DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

COD: «Каждый физический релиз для меня — некое сакральное действо»

COD (Castle of Dreams, «Замок Грез») — российский лейбл, выпускающий блэк-метал, дарк-фолк и пост-индастриал. Выходят на нем творения не только отечественных музыкантов, но и зарубежных — из Англии, Америки, Франции. А оформление зачастую не уступает лучшим мировым «коллекционкам». О мотивах создания лейбла, его настоящем и планах на будущее рассказывает основатель COD Алексей С.

Помните ли вы, как заинтересовались подобной музыкой в качестве слушателя? Это был конкретный альбом, исполнитель?

Все началось в годы повального увлечения «КиШом» и «Агатой Кристи», которое пришлось на вполне осознанный возраст. Для проведения занятий в старших классах школы у нас не хватало свободных аудиторий, и потому несколько учебных дней в неделю мы проводили в одном из корпусов Тульского политехнического института. На первом этаже этого несколько жутковатого по тем временам места располагался культовый магазин «Замок Грез», мимо которого мне приходилось проходить каждое утро.

Из открытых дверей все время доносились непонятные звуки, валил табачный дым и слышался интеллигентный мат. Это был самый первый магазин в городе, существовавший с начала девяностых годов, где можно было приобрести тяжелую музыку на физических носителях, пообщаться с единомышленниками и прекрасно провести время (хотя последнее дошло до меня немного позднее). Ты проходишь мимо раз, второй, неделю, месяц — и любопытство, наконец потребовав удовлетворения, заносит тебя не в учебный класс, а в это полутемное помещение с мрачными плакатами, одеждой на стенах и витринами с компакт-дисками.

Это было особое «место силы», детище двух энтузиастов, которые после закрытия тематической программы на местной радиостанции решили продолжить нести свою идею «в народ». Но всему приходит конец, и «Замок Грез» не пережил перехода в эпоху быстрого интернета. Спрос на физические носители падал, а в интернет эти ребята уйти не захотели, поскольку во главе угла для них стояло именно живое общение. К 2015 году, после двадцати лет существования, магазин окончательно закрылся. Совпало это как раз с появлением лейбла, носящего по сути то же название: «Замок Грез», он же Castle of Dreams, или COD. Своего рода преемственность поколений.

А что тогда играло… Могу и ошибиться, но, кажется, это была песня «Her Ghost in a Fog» ВИА Cradle of Filth. Первое впечатление — самое сильное. А иначе свои нежные чувства к их альбому «Midian» я объяснить не могу... Или то был «Stormblast» Dimmu Borgir. Сейчас и не вспомнить...

Пытались ли вы сами играть музыку — до или после создания лейбла?

С владением музыкальными инструментами, равно как и голосом, не сложилось. Дальше подбора на акустике «Stairway to Heaven» и «Nothing Else Matters» дело так и не зашло. Хотя, признаюсь, всегда где-то в глубине хотелось этого. Не прошло то неосознанное желание и до сих пор, но вектор переместился в области анти(?)музыкальные, ближе к конкретной музыке.

Как возникло желание перейти из «стана» слушателей к созданию лейбла — и почему именно лейбла?

Произошло все очень логично — на мой взгляд. Походы в «Замок Грез», немного позднее — на Горбушку не прошли без последствий. Сначала все приобреталось по принципу «пришел-послушал-понравилось-купил». Затем начались музыкальные искания, поиски «культа». Через какое-то время открыл для себя eBay, началась погоня за первопрессами — и вирус коллекционера меня поглотил окончательно. Страшно вспоминать, сколько на это в то время уходило денег. И в один прекрасный момент, заказывая в одном из московских дистро подборку релизов лейбла Prophecy, я задумался и сказал себе: «Стоп! А зачем я это вообще делаю?»

Сыграл свою роль прагматизм: ведь, имея свой «магазин», можно дешевле пополнять коллекцию — и не только свою (а может, еще и заработать!). Так в начале 2015 года в Москве появилось еще одно дистро — COD, и дела понемногу двинулись вперед. В то время я был постоянным клиентом московского издательства Der Schwarze Tod, и его владелец Николай (он же Князь из проекта «Небокрай» и — когда-то — участник небезызвестной «Темнозори») задал мне вполне логичный вопрос: «А почему именно магазин?» Тем самым окончательно сформулировав мою идею. И в июне 2015 года вместе с первым релизом появился лейбл.

В чем сейчас функция лейбла? Вы просто распространяете музыку на физических носителях и онлайн, помогаете записывать альбомы, организовывать концерты, как-то иначе поддерживаете музыкантов?

