DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВИННИ-ПУХ: КРОВЬ И МЕД 2

Даже в аду есть свои герои

Девятые врата / The Ninth Gate

Франция, Испания, США, 1999

Жанр: триллер, детектив, мистика

Режиссер: Роман Полански

Сценарий: Джон Браунджон, Энрике Урбису, Роман Полански, Артуро Перес-Реверте

В ролях: Джонни Депп, Фрэнк Ланджелла, Лена Олин, Эмманюэль Сенье

Похожие фильмы:

  • «Сердце ангела» (1987)
  • «Лучшее предложение» (2012)

Похоже, от первого возвращения Романа Полански к жанру мистического триллера со времен «Ребенка Розмари» в 1968 году критики ждали чего-то шедеврального. Получившийся детектив со сверхъестественными элементами в результате был просто заклеван прессой. Авторы буквально изгалялись в остроумии (отличился рецензент «Нью-Йорк Таймс», заявивший, что «фильм получился не страшнее спектакля с куклами-носками по мотивам "Ведьмы из Блэр" и даже близко не такой смешной, как может показаться из описания»). Однако к 2023 году «Девятые врата» подошли в статусе довольно культового фильма (причем не из разряда «так плохо, что даже хорошо») со своими верными поклонниками. Давайте же разберемся, кто оказался прав в своих оценках.

В 1666 году испанский еретик Аристид Торкья написал трактат «Девять врат в царство теней», способный, по легенде, призвать дьявола. Инквизиция авторский замысел не оценила, в результате незадачливый писатель и весь тираж его книги отправились на костер. Весь, кроме трех уцелевших экземпляров. Уже в наши дни богатый коллекционер нанимает опытного сыщика-букиниста Дина Корсо, чтобы установить подлинность оставшихся копий «Девяти врат». В результате вместо ненапряжной командировки по красивейшим уголкам Европы главный герой получает полный комплект нуарного детектива: трупы, предательства, роковые красотки и щепотка сатанинской жути на десерт.

Роман Полански умеет снимать напряженные триллеры – доказано «Ребенком Розмари», «Жильцом» и «Отвращением». Роман Полански также умеет снимать нуарные детективы – доказано «Китайским кварталом» и «Неукротимым». Еще у Романа Полански есть очень едкое и саркастичное чувство юмора – «Бал вампиров» тому прекрасное подтверждение. Неудивительно, что от смешения его сильных сторон критики ждали поистине взрывного коктейля. Не дождались – это придется признать. На фоне ранних шедевров «Девятые врата», безусловно, выглядят бледнее. Но все равно это один из лучших мистических детективов за последние 30 лет и уж точно один из самых солидных и эстетских.

Во-первых, у фильма очень осязаемая загадочная атмосфера. На нее работают шикарные виды европейских городов, богатые интерьеры, правильные ракурсы камеры, приглушенная цветовая палитра и потрясающая готическая музыка Войцеха Киляра (опять же, не дотягивающая до его шедеврального саундтрека к «Дракуле», но не каждый же день такое писать). Тема книжного расследования также насыщает картину оттенком элитарности – хотя любой настоящий букинист впадет в неподдельный ужас от того, как герои обращаются с многовековыми томами. Отдельно стоит добавить сюда юмор – «Девятые врата» поразительно смешной фильм, с острыми диалогами в духе Вуди Аллена. Полански, переживший холокост, пребывает в твердой уверенности, что сверхъестественного и паранормального зла не бывает, а самые страшные вещи творятся обыкновенными людьми. Финальная речь главного злодея – из этой же оперы. Он настолько полон пафоса, музыка на фоне настолько нагнетает величественного ужаса, что итоговая судьба данного персонажа вызывает только ехидную усмешку.

Во-вторых, «Девятые врата» - это практически идеальный пример сценарной адаптации. Фильм основан на романе «Клуб Дюма, или Тень Ришелье» испанского классика интеллектуального детектива Артуро Переса-Реверте. А теперь вопрос: вы помните в фильме упоминания Александра Дюма или знаменитого французского кардинала? Конечно нет! В романе Корсо ведет сразу два расследования: поиск подлинника «Девятых врат» и раннего издания «Трех мушкетеров», причем сам герой не всегда понимает, откуда ему грозит опасность. Финал одной из историй получился изящной литературной шуткой, но при этом нарушал все законы детективной драматургии. В книге, с ее элементами магического реализма и изобретательной структурой, такие кунштюки выглядят уместно, но на экране сюжетная структура получилась бы рыхлой и излишне запутанной.

Что сделали Полански и его постоянный соавтор Джон Браунджон? Простейшую в своей гениальности вещь! Из оригинального сценария Энрике Урбису были безжалостно вымараны все упоминания о линии «Клуба Дюма», а все связанные с ней персонажи и сюжетные повороты были изящно пришиты к линии «Девятых врат». Получилось настолько органично, что не читавшие роман ни за что не догадаются, что роковая красотка Лиана Телфер и ее телохранитель, например, никакого отношения к охоте за дьявольской книгой не имеют. Часть намеков просто убрали (так баронесса Унгерн стала баронессой Кесслер), часть – сделали буквальными (огненный финал). Игривый литературный постмодерн уступил место не менее игривому (но рассказанному с серьезной миной) оккультному детективу, отчего фильм только выиграл.

В-третьих, фильму чертовски повезло с актерским составом. Джонни Депп был рожден играть скользких обаяшек, что в очередной раз с блеском демонстрирует здесь (хотя его внешний вид и манеры отсылают к Микки Рурку из «Сердца ангела» сильнее, чем к классическим крутым детективам), благодаря чему киношный Корсо получился симпатичнее книжного оригинала. Оригинальная внешность Эмманюэль Сенье буквально создана, чтобы играть загадочных женщин с жуткими секретами. А Лена Олин образца 1998 года – идеальная роковая брюнетка, прямиком из нуаров 1940-1950-х (забавно, учитывая, что оригинальная Лиана Телфер была блондинкой в духе «Миледи»). Нужную долю угрозы и опереточности вносит маститый Фрэнк Ланджелла. Второстепенные персонажи также все на своих местах, особенно удались старые жулики и книготорговцы братья Сениса, очаровательно сыгранные непрофессиональным актером Хосе Лопесом-Родеро, который вообще-то трудился ассистентом режиссера.

«Девятые врата» не получили бы таких преданных поклонников, если бы не имели второго дна, которое, опять же, здорово отличается от оригинального романа. Если Перес-Реверте заканчивает свою книгу на в меру оптимистичной ноте (говоря о том, что каждый получает того дьявола, которого заслужил), то финал фильма, несмотря на высказанное Полански неверие в паранормальное, вышел куда более зловещим. «Девятые врата» заменили книжные теологические диалоги и монологи на намеки и секундные детали, отказавшись от них только во вполне однозначном финале (его можно было бы назвать открытым, если бы зритель не имел к этому моменту на руках все необходимые ответы).

Что в сухом остатке? Да, «Девятые врата» не войдут в пятерку лучших фильмов Романа Полански, но не оттого, что сам фильм плох, а от невероятного калибра его ранних работ. Это неторопливый и атмосферный детектив, где за каждым поворотом сюжета неуловимо пахнет серой. Из трех классических мистических триллеров Деппа того периода (считая «Сонную лощину» и «Из ада») этот – самый изящный и эстетский. Из триллеров Полански – самый доступный и мейнстримный. Но, как говорилось выше, из сходных по жанру и тематике фильмов ни один не смог превзойти «Девятые врата» (не с «Кодом да Винчи» же сравнивать, право слово). А это уже, знаете ли, немаленькое достижение!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)