DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Человек человеку тьма

Книга Тьмы (межавторский сборник)

Составители: Дмитрий Громов, Олег Ладыженский

Жанр: мистика, ужасы, триллер

Издательство: Клуб семейного досуга

Серия: нет

Год: 2012

Похожие произведения:

  • «Украинский хоррор – 2006 / 2007 / 2009» (сборники)
  • антологии «Нежить» и «Зомби»
  • антология «Вампиры. Путь проклятых»

Книга Тьмы

Несмотря на зловещее название, в «Книге Тьмы» вы почти не найдете ужасных монстров, невообразимых тварей и прочей потусторонней нечисти. Однако на страницах сборника вам предстоит столкнуться с не менее опасным существом – человеком. Точнее, с его темной стороной… Ведь в каждом из нас, хотите вы того или нет, обитает Тьма – та самая, которая только и ждет удобного случая, чтобы выбраться наружу. И далеко не каждому под силу ее обуздать.

Все рассказы и повести, представленные в книге, ранее уже издавались, но если у вас не было возможности с ними познакомиться, то сейчас самый подходящий момент. Такие мастера слова, как Генри Лайон Олди, Марина и Сергей Дяченко, Андрей Дашков и Марина Наумова, не дадут вам заскучать – заставят испугаться, содрогнуться, а временами и испытать отвращение. Но, самое главное – призадуматься. Неужели человек способен на такое? И как бы на его месте поступили вы? Смогли бы остаться верны своим принципам? Или экстремальная, а порой и просто мистическая ситуация заставила бы вас подчиниться внутренней Тьме?

Так, герой повести Генри Лайона Олди «Ваш выход, или Шутов хоронят за оградой» оказался заложником обстоятельств, которые заставили его посмотреть на себя с другой стороны – точнее, с пятого ряда, третьего места. Валерий – культработник широкого профиля – случайно оказался свидетелем задержания серийного убийцы. И все бы ничего, вот только маньяк вскоре скончался и завещал ему одну вещицу – шар-в-шаре-в-шарике. Отказаться невозможно, выбросить тоже не получится – и теперь кровавое ремесло убийцы-психопата, который лишал своих жертв жизни, разыгрывая с ними сцены из известных пьес, перешло к главному герою. Как теперь побороть в себе тягу к убийствам, не стать марионеткой мистического шара, наблюдая за своими поступками из «зрительного зала»? Соавторы Дмитрий Громов и Олег Ладыженский на протяжении повести нагнетают страх, заставляя читателя проникнуться безвыходным (или это только кажется?) положением героя, при этом, несмотря на присутствие мистики, стараются показать историю максимально жизненной, правдоподобной, чему способствует и юмор. Отдельной строкой следует отметить концовку – не только неожиданную, но и прекрасную в своей сатирической подоплеке.

В похожие рамки оказались поставлены и герои рассказа Андрея Дашкова «Гостиница». Шестеро человек, имен которых читатель так и не узнает (а они и не важны), вдруг очнулись голыми неизвестно где, да еще и с частичной потерей памяти. Помещение напоминает гостиницу с восемью номерами, выхода нет. Нет и еды, в унитазе осталось чуть-чуть воды, а свежий воздух не подается. Все это поначалу может показаться чьей-то неудавшейся шуткой. Но так ли это? А что если все гораздо серьезнее? Поставьте себя на место любого из героев. Как бы вы повели себя в такой ситуации? Ведь вполне возможно, что вскоре вам предстоит умереть. Вы все равно будете бороться, готовые на все, лишь бы отодвинуть этот миг? Или попробуете остаться человеком, не переступив черту, за которой начинается наша животность, никуда не девшаяся за годы эволюции? Если думаете, что у проблемы есть простое решение, то прочитайте «Гостиницу». Дашков в лучших традициях Джона Крамера из фильма «Пила» показывает, на что способен загнанный в угол человек, когда костлявая уже стоит за спиной. Инстинкт самосохранения вкупе с силой воли дают поразительно извращенный результат. И коллеги по несчастью уже видятся вам угрозой и единственным источником пищи…

