DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Ужасы «Солтберна»

Солтберн / Saltburn

Великобритания, США, 2023

Жанр: драма, триллер

Режиссер: Эмиральд Феннел

Сценарий: Эмиральд Феннел

В ролях: Барри Кеоган, Джейкоб Элорди, Розамунд Пайк, Арчи Мадекве, Элисон Оливер, Кэрри Маллиган и другие

Похожие фильмы:

  • «Талантливый мистер Рипли» (1999)
  • «Возвращение в Брайдсхед» (2008)
  • «Паразиты» (2019)

Если ты не борешься за свое место, то кто-то другой займет его. Надо цепляться за жизнь всеми силами, а за хорошую жизнь – еще и с помощью других людей. «Солтберн» – яркая вспышка, ослепившая фанатов Джейкоба Элорди его красотой и поразившая всех остальных представлением Барри Кеогана (за зрелище, созданное им на экране, отдельное спасибо).

Оливер (Барри Кеоган) – типичный ботан, который может похвастаться лишь своими знаниями и уж никак не социальным статусом. Только-только поступив в Оксфорд, он отчаивается найти себе друзей, и его спутниками становятся лишь пыльные книги. Все кардинально меняется, когда чудным образом герою выпадает шанс вызволить из беды Феликса (Джейкоб Элорди) – звезду университета и выходца из аристократического клана. Парень этого не забывает, поэтому при следующей встрече они уже вместе сидят в баре, и Феликс знакомит Оливера со своими товарищами.

Новые друзья Оливера еще никогда не сталкивались с бедностью столь близко, и их насмешливый тон не пропадает даже тогда, когда Феликс начинает повсюду таскать его за собой. Но молодому человеку достаточно и того тепла, с которым к нему относится герой Элорди, ведь вся его жизнь до поступления в университет проходила рядом с равнодушными родителями-наркоманами. Тем не менее Феликс видит в Оливере родственную душу, цепляется за него и подставляет ему верное дружеское плечо. Так уж вышло, что именно в этом скромном заучке самый видный парень в кампусе видит человека, способного его понять. Поэтому, когда Оливера настигает горе, он предлагает провести лето в его семейном поместье, чтобы помочь другу пережить нелегкий опыт.

Вначале может показаться, что «Солтберн» напоминает «Назови меня своим именем» (2017), только в обновленной локации. Если Элио и Оливер мечтательно витали в облаках, опьяненные любовью и абрикосами, то Феликс и Оливер качаются на качелях, которые вот-вот сделают «солнышко» – и всех стошнит.

Семья Феликса представляет собой сборище безразличных друг к другу людей, их объединяет лишь крыша над головой. И Оливер умело заполняет собой пустоту. Все родственники Феликса выглядят психологически нездоровыми и травмированными людьми. Однако испытывать к ним жалость не приходится, так как ни один из них не привлекает добротой душевной или хотя бы благими намерениями. Эмиральд Феннел, снявшая этот фильм, не дает нам шанса привязаться ни к одному из героев, потому что поместье Солтберн олицетворяет собой болото, затягивающее тиной на дно каждого, кто к нему приблизится. И в нем заключены все известные человеческие пороки.

Бодрая динамика первой половины фильма на экваторе начинает набирать темп с такой скоростью, что конструкция картины в скором времени разваливается. Оливер не просто превращается из гадкого утенка в прекрасного лебедя, а становится дьяволом во плоти: его необоснованное преображение выливается в то, что парень путем манипуляций прокладывает себе путь наверх по головам людей, приютивших его в замке.

Эмиральд Феннел преуспела в выпуске громких фильмов: в 2020 году на экранах появилась «Девушка, подающая надежды», а уже в 2023 прогремел «Солтберн». Что объединяет эти две картины, помимо их создательницы? Их лейтмотив – изучение пороков общества и отдельно взятых людей.

Феннел показывает нам сатирическую драму о глупых богатых и хитрых бедных, о классовых различиях и любовном безумии. «Солтберн», безусловно, поражает своей откровенностью, отсутствием страха перед чрезмерной пошлостью. Это гротеск, который переворачивает жизнь наизнанку, обнажая ее скрытые стороны, то есть ту самую неприглядную правду.

Фильм купает зрителя в буйстве красок и многообразии текстур. Чуткая работа над ракурсами и локациями может вскружить голову. Но не только визуальная составляющая окрестностей замка поражает своим видом, в легкий шок приводит и происходящее внутри стен этой обители греха. Режиссера можно похвалить за находчивость: картина сочетает в себе прекрасное и отвратительное. Мерзкое и восхитительное сливается воедино – не является ли это бунтарским взглядом на определение мира и жизни вокруг?

В «Солтберне» Феннел показывает гиперфиксацию на деньгах, власти, теле как объекте вожделения и жизни, которой невозможно овладеть, потому что она дается по факту рождения. Барри Кеоган всем своим существом отражает неуемное желание Оливера обладать не только Феликсом, но и всем его миром.

Язык, на котором общаются главные герои фильма, – секс. Он воплощает собой способ подчинения и угнетения. Эта та нить, которая связывает всех персонажей, а тянет ее не кто иной, как Оливер. Этот парень давит на всех своей властью, которая изначально не является очевидной.

«Солтберн» – история о том, что довериться безобидному на первый взгляд человеку может оказаться опасным для жизни. Свой триумф Оливер увековечивает наглым танцем в финале, буквально показывая, что расправился с этой семейкой напыщенных аристократов голыми руками. Но отныне и сам он такой же пустой, как это поместье.

В фильме не заложено оригинальной мысли или революционной идеи. Сюжет можно с легкостью описать любому знакомому, однако равнодушным это кино точно никого не оставит.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Марго Ругар 24-03-2024 17:48

    Звучит необычно. В рецензии, как и в трейлере, мало сказано о сюжете, это даже подогревает интерес. Хотя надеюсь, что все-таки этот фильм не похож на "Назови меня своим именем".

    Учитываю...