![Дилогия о Мухе Дилогия о Мухе](http://darkermagazine.ru/uploads/article/fly/fly-fly2.jpg)
История дилогии о «Мухе» (1986, 1989) началась в далеком 1957 году, когда в журнале «Плейбой» был опубликован рассказ «Муха» французского писателя Жоржа Ланжелана. Сам Ланжелан – личность неординарная; во время Второй Мировой войны он был заброшен в оккупированную Францию, как разведчик; был схвачен фашистами и приговорен к смертной казни, но совершил побег. Рассказ у него тоже получился неординарный – об ученом, который случайно «скрестил» себя с мухой, получив в итоге два организма – человека, превращающегося в муху и … разумную муху с головой человека. Спустя год рассказ экранизировал Курт Ньюманн, сохранив сюжетную фабулу. Одну из ролей в фильме сыграл знаменитый Винсент Прайс; фильм оказался настолько успешным, что за ним последовало два сиквела («Возвращение мухи», 1959 и «Проклятие мухи», 1965).
Спустя 30 лет, в середине 80-х, возникла идея о съемке ремейка. Надо отметить, что фильм мог получиться совсем другим – Дэвид Кроненберг планировал снимать для Дино Де Лаурентиса боевик «Вспомни все» (тот самый, со Шварценнегерром), а «Муху» взялся снимать режиссер Роберт Бирман. Однако судьба распорядилась иначе. Внезапная смерть дочери Бирмана временно прервала его работу в кино, а Кроненберг разругался с Де Лаурентисом, в результате чего «Вспомни все» снимал уже Пол Верховен, а Кроненберг оказался в режиссерском кресле на съемках «Мухи». Это определило судьбу фильма – ведь Кроненберга всегда интересовали самые темные стороны человеческой души, физические и психологические изъяны, так что история о горе-экспериментаторе, день за днем превращающегося в мерзкое чудовище, подошла ему, как влитая. Кроненберг принял ряд важных решений – отказался от идеи «второго организма», и сосредоточился на пугающих метаморфозах главного героя. Заодно режиссер придумал «ребристый» дизайн телепортов, вдохновившись формами… винтажного мотоцикла марки Ducati.
![Телепорт и мотоцикл Ducati Телепорт и мотоцикл Ducati](http://darkermagazine.ru/uploads/article/fly/telepod-ducati.jpg)
Выбор Джеффа Голдблюма на главную роль не кажется самым очевидным. Тем не менее, хотя далеко не во всех фильмах мне нравятся работы этого актера, для «Мухи» он оказался попаданием в яблочко: интеллигентный, остроумный, прекрасно сложенный – его просто невозможно представить в образе мерзкого насекомого. И, тем не менее, он сыграл эту трансформацию – не только с помощью сложного грима, но и актерской игры. К слову сказать, роль журналистки Вероники, которая влюбляется в ученого, досталась Джине Девис не в последнюю очередь благодаря тому, что в 1985 году она встречалась с Голдблюмом (по иронии судьбы, к выходу сиквела они успели пожениться и развестись). Результат? Между героями искрит настоящая «экранная химия» - они не играет влюбленность, а проживают ее по-настоящему. И тем страшнее тот кошмар, которым на экране заканчивается эта «любовная история». Третьей вершиной сюжетного треугольника в фильме стал Джон Гетц – я мало где видел этого актера, но в «Мухе» ему досталась крайне интересная роль. Его персонаж поначалу является типичным «плохим парнем»: будучи «бывшим» журналистки, он крадет ее сенсационный материал, ревнует ее, и вообще, всячески подличает. Тем удивительнее его преображение в финале в героя, который жертвует собой (точнее говоря, некоторыми частями своего тела) для спасения любимой. Не всегда в «страшном» кино увидишь такого многогранного персонажа. Сам Кроненберг снялся в фильме в камео-роли… гинеколога (выбор не случайный – как-то Мартин Скорцезе сказал ему, что режиссер похож на врача).