Ну а что случится, если взять большее количество людей – с целый город, – поставить их в условия, когда за жизнь опять-таки надо бороться, но при этом оставить им свободу действий и выбора? Уверены, что никто из них не опустится до мародерства? А до убийства? В повести Марины Наумовой «Констрикторы» описана правдоподобная картина того, что может произойти, если предоставить людей самим себе и снять оковы законов. Когда закон не работает и наказания не предвидится, лишь нравственность человека, его воспитание и осознание цивилизованности могут стать теми рычагами, которые позволят удержать его Тьму. И вот в отдельно взятом городе вспыхнула эпидемия неизвестной болезни – «констрикторизма». Зараженные люди воображают себя удавами и душат всех, кто попадается им на глаза (кроме таких же больных). Они становятся медлительными, но этот недостаток возмещается огромной силой. По сути своей это зомби – с той разницей, что констрикторы вполне себе живы. Хотя никаких свидетельств неизлечимости болезни нет, многих это не удерживает от своеобразных зачисток. Есть, конечно, и более «цивилизованные» люди – те забаррикадировались в местной мэрии и убивают констрикторов лишь в порядке защиты, а заодно пытаются изобрести средство от болезни. В такой ситуации и не разберешь, кто больший «монстр» – те, кто бесцеремонно убивают своих же недавних знакомых, или человек, устроивший эпидемию ради личных, приземленных целей… А может быть, военные, которые окружили город колючей проволокой и, слепо следуя приказу, готовы открыть огонь по женщинам и детям? Автор хорошо показывает, что обычные в повседневной жизни люди, попади они в нетипичную ситуацию, могут оказаться хуже всяких констрикторов (ведь те убивают неосознанно). Марина Наумова не понаслышке знакома с психологией людей и их взаимоотношениями, что качественно отразилось на персонажах. Перед нами не марионетки, ведомые писательским воображением – читателю откроются личности, каждая со своими «тараканами». История о выживании и о том, как остаться самим собой, увлекает почти сразу и не отпускает на протяжении двухсот страниц.

А каково оказаться в городке, где в электрических сетях живет некое мистическое существо с четкими понятиями о справедливости? В повести Марины и Сергея Дяченко «Электрик» две женщины, приехавшие в такое местечко по работе, испытывают гнев местного божка на собственной шкуре. Стоит одной из коллег накричать в гостинице на администраторшу, как вскоре она получает странный конверт с просьбой оплатить в течение суток счет за электроэнергию. Что это, случайная ошибка? Дурацкий розыгрыш? Своеобразное вымогательство? Только местные в курсе, что это проделки «электрика», и если не заплатить по счету, не раздать указанную сумму денег нуждающимся, участь ваша будет незавидной… Соавторы Дяченко показывают на примере отдельно взятого социума, что даже присутствие всевидящего карателя не избавит людей от пороков. Готовые расстаться с любой суммой, лишь бы избежать смерти от удара током, многие все же остаются не готовы вести безгрешную жизнь. Да и так ли идеален этот божок, что добивается добра и справедливости отнюдь не безобидными методами? Сюжет «Электрика» не только позволяет разобраться в феномене такого социума, но и увлекает за собой, не дает скучать, где-то заставляя посочувствовать главной героине, а где-то – удивиться ее поступкам, не принять их. Все это прикрашено своеобразной, абсурдно-тягучей атмосферой.

В фиджийской легенде о переселении душ и акулах-божествах, переданной Олди в повести «Вложить душу», заядлые моряки предстают перед читателем более жестокими и хладнокровными, чем те акулы, на которых они вынуждены охотиться. И если поначалу приходится продираться через сюжет, как сквозь джунгли, с мачете в руке, то постепенно события набирают оборот, заставляя ближе к финалу затаить дыхание. Добавьте к этому отличный стиль и атмосферу хемингуэевских рассказов, приправленную мистикой, и перед вами откроется нечто большее, чем просто хороший рассказ о моряках и акулах.

Фраза «в тихом омуте черти водятся» вполне применима к рассказу Андрея Дашкова «Таксидермист». Внешне спокойный, интеллигентный и обходительный таксидермист (то есть специалист по изготовлению чучел) настолько помешан на своей профессии, что уподобляется маньяку – разве что с более утонченной душой. Незамысловатый сюжет повествует о том, как в руках у него оказывается женщина. Впрочем, она не вызывает жалости или сострадания, будучи такой же «пустой», как и чучела таксидермиста, который на каком-то подсознательном уровне даже восхищает.

Вот и бандит в рассказе того же Дашкова «Черный “ровер”, я не твой» кажется читателю более заслуживающим жизни, чем окружающие его обреченные, безвольные обитатели некоего загадочного поселения. Вовчику – бандиту и убийце, который к тому же находит в своей работе удовлетворение, – однажды приходится залечь на дно. И есть лишь одно место, где его не достанут бывшие товарищи. Вот только такое ли оно безопасное, как кажется на первый взгляд? Эта закрытая зона доступна далеко не каждому и приезжают в нее отнюдь не с намерением переждать непогоду. Скрытое от чужих глаз, едва затронутое цивилизацией, поселение оказывается последним пристанищем для людей определенного склада, ведь в нем раз за разом объявляется Бледный. И после его визитов выживших не бывает. На фоне слабохарактерных поселенцев, которые ждут Бледного с обреченным выражением лица, Вовчик предстает не только самым достойным, но и чуть ли не единственным человеком среди оболочек, некогда считавшимися людьми. Если он и готов умереть, то без боя не сдастся.

