Депрессия, печаль, тоска – базовые эмоции. Для хорроров. Но это эмоции, которые непросто показать на экране таким образом, чтобы зритель в них поверил. Журнал DARKER подобрал для вас пять фильмов, где депрессия – это не просто чувство, но один из главных героев.
«Антихрист»
Дания, Германия, Франция, Швеция, Италия, Польша, 2009 г.
Режиссер: Ларс фон Триер
«Антихрист» – это…
…драматический фильм ужасов,
…Ларс фон Триер,
…фильм, сценарий для которого тоже написал Ларс фон Триер,
…Уиллем Дефо и Шарлотта Генсбур,
…фильм, который Ларс фон Триер называет лучшим в своей карьере,
…фильм, посвященный Андрею Тарковскому.
А больше и не нужно причин, чтобы смотреть его. Или заранее понять, что от данного произведения киноискусства лучше держаться подальше.
В центре сюжета Он (Уиллем Дефо) и Она (Шарлотта Генсбур). Еще был Ник – их маленький сын. Пока Они страстно занимались сексом, мальчик выбрался из кроватки, залез на подоконник и выпал из окна. И как раз в момент смерти малыша Она испытывает сильнейший оргазм.
На этой почве героиня начинает потихоньку сходить с ума, погружаясь в пучину депрессии. Он, будучи психотерапевтом, увозит ее в загородный дом и пытается лечить. А по ходу дела выясняет, что сумасшествие поселилось в Ее душе гораздо раньше смерти Ника.
К «Антихристу» нужно быть морально готовым: он глубже, чем кажется, и некоторые сцены могут вывести из равновесия.
Медленный и тягучий, как мед, стекающий с ложки, он погружает в жизнь двух людей, одержимых друг другом, собственными чувствами, виной и тайнами, которые они тщательно хранят даже от самих себя. А в конце отстраняется и резко вытягивает коврик из-под ног зрителя, превращая камерный символистский психотриллер в апокалиптическую притчу.
«Меланхолия»
Дания, Швеция, Франция, Германия, 2011
Режиссер: Ларс фон Триер
Кстати про апокалиптические притчи. У Триера есть фишка: сняв очередной фильм, он говорит, что уходит из кинематографа, а через некоторое время выдает очередной шедевр. Ну, или не шедевр – для кого как.
С депрессией режиссер знаком не понаслышке. Как раз во время сеансов психотерапии к нему и пришла идея фильма «Меланхолия». Тогда врач сказал, что в стрессовой ситуации люди, подверженные депрессии, ведут себя гораздо спокойнее «нормальных», потому что изначально как бы готовы к худшему варианту развития событий. Эта мысль и лежит в основе «Меланхолии».
Фильм поделен на две части и пролог, в котором мы сразу же узнаем финал: Земля погибла, столкнувшись с планетой Меланхолия. Потом нас перебрасывает назад – к Джастин (Кирстен Данст), Джону (Кифер Сазерленд) и Клэр (Шарлотта Генсбур).
Сюжета как такого в фильме нет: Триеру интереснее именно психологический вопрос, отношение и реакции героев на то, что человечество вот-вот погибнет, и, наконец, кто как с этим справляется и справляется ли в принципе. Чем ближе Меланхолия к Земле, тем более странно ведут себя герои. И все это под музыку Рихарда Вагнера.
«Дом с прислугой»
США, 2019-2023, сериал, 1-4 сезон
Режиссер: Ишана Шьямалан, Нимрод Антал, М. Найт Шьямалан и другие
Многие хорроры начинаются с трагедии – потери любимого человека. Смерть сама по себе страшна, а смерть ребенка – самое ужасное, что может случиться с родителями. Это и произошло в семье Шона и Дороти Тернер (Тоби Кеббел и Лорен Эмброуз). Их трехмесячный Джерико погиб в результате несчастного случая. Чтобы помочь друг другу пережить психологическую травму, пара заводит себе куклу-реборн – реалистичную игрушку, полную копию младенца. Дороти настолько погружается в воспитание малыша, что в какой-то момент нанимает няню в помощь. Однако странная Лиенн (Нелл Тайгер Фри) оказывается с сюрпризом.