В первую очередь лейбл — это хобби. Дорогостоящее, порой — убыточное. Это то, что прежде всего приносит удовольствие мне самому. В перспективе — может быть, через несколько лет — увлечение может стать источником основного дохода. Но мне бы этого не хотелось, иначе хобби превратится в работу, источник средств к существованию, а главная составляющая потеряется.

Работа с музыкантами всегда строится индивидуально. Я сторонник доверительных отношений. Если кого-то подписываю на лейбл, то надеюсь на долговременное и дружеское сотрудничество.

Средствами, необходимыми непосредственно для записи, мы не располагаем, но в отдельных случаях помогаем материально на этапе записи, сведения и мастеринга. Также всегда готовы помочь с оформлением физических релизов.

Лицо издательства — это его физические релизы, визитная карточка как музыканта, так и лейбла. Считайте меня старорежимным, но концепция интернет-лейбла мне не близка. Да, мы предлагаем нашим музыкантам полноценную цифровую дистрибуцию, но это лишь приложение к дистрибуции физической. Мы активно распространяем наши издания как в России, так и за рубежом.

До недавнего времени был относительный провал с продвижением новых релизов. Всегда хотелось уделять этому больше времени, но попросту не хватало одной пары рук на всё сразу. Год назад у меня появилась прекрасная помощница, тоже из резидентов, отвечающая за продвижение наших изданий в соцсетях. Налаживаем активное взаимодействие с тематическими СМИ, в некоторых уже выходят регулярные рецензии на наши релизы.

Организация собственных концертов пока в планах. На данный момент мы присутствуем в качестве дистро-поддержки на мероприятиях с участием наших резидентов (Majdanek Waltz, «Шумы России», «Шесть Мертвых Болгар», «Вирь» и других). До эпидемии прорабатывали идею организации своего мини-фестиваля, который, возможно, стал бы ежегодным, но известные события эти планы перечеркнули. Естественно, только пока.

Полтора года назад под эгидой лейбла с одним из наших резидентов мы запустили новый проект, стоящий в стороне от издательской деятельности, но являющий собой весомое подспорье в продвижении музыкантов. Это была программа «Люди с Вороньего Острова», в рамках которой мы снимали интервью с представителями музыкального и околомузыкального андеграунда. В гостях у нас побывали действующие и бывшие резиденты лейбла (Рабор, Todestriebe, Ънавь / Lunar Abyss), иные интересные нам андеграундные музыканты: отечественный данжеон-синт-проект Morketsvind, хозяин лейбла Nadeln Prod Андрей Иванов. Были и медийные персонажи — Андрей Корюхин, главный редактор журнала Dark City, Владимир Епифанцев, Сергей «Паук» Троицкий. Сняли интервью с финнами Archgoat в день их последнего концерта в Москве.

К сожалению, в связи с творческими разногласиями я принял решение закрыть проект в его прежней форме. Теперь существует отдельное подразделение лейбла — студия Castle of Dreams, где помимо интервью мы снимаем документальные фильмы о близких нам по духу музыкантах и не только. Выпущен первый фильм о талантливом авторе Павле Яромире (проекты Крада, Филантропъ, Dagaz). Готовятся к выходу еще два фильма: первый — об одном из наших резидентов, второй — на немузыкальную тему, но неразрывно с ней связанный. Проект развивается, и мы еще расскажем о многих интересных артистах.

В каталоге вашего лейбла не только отечественные музыканты, но и зарубежные. Это оригинальные издания, впервые вышедшие именно у вас, или отечественные переиздания материала зарубежных лейблов? Если первое, то как зарубежные музыканты вышли на вас и почему предпочли?

Некоторые альбомы выпущены впервые именно на нашем лейбле — как в случае со шведами Fiat Noctum, греческим проектом Celtefog, британцами Satori и некоторыми другими. В иных случаях мы переиздаем ранее полностью распроданные тиражи, которые уже считаются редкостью, как это было с американской исполнительницей Chelsea Robb и ее проектом Arrowwood или с Дункелем из французского Sale Freux. Непосредственно практикой лицензирования — изданием мировых музыкальных новинок для распространения только на территории России — мы не занимаемся. Как средство заработка это, наверное, неплохо — но не в нашем случае, не с нашей идеей. Иногда переиздание старых альбомов оборачивалось выпуском эксклюзивного, ранее не публиковавшегося материала. Примером может служить трехдисковое издание Arrowwood в деревянном коробе с различными вложениями.

