DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Если долго всматриваться в бездну

Музыкальная индустрия состоит не только из тех, кто пишет музыку. Тут и менеджеры, и продюсеры, и те, кто делает обзоры релизов, донося их до ушей и сердец слушателей. В этот раз Йона Берг будет долго всматриваться в бездну: побеседует с теми, кто обозревает, — создателями и бессменными ведущими подкаста Stonercast, посвященного стоунеру во всех его проявлениях, Вадимом Гартвиком и Александром Фрейдовым.

С чего для каждого из вас началось погружение в мир тяжелой музыки? Что привлекает именно в стоунере и (или) смежных с ним поджанрах?

Вадим: Я всегда, еще со школы, слушал очень разную музыку, включая и тяжелые жанры. Но по-настоящему увлекся как раз благодаря Александру, когда он предложил мне с ним репать и рассказал, что есть такой жанр — стоунер: давай, мол, попробуем поиграть. А я как раз был без группы, так что согласен был играть что угодно. Так и понеслось!

В стоунере же меня привлекают энергия и драйв. Как я неоднократно упоминал у нас в подкасте, я всегда больше за энергию и танцы, нежели за мрачняк (да простят меня читатели журнала DARKER).

Александр: У меня все началось с кассеты группы «Ария» «Ночь короче дня», которую мне дали старшаки. А потом понеслось: Rammstein, Sepultura, Napalm Death — и все это под рубку дров в деревне. В стоунере меня привлекают вкуснейший звук фузза, разноплановость жанра и доступность для восприятия. Бласт-бит и кик с частотой пулемета мне уже даются тяжело.

Как вы познакомились? Кому принадлежит идея создания подкаста?

Александр: Как-то оказались в общей компании на блэк-метал-фесте в баре «Стокер» (Санкт-Петербург). Там и познакомились, но общаться плотненько стали сильно позже. Идея создания подкаста родилась в результате обсуждения вопроса: «А чем бы мы хотели заниматься для души, а не для заработка?» И тут наши мнения сошлись на профессии радиоведущего. А так как своей радиостанции у нас нет, мы решили трансформировать эту идею в подкаст.

Вы сами слушаете подкасты? Ориентировались ли на какие-то из них при создании собственного?

Вадим: Есть пара-тройка больших подкастов, которые мы периодически послушиваем, но больше для удовольствия, чем как ориентиры. Конечно, порой тянет «подре́зать» какие-то фишки и приемы, но стараемся изобрести что-то свое.

Почему решили обозревать настолько узконаправленный поджанр?

Вадим: Мы сами играем стоунер, постоянно следим за сценой и, как вы поняли, горячо любим этот жанр. Вместо того чтобы обсуждать музыку и музыкантов на кухнях, решили вещать для публики.

Что побудило выбрать именно такой формат? Почему не канал на YouTube или текстовый блог с рецензиями на релизы?

Александр: Нам нравится формат подкаста за возможность живого общения с музыкантами, организаторами да и друг с другом. В тексте маловато эмоций, а мы все-таки хотим, чтобы наши слушатели были более вовлечены в общение, могли смеяться, кайфовать и кринжевать вместе с нами.

С YouTube очень много заморочек, вот RuTube — другое дело. smile Но над этим мы еще думаем.

В числе ваших гостей — и достаточно крупные, известные команды, и совсем молодые коллективы. По какому принципу выбираете жертв на следующий выпуск?

Вадим: Чаще всего происходит так: Сашка кидает мне альбом группы, который его впечатлил, со словами: «Прикинь, это же наши челы из GOROD_NAME сотворили! Зацени, какое крутое дерьмо!» Следом мы единогласно решаем, что их обязательно нужно звать. Второй вариант — когда выпуск приурочен к какому-либо мероприятию или релизу. Тогда мы зовем причастных музыкантов.

Бывало ли так, что вы не могли договориться, звать или не звать ту или иную команду на подкаст?

Александр: Ни разу. Мы часто на одной волне, а уж что касается стоунера, то наши вкусы совпадают на 98%.

Сталкивались ли с отказом группы принять участие еще на стадии приглашения?

Вадим: На первых этапах мы сталкивались с отказом в публикациях наших выпусков в определенных тематических пабликах. Никто не хочет работать с ноунеймами. А вот от гостей пока отказов не было. Все хотят заявить о себе не только со сцены, но и в других форматах.

Готовитесь ли вы обычно к записи или вся беседа — чистой воды экспромт? Бывало ли так, что ответ гостя на вопрос заставал вас врасплох? И расскажите о самом запомнившемся выпуске.

Вадим: К выпускам, конечно, готовимся — это часть нашей работы как ведущих. И, надо сказать, не самая скучная. За время подготовки часто делимся друг с другом открывшимися фактами о командах и их участниках. Так что к записи мы приходим с определенным скелетом из вопросов, которые планируем задать. Ну а дальше это все уже обрастает мясцом из экспромта и свободного общения с участниками.

Александр: Ох, был случай с ответом врасплох. У вокалиста стоунер-панк-команды Kiskin Zhar мы спросили про форс-мажоры на концертах. Ждали ответов про дебош, дестрой сантехники и прочий чад кутежа. Получили ответ: «Ну, как-то раз чуть на поезд не опоздали». Повисла пауза. Мы думали, будет продолжение в духе зацеперских историй или погони на такси за поездом. Но нет, это и был апофеоз истории. Они просто опоздали. smile

Что касается самого запомнившегося эпизода, это однозначно выпуск о нашем путешествии на Palm Desert Tribute в Москве. Для нас это была своего рода командировка, где мы насладились и Москвой, и крутым музлом, и знакомством с CSBR-тусовкой (CSBR Media — это стоунер-движение в Москве, объединяющее независимый лейбл, разные музыкальные мероприятия, относящиеся к жанру, и т.д.).