Результат хорошо известен: «Муха» стала прокатным хитом (включая СССР в эпоху видеосалонов). Это типичное «страшное» кино с монстрами и «кровищей», но одновременно это и типичный кроненберговский фильм, поднимающий острые социальные проблемы, в том числе затрагивающий тему распространения СПИДа, мутаций, техногенных катастроф... Спецэффекты в фильме были для того времени просто потрясающие («токсичная смесь», которой «стреляет» в людей человек-муха, была сделана из смеси молока, яиц и меда), так что даже закономерно, что сиквел фильма, снятый в 1989 году, доверили Крису Уолласу, который на «Мухе» как раз за спецэффекты и отвечал.
![](http://darkermagazine.ru/uploads/article/fly/fly-ii-6.jpg)
Хотя к сценарию «Мухи 2» приложили руку такие маститые (в будущем) режиссеры и сценаристы как Френк Дарабонт и Мик Гаррис, факт остается фактом – это уже не фильм Кроненберга. Это не значит, что фильм плох – просто это уже «совсем другая история». Вероника погибает в сиквеле в самом начале (по понятным причинам, эту роль играет уже другая актриса – Саффрон Хендерсон), рождая сына Человека-Мухи: Мартина Брандла. Он выглядит, как обычный ребенок, вот только растет он не по дням, а по часам, и к пяти годам превращается во взрослого мужчину. Все этого время коварный глава корпорации Барток держит Мартина под наблюдением, с нетерпением ожидая, когда же он превратится в муху, подарив науке несчетное количество открытий.
Понятно, что это уже не история о любовном треугольнике и страхе заражения, это «биполярная» система: Мартин против Бартока, герой против мегакорпорации, человек против контроля системы. И с этой точки зрения фильм выглядит вполне достойно, особенно часть про краткое «детство» героя, который вынужден считать своим отцом жестокого и лицемерного экспериментатора. Как только герой превращается в Очень Большую Муху, и начинается непосредственно ужастик, градус интереса к фильму парадоксальным образом падает – ведь изюминка «Мухи» была не в пролитой крови, и в философском кафкианском подтексте. Кроме того, сегодня спецэффекты с «кукольной» мухой (а заодно и допотопные компьютеры с
мониторами) устарели настолько, что фильм кажется более архаичным, чем та же «Муха». Изменилась и ключевая идея фильма Кроненберга – в первой «Мухе» герой превращался в чудовище не только внешне, но и внутренне (в финальной сцене он тащит свою «любимую» в телепорт, чтобы слиться там с ее генами), что создает дополнительное измерение ужаса. В «Мухе 2», напротив, Мартин сохраняет подобие человечности даже с шестью ногами: гладит собаку, защищает девушку… Да и хэппи-энд в такого рода кино смотрится фальшиво.
Из прошлого фильма в сиквел перекочевал только Джон Гетц, но роль его эпизодическая, и, по большому счету, непринципиальная. Сына Сета Брандла, Мартина, играет Эрик Штольц. В 1985 года он начал сниматься в роли Марти Макфлая в знаменитой трилогии «Назад в будущее», но уже после начала съемок был заменен на Майкла Дж. Фокса. Так что если вы хотите посмотреть, как бы выглядел Марти Макфлай, если бы его сыграл Штольц – посмотрите «Муху 2». Его герой – «большой ребенок», ранимый и наивный. Увы, к трансформации его «белого и пушистого» персонажа в «черную и мохнатую» муху больше приложили руку мастера по гриму, чем актерская игра Штольца. Мне кажется, что на этот раз команде по спецэффектам больше удались не «насекомые» мутации, а жуткий пес-монстр (жертва экспериментов Бартока) и отвратительное чудовище, появляющееся в самом финале. Даже понимая, что это куклы, все равно становится не по себе.
Таким образом, отойдя от «линии Кроненберга» зарождающаяся франшиза сразу зашла в тупик – «Муха 3» так и не появилась. Зато сейчас идет подготовка к новому ремейку. Станет ли новый фильм таким же шагом вперед, каким стал фильм 1986 года по отношению к оригиналу 1958-го, покажет время. Тем более что в режиссерском кресле вновь должен оказаться Дэвид Кроненберг!
![](http://darkermagazine.ru/uploads/article/fly/fly-5.jpg)
Комментариев: 0 RSS