Как правило, я сам обращался к зарубежным группам с предложением издания материала, и на тех или иных условиях группы соглашались. Интересная история произошла с проектом Satori. Это британские ветераны шумового пост-индастриала, ведущие свою историю с середины восьмидесятых годов. Я в одно время решил немного «поразвлечься» и совершить небольшую спам-атаку на Facebook — начал стучаться в «друзья» к разным персонажам, в том числе и к Дэвиду, основателю упомянутого проекта. И через некоторое время получил от него предложение выпустить новый альбом Satori, который он писал на протяжении двух лет. Что для меня было вдвойне удивительно — ведь до этого он издавался на таких европейских гигантах, как Cold Spring и Tesco. В итоге мы оказались крайне довольны друг другом, и дело продолжилось переизданием самого старого его кассетного материала, а сейчас мы готовим к выходу новейший альбом проекта (возможно, на момент выхода интервью он уже будет опубликован).

Из интересных отечественных альбомов хочется выделить «Земля, где прошлого не жаль» Archaic Silence. Это проект известного оперного певца, солиста Мариинского театра Евгения Никитина, который, будучи лауреатом многих зарубежных оперных фестивалей, является большим поклонником тяжелой музыки и записал «в стол» совершенно изумительный альбом, сочетающий в себе дум-метал с викинг-тематикой и оперу с оркестровыми аранжировками. Альбом много лет пылился на полке, но потом с Евгением меня и соиздателя Der Schwarze Tod свел наш общий товарищ Павел Яромир, уже упоминавшийся выше. Он и рассказал нам, что есть такой необычный альбом, записанный уже давно, неизданный и позабытый.

Также мы являемся эксклюзивными издателями «Шести Мертвых Болгар» и еще ряда отечественных проектов, например Ierophania. С Александром Чулковым, лидером проекта «Шесть Мертвых Болгар», я познакомился в 2015 году, когда предложил ему издать на компакт-диске сборник, состоящий из старых кассетных записей проекта. Результат всех удовлетворил, и я предложил продолжить работу, в этот раз уже глобально — отреставрировать и издать все пять ранних «хоумтейп»-альбомов группы. Идея оказалась довольно дорогой, но интерес как к металлическому, так и шумовому «старью» сейчас крайне возрос как у нас, так и за рубежом (например, московский лебл Provoloka проводит колоссальную работу по реанимации отечественного шумоиндастриала, записанного до 2000 года). Впоследствии дела сложились так, что мы курируем издание вообще всех альбомов проекта на физических носителях и их цифровую дистрибуцию.

В каталоге лейбла имеются, к примеру, околоиндустриальные релизы и блэк-метал. На ваш взгляд, есть у этих стилей какие-либо «точки соприкосновения»? Каков вообще принцип отбора музыкантов и альбомов для издания на лейбле?

Общие темы, идеологическая составляющая, порой средства художественной выразительности, да и сами участники проектов — точек соприкосновения масса. Но, пожалуй, это относится именно к блэк-металу и различным граням пост-индастриала. Принцип отбора музыкантов предельно прост: я издаю то, что в первую очередь нравится мне самому — и порой не оглядываясь на ожидаемый коммерческий успех проекта. Четкой жанровой градации нет. Может быть издана совершенно разная близкая мне по духу музыка — разве что за исключением оголтелого трэша, дэта или харш-нойза, как бы тепло я к некоторым подобным проектам ни относился.

Сохраняется ли сейчас интерес к физическим копиям релизов, к компакт-дискам, винилу? Остается ли еще смысл выпускать физические носители в эпоху, когда практически все доступно онлайн?

Совокупный интерес, наверное, все же упал. Но те, кто остался, стали действительно преданными поклонниками круглых кусков пластика и магнитной ленты. «Физика» перестала быть средством прослушивания музыки, но стала объектом фетиша и коллекционирование, что наглядно можно увидеть в том же кассетном ренессансе.

Каждый физический релиз для меня — некое сакральное действо. Я не хочу печатать «коленочный» дизайн на «туалетной» бумаге и побыстрее пускать в продажу. Возможно, мой подход во многих случаях экономически нецелесообразен. Наверное, кому-то наши издания могут показаться необоснованно дорогими. Но как издатель, в прошлом коллекционер и просто любитель тактильных ощущений, я знаю, что сам хотел бы держать в руках. Это нестандартное оформление и упаковка, это эксклюзивные дополнения к физическим носителям, это крайне малые тиражи — все сильно увеличивает стоимость. Но результат того стоит и всегда находит своего преданного обладателя. Из последних изданий я очень доволен тем, какими получились свежий альбом отечественных легенд Majdanek Waltz и молодого питерского блэк-метал-проекта «Черноплодь».

Если это не коммерческая тайна, то насколько выгодно лейблу присутствие на таких площадках, как Bandcamp, Яндекс.Музыка? Сопоставимы ли они с физическими носителями или это просто своего рода реклама?

