DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Депрессивная пятерка

Депрессия, печаль, тоска – базовые эмоции. Для хорроров. Но это эмоции, которые непросто показать на экране таким образом, чтобы зритель в них поверил. Журнал DARKER подобрал для вас пять фильмов, где депрессия – это не просто чувство, но один из главных героев.

«Антихрист»

Дания, Германия, Франция, Швеция, Италия, Польша, 2009 г.

Режиссер: Ларс фон Триер

«Антихрист» – это…

…драматический фильм ужасов,

…Ларс фон Триер,

…фильм, сценарий для которого тоже написал Ларс фон Триер,

…Уиллем Дефо и Шарлотта Генсбур,

…фильм, который Ларс фон Триер называет лучшим в своей карьере,

…фильм, посвященный Андрею Тарковскому.

А больше и не нужно причин, чтобы смотреть его. Или заранее понять, что от данного произведения киноискусства лучше держаться подальше.

В центре сюжета Он (Уиллем Дефо) и Она (Шарлотта Генсбур). Еще был Ник – их маленький сын. Пока Они страстно занимались сексом, мальчик выбрался из кроватки, залез на подоконник и выпал из окна. И как раз в момент смерти малыша Она испытывает сильнейший оргазм.

На этой почве героиня начинает потихоньку сходить с ума, погружаясь в пучину депрессии. Он, будучи психотерапевтом, увозит ее в загородный дом и пытается лечить. А по ходу дела выясняет, что сумасшествие поселилось в Ее душе гораздо раньше смерти Ника.

К «Антихристу» нужно быть морально готовым: он глубже, чем кажется, и некоторые сцены могут вывести из равновесия.

Медленный и тягучий, как мед, стекающий с ложки, он погружает в жизнь двух людей, одержимых друг другом, собственными чувствами, виной и тайнами, которые они тщательно хранят даже от самих себя. А в конце отстраняется и резко вытягивает коврик из-под ног зрителя, превращая камерный символистский психотриллер в апокалиптическую притчу.

«Меланхолия»

Дания, Швеция, Франция, Германия, 2011

Режиссер: Ларс фон Триер

Кстати про апокалиптические притчи. У Триера есть фишка: сняв очередной фильм, он говорит, что уходит из кинематографа, а через некоторое время выдает очередной шедевр. Ну, или не шедевр – для кого как.

С депрессией режиссер знаком не понаслышке. Как раз во время сеансов психотерапии к нему и пришла идея фильма «Меланхолия». Тогда врач сказал, что в стрессовой ситуации люди, подверженные депрессии, ведут себя гораздо спокойнее «нормальных», потому что изначально как бы готовы к худшему варианту развития событий. Эта мысль и лежит в основе «Меланхолии».

Фильм поделен на две части и пролог, в котором мы сразу же узнаем финал: Земля погибла, столкнувшись с планетой Меланхолия. Потом нас перебрасывает назад – к Джастин (Кирстен Данст), Джону (Кифер Сазерленд) и Клэр (Шарлотта Генсбур).

Сюжета как такого в фильме нет: Триеру интереснее именно психологический вопрос, отношение и реакции героев на то, что человечество вот-вот погибнет, и, наконец, кто как с этим справляется и справляется ли в принципе. Чем ближе Меланхолия к Земле, тем более странно ведут себя герои. И все это под музыку Рихарда Вагнера.

«Дом с прислугой»

США, 2019-2023, сериал, 1-4 сезон

Режиссер: Ишана Шьямалан, Нимрод Антал, М. Найт Шьямалан и другие

Многие хорроры начинаются с трагедии – потери любимого человека. Смерть сама по себе страшна, а смерть ребенка – самое ужасное, что может случиться с родителями. Это и произошло в семье Шона и Дороти Тернер (Тоби Кеббел и Лорен Эмброуз). Их трехмесячный Джерико погиб в результате несчастного случая. Чтобы помочь друг другу пережить психологическую травму, пара заводит себе куклу-реборн – реалистичную игрушку, полную копию младенца. Дороти настолько погружается в воспитание малыша, что в какой-то момент нанимает няню в помощь. Однако странная Лиенн (Нелл Тайгер Фри) оказывается с сюрпризом.

