэйвен, на который обрушиваются загадочные происшествия, один в один повторяющие божьи наказания египетского народа. Местный учитель естествознания обращается за помощью к Кэтрин Уинтер, которая когда-то была христианским миссионером, но после гибели своей семьи в Африке от рук местного колдуна изменила религиозные взгляды. Теперь она ярый борец с суевериями и занимается разоблачением чудес. И ее помощь городу очень пригодится, ведь многие жители связывают напасти с девочкой Лорен, наделенной то ли божественной, то ли дьявольской силой.

Стивену Хопкинсу удалось снять фильм, который одновременно является интересным хоррором о пугающих событиях в маленьком городке Хэйвен и драмой о кризисе веры. Кэтрин Уинтер (Хилари Суэнк) считает бога ответственным за смерть своей семьи и как бы мстит ему, научно объясняя явления, будто бы имеющие божественное происхождение. Так она постепенно уверилась, что ничего сверхъестественного нет. Ее помощник Бен (Идрис Эльба), напротив, человек верующий. Он сочувствует Кэтрин, поэтому не спорит с ней на религиозные темы, считая, что путь к богу у каждого свой и Кэтрин, несомненно, однажды найдет свою дорогу.

В городке Хэйвен Кэтрин и Бен столкнулись со странными происшествиями, которые нельзя объяснить с научной точки зрения. Вода в реке не просто окрасилась в красный цвет из-за микроорганизмов — результаты тестов показали, что это кровь. Погибшие коровы с медицинской точки зрения были здоровы, а с неба необъяснимо падают жабы. Долгое время Кэтрин не желает признавать очевидное, из последних сил цепляясь за научные объяснения. Она боится, что ее стройная и логичная картина мира разрушится и ей придется признать, что ее уход из церкви был вызван личными причинами и никак не связан с наукой.

Режиссер солидаризируется с представлениями многих верующих, что атеизм — это разновидность веры. Ведь Кэтрин, столкнувшись с необъяснимыми с научной точки зрения событиями, очень напоминающими десять казней египетских, вовсе не спешит признавать свою неправоту. Когнитивный диссонанс делает персонажа Суэнк раздражительной и непримиримой к другой точке зрения. Жестокое убийство ее семьи религиозным фанатиком вызвало в душе Кэтрин обиду на бога. Она не желает слушать ни своего помощника Бена, ни отца Костигана (Стивен Ри), бывшего начальника Уинтер по христианской миссии.

Обман зрительских ожиданий относительно причины необъяснимых событий и плавное нагнетание напряжения от сцены к сцене, с пиком ближе к финалу, — главные достоинства мистического триллера Хопкинса. Религиозные симпатии режиссера, возможно, не всем зрителям придутся по душе, ведь тема веры в «Жатве» — не просто часть сюжета. Главная героиня обретает спасение от мучающих ее воспоминаний, только когда находит в своей душе силы переосмыслить собственное прошлое. Она осознает, что бог не может нести ответственность за действия людей, ведь человек — не марионетка в его руках. Он наделен свободной волей и может творить как добро, так и зло.

Чудом являются не паранормальные явления, а возвращение Кэтрин к богу, осознание своей неправоты. Режиссер трактует перерождение главной героини в духе другой библейской притчи — возвращения блудного сына. Кэтрин осознала, что дьявольские силы воздействуют на слабости людей, усиливая их страхи, сомнения, обиды, заставляя думать, что если в мире существуют безумцы и маньяки, которых бог не поражает молнией с небес, то это доказывает, что Всевышнего нет. Человек отчаивается и не верит уже ни во что.

Существует множество ложных чудес, а также мошенников, зарабатывающих состояния на тяге людей к сверхъественному. Но вера в светлые силы жива не благодаря необъяснимым явлениям, которые склонные к мистике люди принимают за знаки. Чудо происходит, когда человек находит в себе силы бороться за добро, даже если эта борьба поначалу и кажется бессмысленной.

Сбор символического урожая отражен и в названии ленты. Дьявол сражается с богом не столько в реальном мире, сколько в душах людей, стараясь ввергнуть человечество в самый тяжкий грех — отчаяние. И то, что люди, несмотря на все усилия дьявола, не дают поглотить себя тьме отчаяния и холоду неизбежной бессмысленной смерти, тоже чудо.

Кэтрин осознала, столкнувшись в Хэйвене с происками дьявола, что чудесами являются не какие-то выходящие за рамки физических законов события, тем более что, как сама Кэтрин доказала своей научной деятельностью, такие чудеса наиболее уязвимы. Как только человек поймет физическую природу чудесного явления, оно перестанет быть необъяснимым, а, значит, и вера, вызванная этим сверхъестественным происшествием, умрет, сменившись убеждением, что ничего трансцендентного нет в природе.

Однако вера, рожденная вопреки всем обстоятельствам как преодоление ощущения бессмысленности жизни, уничтожаемой смертью без остатка, не требующая подпорок в виде необъяснимых событий, не может погибнуть. Ведь такая вера — результат духовной жатвы, огромной внутренней работы. Именно родившаяся в горниле сомнений убежденность Кэтрин, что неверие в добро подпитывает дьявола, помогло остановить его посланников.

При этом «Жатва» работает и как довольно субверсивный хоррор. К этому времени фильмы про проклятых детей всем уже порядком надоели, поэтому братья Хэйес, авторы сценария, решили перевернуть тему с ног на голову. Желание похвальное, а вот пожурить их можно за то, что они слишком поверили в непредсказуемость своего финального сюжетного поворота. В результате большим сюрпризом стало бы, если бы они обошлись без твиста (хотя, как уже говорилось, на фоне обилия аналогичных ужастиков это стало бы лишь гвоздем в крышку гроба). Аннасофия Робб, прославившаяся в том же году ролью в «Мосте в Терабитию», отлично справляется и с дуалистичным образом ходячей кары небесной.

Да и в целом «Жатве» здорово повезло с актерским составом. Тут и оскароносная Хилари Суэнк, и маститый Стивен Ри, и комично изображающий южный акцент англичанин Дэвид Морриси, и еще не звездный (но уже харизматичный) Идрис Эльба. Вместе они здорово повышают общий уровень картины, которая в руках менее талантливого режиссера и каста могла бы оказаться где-то на уровне условного «Населения 436».

Несмотря на отсутствие действительно страшных моментов и саспенса, а также провал у критиков, «Жатва» с годами обрела статус фильма не культового, но вполне неплохого. Зрители оценили стильный визуал и эффектную подачу. Оценки фильма в профильных изданиях в среднем сложились в 3 по десятибалльной шкале, а вот аудитория отсыпала «Жатве» 5-6, что в принципе соответствует истине, а значит, получить вполне уже ностальгическое удовольствие от картины очень даже можно.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)