DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Экзистенциальный маникюр

Ногти (повесть)

Автор: Михаил Елизаров

Жанр: хоррор, мистика, магический реализм

Издательство: Ад Маргинем

Год издания: 2001, 2008, 2009, 2011

Похожие произведения:

  • другие произведения Михаила Елизарова
  • произведения Виктора Пелевина
  • Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на черном» (роман)
  • Бытие человека уникально. А истина личностна. Ее надо пережить, перестрадать, откопать в одиночестве, прозреть после череды падений. На этом настаивают экзистенциалисты.

    Забудем про объективность. Поднимем веки, увидим мир глазами горбуна Александра Глостера, героя повести «Ногти» Михаила Елизарова. Мир специнтерната «Гирлянда», куда Глостера и его друга гидроцефала Сергея Бахатова перевели из больницы. Глостер и Бахатов — не слабоумные, как остальной контингент интерната, их просто «оставили на потеху». Они — подкидные дураки.

    Зачин повести, его декорации обещают и преподносят порцию чернухи (подначивания и издевательства нянек и санитаров, физиология пациентов), но она подана под соусом черного юмора, и соус весьма удачен — Елизаров умело скрещивает страх и смех, что бесценно для хоррора.

    Мистическая составляющая интригует. Бахатов раз в месяц проводит маникюрный ритуал: обкусывает ногти, сплевывает на газету и по тому, как упали обрезки, предсказывает будущее. Один из обрядов включает расцарапывание собственного тела. И лучше не вникать, не вмешиваться в священнодействие, иначе увидишь колодец, услышишь собачий лай… Автор никак не объясняет червоточину, инфернальный сквозняк — и это хорошо, так спокойнее, мы не хотим знать; недосказанность пугает сильнее.

    После интерната два «братика» выходят во взрослую жизнь. Большой город полон бытийных (читай бытовых) потрясений, ему плевать на неприспособленность двух «психов». Реальность повести — кусачий мир девяностых — неприятна и убога, она отталкивает (черный юмор помогает сохранить равновесие) — людской низостью, черствостью, отстраненностью и холодностью. Даже у главных героев натуры стылые… Но чему удивляться? Выборочные идеи экзистенциализма тут ко двору. Жизнь бессмысленна и трагична. Окружающая среда, все внешнее — пыль; важны лишь внутренняя свобода и возможность выбора.

    Свободу и выбор, пускай и иллюзорные, дает мистическая способность Бахатова, она поддерживает благополучность Глостера, открывшего в себе талант пианиста. Горбатому таланту помогает «благодетель», финансовый магнат. До поры до времени, разумеется.

    Жизненный опыт, ограниченный и специфический, влияет на взгляды и суждения Глостера. Тем интереснее наблюдать за его историей успеха, в основе которого лежит чужой темный дар. Такие истории — а-ля «из грязи в князи» — неизменно увлекают и держат в напряжении, ступень за ступенью, особенно приправленные мраком. Ведущие к падению, возвращению…

    Легкий, живой стиль. Меткие, играющие сравнения. Смысловые изгибы. Органичное вкрапление нецензурщины. Проза Елизарова — «другая проза» — может стать приятным открытием, а чтение его произведений — перейти в запой. И повесть «Ногти», дебютная для автора, — идеальная первая «рюмка». Прозит!

    Проза Елизарова изменит ваш внутренний мир. Ее странную притягательную магию и истину надо прожить, перестрадать, прозреть, страница за страницей.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)