К концу первого сезона «Дом с прислугой» отступает от относительно однозначных трактовок депрессии и горя, потихоньку закручиваясь в странную петлю из жутких (или благодатных) культов и махрового сюрреализма. Но становится поздно. Сериал затягивает зрителя в свою паутину с первой серии – атмосферой, странностью и неспешностью. Каждая серия заканчивается на моменте, когда просто невозможно остановиться и перестать смотреть, поэтому и смотришь «Дом с прислугой» залпом.
«Солнцестояние»
США, Швеция, 2019
Режиссер: Ари Астер
Языческие боги, наркотики, ритуалы и человеческие жертвоприношения. Страх, слезы, непонимание и, наконец, принятие самого себя, своей сущности. Месть и перерождение. Все это – нашумевший в 2019 году фильм Астера «Солнцестояние». Для современной аудитории картина держит пальму первенства среди фолк-хорроров, отобрав ее у «Плетеного человека» (не с Николасом Кейджем).
Главная героиня Дани (Флоренс Пью) недавно потеряла семью – ее сестра убила родителей и покончила жизнь самоубийством. Плюсом к этому идут разваливающиеся отношения с Кристианом (Джек Рейнор), который уже давненько искал способ расстаться с девушкой, но в свете последних событий терпит ее из жалости.
Вместе с друзьями они отправляются в глухую шведскую деревушку на праздник солнцестояния. Герои оказываются в месте, где западные ценности не работают, где свои законы и порядки, взгляды на жизнь и смерть. И где все подчинено языческим богам – и человеческим жертвоприношениям. Один за другим они складывают свои головы на «ритуальном алтаре», а Дани встает перед непростым выбором: кого избрать последней жертвой.
«Солнцестояние» Астер снимал после собственного болезненного расставания и потому особенный акцент сделал на том, на что способен человек после потери. Находясь в пограничном состоянии, глубоко раненный в сердце, любой из нас крайне уязвим перед злом. Просто кто-то способен побороть свою рвущуюся наружу темную сторону, а кто-то нет.
«Бабадук»
Австралия, Канада, 2014
Режиссер: Дженнифер Кент
Для Дженнифер Кент, ученицы Ларса фон Триера, «Бабадук» стал дебютной работой. И сразу же завоевал сердца поклонников жанра хоррор.
Кент показала, что фильм можно сделать по-настоящему страшным, не прибегая к скриммерам, темноте в кадре и литрам крови. Ужас «Бабадука» в его тревожной атмосфере, поведении героев, их взаимоотношениях, словах.
Молодая мать Амелия (Эсси Дэвис) уже шесть лет пребывает в затяжной депрессии. В день, когда она родила сына Сэма (Ной Уайзман), ее муж погиб в автокатастрофе. Они не празднуют день рождения мальчика, между ними нет теплоты. Сэм растет капризным и впечатлительным, а сама Амелия устает на работе так, что на сына ни времени, ни сил не остается. Возможно, поэтому она и читает ему на ночь страшную сказку про монстра Бабадука. И тот начинает приходить к Сэму наяву. А потом и к Амелии. Но есть ли он на самом деле?
Депрессия, в которой пребывает героиня, почти физически ощутима. Она словно покрывает ее черной пеленой вины, обиды, жалости к себе, болезненной любви и одновременно нелюбви к сыну. Амелия изо всех сил пытается справиться с этим, а еще с деструктивным поведением Сэма в школе, нелюбимой работой и долгами. На этом фоне встреча с Бабадуком кажется всего лишь еще одной проблемой, которую надо решить. Амелия находит способ победить монстра, пусть и странный, но действенный.
Комментариев: 0 RSS