Очень неоднозначный вопрос. Все сильно зависит от конкретного альбома, о котором идет речь. Есть две полярные точки. С одной стороны, «культовый» издатель, который, что бы ни выпустил в свет, будет иметь «солд-аут» и регулярные продажи на цифровых площадках. С другой — «культовый» проект, который, где бы он ни выпустился, постигнет та же участь. Культовыми издателями мы пока не стали и работаем в основном с относительно малоизвестными музыкантами, хотя среди резидентов есть и общепризнанные имена. Поэтому каждый раз это лотерея. Были случаи, когда альбом без какой-либо рекламы «выстреливал». Так, например, случилось с проектом Gherzen, тираж которого на данный момент почти полностью распродан при регулярных цифровых продажах. Бывает, что релиз продается в основном в цифровом виде, как это произошло с предыдущим альбомом британских индустриальных ветеранов Satori. А бывают и случаи с весьма и весьма скромными продажами везде даже при наличии промо-кампании. Угадать сложно.

Есть ли интерес к музыкантам лейбла со стороны зарубежной аудитории, особенно к отечественным группам? Различается ли восприятие их творчества у нас и за рубежом?

Различий в восприятии творчества отечественных групп у нас и за рубежом я не заметил. Тип человека, предпочитающего подобную музыку, везде одинаков. А вот интерес к релизам лейбла за рубежом, как показала практика, существенно выше, чем у нас. Может быть, дело в ценовой политике или в чем-то еще, но львиная доля продаж уходит именно за границу. Есть, конечно, сугубо локальные «культы», как архангельский проект «Шесть Мертвых Болгар», но это скорее исключение из правила.

Что вы слушаете в свободное время, каких музыкантов предпочитаете за пределами каталога лейбла?

А вот это уже называется «сапожник без сапог». Чем больше я углублялся в работу лейбла, тем меньше слушал посторонней музыки. Возможно, это просто совпадение и наступило пресыщение. Но со временем я перестал коллекционировать, затем начал распродавать коллекцию (конечно, за исключением отдельных позиций). Сейчас если что-то и слушаю, то это материал возможных резидентов лейбла или своего рода «терапевтическая музыка»: эмбиент без приставки «дарк», что-нибудь из ню-эйджа или классики. Но нет-нет да и случаются дни дискографий Burzum, Iron Maiden, Ildjarn и прочих детских воспоминаний.

Интересен ли вам хоррор как жанр — в кино, литературе, комиксах, играх? Можете ли рассказать о любимых авторах, произведениях и о том, почему вас зацепили именно они?

Кино и еще раз кино! Родители в моем раннем детстве приносили домой прокатные видеокассеты. Как обычно, это были «Терминаторы», «Кикбоксеры», «Безумные Максы», «Звездные войны» и прочая классика восьмидесятых и девяностых. Но совершенно отдельно в этом ряду стояли хорроры. Я имел неосторожность познакомиться с первым «Чужим» где-то в восемь или девять лет. После этого на какое-то время появился страх темноты, но вместе с тем — непреодолимое желание повторить. Потом уже пошли чередой «Нечто», «Кошмар на улице Вязов», «Восставший из ада», первые нетленки Питера Джексона и Сэма Рэйми. Позднее я открыл для себя классические итальянские джалло, хоррор и эксплуатационный кинематограф. Наиболее сильным впечатлением и по сей день остается «О смерти, о любви» Микеле Соави, хотя хоррором эту социально-психологическую драму, на мой взгляд, считать никак нельзя. А затем — японский треш. И понеслось… Почему именно это когда-то заинтересовало, сказать сложно, ибо познакомился я с подобным в самом раннем детстве. А детские впечатления — самые сильные, самые верные.

Как подействовала (если подействовала) на работу лейбла пресловутая пандемия? Ощущаете ли вы — в плане работы — ее окончание? И чем собираетесь порадовать слушателей в ближайшее время?

Прозвучит парадоксально, но это лучший год за пятилетнюю историю лейбла. Из-за пандемии основная работа была переведена на дом, в связи с чем появилось гораздо больше возможностей уделять внимание издательской деятельности и всему, что с ней связано. Мы наконец-то наладили «промоушн», провели ревизию в дистро и составили актуальный каталог. И, самое главное, подготовили массу интересных релизов. В текущем году мы планируем переиздание дискографии культового ростовского ритуал-индастриал-проекта Ierophania, новые альбомы «Шести Мертвых Болгар», «Шумов России», совершенно изумительного минимал-синт-проекта Наташи Ильминской Nož Nad Lesam, несколько блэк-метал-релизов. И, наверное, главный проект, над которым работаем уже три года: новый альбом известного американского дарк-фолк-проекта novemthree. А также новые фильмы и интервью студии Castle of Dreams. Следите за новостями!

codmusicdistro.bandcamp.com

codmusicdistro@gmail.com

vk.com/codlabel

youtube.com/codlabelcastleofdreamsdocumentary

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)