К концу первого сезона «Дом с прислугой» отступает от относительно однозначных трактовок депрессии и горя, потихоньку закручиваясь в странную петлю из жутких (или благодатных) культов и махрового сюрреализма. Но становится поздно. Сериал затягивает зрителя в свою паутину с первой серии – атмосферой, странностью и неспешностью. Каждая серия заканчивается на моменте, когда просто невозможно остановиться и перестать смотреть, поэтому и смотришь «Дом с прислугой» залпом.

«Солнцестояние»

США, Швеция, 2019

Режиссер: Ари Астер

Языческие боги, наркотики, ритуалы и человеческие жертвоприношения. Страх, слезы, непонимание и, наконец, принятие самого себя, своей сущности. Месть и перерождение. Все это – нашумевший в 2019 году фильм Астера «Солнцестояние». Для современной аудитории картина держит пальму первенства среди фолк-хорроров, отобрав ее у «Плетеного человека» (не с Николасом Кейджем).

Главная героиня Дани (Флоренс Пью) недавно потеряла семью – ее сестра убила родителей и покончила жизнь самоубийством. Плюсом к этому идут разваливающиеся отношения с Кристианом (Джек Рейнор), который уже давненько искал способ расстаться с девушкой, но в свете последних событий терпит ее из жалости.

Вместе с друзьями они отправляются в глухую шведскую деревушку на праздник солнцестояния. Герои оказываются в месте, где западные ценности не работают, где свои законы и порядки, взгляды на жизнь и смерть. И где все подчинено языческим богам – и человеческим жертвоприношениям. Один за другим они складывают свои головы на «ритуальном алтаре», а Дани встает перед непростым выбором: кого избрать последней жертвой.

«Солнцестояние» Астер снимал после собственного болезненного расставания и потому особенный акцент сделал на том, на что способен человек после потери. Находясь в пограничном состоянии, глубоко раненный в сердце, любой из нас крайне уязвим перед злом. Просто кто-то способен побороть свою рвущуюся наружу темную сторону, а кто-то нет.

«Бабадук»

Австралия, Канада, 2014

Режиссер: Дженнифер Кент

Для Дженнифер Кент, ученицы Ларса фон Триера, «Бабадук» стал дебютной работой. И сразу же завоевал сердца поклонников жанра хоррор.

Кент показала, что фильм можно сделать по-настоящему страшным, не прибегая к скриммерам, темноте в кадре и литрам крови. Ужас «Бабадука» в его тревожной атмосфере, поведении героев, их взаимоотношениях, словах.

Молодая мать Амелия (Эсси Дэвис) уже шесть лет пребывает в затяжной депрессии. В день, когда она родила сына Сэма (Ной Уайзман), ее муж погиб в автокатастрофе. Они не празднуют день рождения мальчика, между ними нет теплоты. Сэм растет капризным и впечатлительным, а сама Амелия устает на работе так, что на сына ни времени, ни сил не остается. Возможно, поэтому она и читает ему на ночь страшную сказку про монстра Бабадука. И тот начинает приходить к Сэму наяву. А потом и к Амелии. Но есть ли он на самом деле?

Депрессия, в которой пребывает героиня, почти физически ощутима. Она словно покрывает ее черной пеленой вины, обиды, жалости к себе, болезненной любви и одновременно нелюбви к сыну. Амелия изо всех сил пытается справиться с этим, а еще с деструктивным поведением Сэма в школе, нелюбимой работой и долгами. На этом фоне встреча с Бабадуком кажется всего лишь еще одной проблемой, которую надо решить. Амелия находит способ победить монстра, пусть и странный, но действенный.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)