Любителям традиционных ужастиков тоже есть чем поживиться в «Книге Тьмы». В «Кукле» Дашков на протяжении полутора десятков страниц нагнетает атмосферу страха, ведя читателя к жуткой развязке. Однажды мать-одиночку Кристину предостерегли, чтобы ее ребенок не прикасался к куклам. И она поверила в это. Поверила фанатично, не только не покупая сыну кукол, но и запрещая ему браться за игрушки других детей. Но, как это обычно бывает, запрет не принес желаемого результата. С тех пор Кристину преследует дьявольская кукла, а ее ребенок чахнет на глазах. В лучших традициях страшилок у костра автор пытается напугать читателя, используя, пускай в лоб, распространенные элементы ужастиков, но при этом нагоняя в рассказе соответствующую атмосферу.

Немало внимания в сборнике уделено и детям – они тоже могут быть жестокими. В большинстве случаев это происходит неосознанно, в силу возраста: ребенок еще не в состоянии отличить плохое от хорошего. Однако порой причина уходит корнями гораздо глубже. Так, в рассказе Андрея Дашкова «Латая дыру» мальчик видит у себя и у всех других людей некое подобие ауры. И пока она цела, все отлично, но стоит появиться хотя бы маленькой дырочке, как оттуда начинает веять смертью – а жизнь уходит. Единственный выход – заткнуть дыру. Но лучше всего для этого подходят человеческие тела, и теперь ребенка-маньяка ничто не остановит… Жестокие, беспощадные дети не уступают на поле Тьмы даже взрослым «коллегам». Убийцам и насильникам на страницах книг еще надо постараться, чтобы читатель поморщился, а то и посчитал автора ненормальным. Другое дело дети. Уже сама жестокость, приписанная им, способна произвести на аудиторию глубокое впечатление. Андрей Дашков постарался на славу, залив рассказ мрачной атмосферой, в которой поступки маленького мальчика видятся чем-то немыслимым. После чтения кажется, будто на тебя вылили ведро помоев, и хочется поскорее принять душ.

Помните фильм «Один дома»? А как быть, если тебя забыли в горном санатории, а мир наводнен ходячими мертвецами? На этот вопрос ответит «Лихорадка» Марины и Сергея Дяченко – пожалуй, лучшая вещь в сборнике. Тематика зомби преподнесена в повести под неожиданным ракурсом, увлекая с первых страниц и заставляя не просто сопереживать подростку Руслану, а почувствовать себя на его месте. Авторам хорошо удалось передать стремление героя выжить в, казалось бы, безвыходной ситуации. И когда ты уже не ждешь, что за тобой вернутся, понимаешь, что тебя оставили подыхать, на помощь может прийти… зомби. Да, именно это медлительное гниющее создание не дает пареньку умереть и оказывается в душе своей гораздо человечнее многих людей (хотя не все так просто). Марине и Сергею Дяченко удалось совместить в одной повести и зомби-апокалипсис, и борьбу за выживание, и психологические аспекты, не забывая временами нагонять на читателя страху. Сюжет получился нестандартным, с интересными поворотами, а взаимоотношения между мальчиком и зомби поначалу повергают в легкий шок. Приплюсуйте к этому легкость повествования вкупе с хорошим стилем, и пусть вы трижды не любитель ходячих мертвецов, жалеть о потраченном времени не придется.

Безусловно, не обошлось в сборнике и без своих маленьких разочарований: те же «Кукла» и «Таксидермист» страдают типичностью, а в «Электрике» божок с человеческими повадками представляется чересчур фантастичным, и проникнуться происходящим до конца не удается. Впрочем, на общем фоне недостатки меркнут, и после переворачивания последней страницы остается хорошее послевкусие.

Подводя итог, «Книга Тьмы» – это нечто большее, чем коллекция дежурных страшилок о привидениях и монстрах. Авторы предлагают читателю ужаснуться самому себе – той «внутренней Тьме», что сидит в каждом человеке. И она, в отличие от всех чудовищ, реальна. Так что присмотритесь-ка получше к вашим соседям и знакомым…

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Александр Подольский 24-05-2012 00:47

    люди воображают себя удавами и душат всех, кто попадается им на глаза

    Жуть какая)

    Хорошая рецензия, правда уж больно хвалебная. Чует мое сердце, там не настолько все хорошо.

    ЗЫ: развелось в последнее время "Электриков"smile

    Учитываю...
    • 2 Мельник 24-05-2012 17:05

      Критиковать все могут, а вот похвалить smile

      Шучу, конечно. Просто мне и вправду сборник понравился. И, кстати, не такие уж эти "удавы" жуткие )

      Учитываю...
  • 3 OldFisben 20-05-2012 10:05

    Лихорадку я читал) Нормально, но прям к хоррору сложно причислить рассказ. Хотя и зомби есть, и эпидемия...

    Учитываю...
  • 4 Мельник 20-05-2012 09:34

    Но "Лихорадку" и "Гостиницу" я бы рекомендовал почитать.

    Учитываю...
  • 5 OldFisben 20-05-2012 09:13

    Припоминаю Вампиров. Путь проклятых, ага. Как-то не очень было... Да и Олдей (кроме кабирского цикла), и Дяченко не особо жалую, не мое совершенно.

    Спасибо.

    Учитываю...