Можете ли сказать, что какой-то из выпусков полностью провалился?

Вадим: Может, и не полностью провалился, но скорее оказался не совсем своевременным экспериментом. Это был десятый выпуск первого сезона. Там мы решили собрать неудачные дубли и закадровые шутки всех предыдущих выпусков. И дублей оказалось маловато, и аудитория еще не успела с нами как следует познакомиться, чтобы оценить подобный формат.

Что сложнее — техническая подготовка выпуска или общение с гостями? Вы как-то распределяете обязанности между собой?

Александр: Все зависит от гостя и его манеры подачи инфы. Когда речь льется ручейком без паразитов, чиханий, пердежа и скрипа дивана, то все идет легко. Некоторых ребят приходится растормошить, раззадорить. Сидят как на экзамене, а рассказать им есть чего — мы-то знаем. Обязанности у нас строго разделены. Вадим отвечает за публикацию на площадках. А я как айтишник-какайтишник — за программное сопровождение подкаста. Комп вот Вадиму помог купить. smile А монтаж и нарезка цитат — фифти-фифти.

В декабре вышел эпизод, где вы поговорили с огромным количеством людей, так или иначе связанных со стоунер-движением в России. Что было самым сложным в организации такого движа? Что больше всего понравилось?

Вадим: Самым сложным оказалось найти столько времени. Мы рассчитывали, что раз берем мини-интервью, то и времени уйдет меньше. Однако на одну только запись ушло почти десять часов. Со всеми хотелось поделиться новостями, обсудить свежие релизы и т.д. Так что в выпуск попало буквально процентов двадцать от всего материала. Все-таки делать пятичасовой подкаст мы не хотели.

Из понравившегося я бы в первую очередь отметил отзывчивость всех гостей. Никто даже паузу на раздумье не взял, сразу спрашивали: «Когда пишемся?» Ну, и на записи царила очень дружеская, новогодняя атмосфера, которую мы постарались передать в выпуске.

Есть ли у вас «гость мечты» — команда или исполнитель, после подкаста с которыми можно спокойно закрывать Stonercast, потому что лучше уже не будет?

Александр: С одной стороны, мы бы взяли с удовольствием интервью у кого-то из основателей жанра, но мы не хотим на этом закрывать наш проект. Мы лучше возьмем сотню интервью у андеграундных банд, поговорим о Балабанове, Сиверском или Тимошевске… да есть тысячи городов, где играют стоунер, а люди даже не знают, что эти места вообще существуют. В конце концов, наша миссия — «Стоунер в массы».

Как считаете, формат подкастов еще долго будет популярен? Или этот способ получения информации уже на грани изживания себя? Какие сейчас тренды?

Вадим: По нашему мнению, формат подкастов на взлете, ему еще развиваться и развиваться. Сейчас каждый день появляются новые подкасты. Их уже, если я не ошибаюсь, больше восьмисот тысяч, и количество постоянно растет. Это говорит о том, что людям интересен такой способ получения информации, каждый может найти для себя что-то новое и крутое.

Если о тенденциях, то их, похоже, две. С одной стороны, в сторону укрупнения: большие студийные подкасты, в создании которых участвуют десятки человек. Они организуют лейблы и собирают вокруг себя талантливых контент-мейкеров. С другой стороны, технологии сейчас достаточно развились, чтобы каждый студент на кухне мог взять микрофон за полторы тысячи и начать записывать подкаст. Отсюда, видимо, такое их количество. Мы в том числе. smile

Планируете ли в будущем менять формат Stonercast? Например, начать брать живые интервью и делать видеорепортажи?

Александр: Мы берем живые интервью перед или после выступления команды на фесте, когда сами туда приходим. Или вот с EYE (ныне WOMMER) общались прямо на точке — тесно, уютно на подушках от дивана. Такой формат нам нравится, но тут нужно, чтобы много звезд выстроились в нужный ряд. Видеорепортажи пока вообще не планируем.

Вадим: Есть у нас несколько классных идей новых форматов, но карты раскрывать не будем. Скажу только, что нам самим очень интересно придумывать, как бы еще пообщаться с гостями. Меня вот, например, давно влечет перспектива записать выпуск в прямом эфире. Но для этого, наверное, нам нужно еще над собой поработать.

Что вдохновляет и дает силы на новые выпуски? Бывали ли моменты, когда хотелось все бросить? Если да, то что побудило продолжить?

Александр: Ну, в первую очередь побуждают продолжать музыка и музыканты. И, конечно же, фидбэк от слушателей. Любой.

Вадим: Бросить делать подкаст никогда не хотелось. Мы вообще считаем, что только начали и все еще впереди!

Как считаете, реально ли монетизировать подкаст о музыке? Было ли что-то подобное в планах?

Александр: Я считаю, что любой продукт можно монетизировать — и даже успешно — при поддержке команды профессионалов в сфере маркетинга и SMM. У нас таких планов нет, так как деньги нас не интересуют. И мы не хотим, чтоб подкастная деятельность превратилась в работу. Работа у нас и так есть.

Что вы могли бы посоветовать человеку, решившему запустить свой подкаст? Какие ошибки самые распространенные у новичков? Можете ли сформулировать правила успешного подкаста?

Вадим: Правила успешного подкаста мы не сформулируем, так как мы его еще не сделали. Но если нужен совет новичку, то я бы начал вот с чего. Первое — нужно понять, О ЧЕМ ты хочешь рассказать. Мне не очень нравится обобщенный формат подкаста — «о музыке» или «о кино». Думаю, когда люди выбирают подкаст, они хотят конкретики. Второе — очень важно знать, КОМУ ты это будешь рассказывать. Портрет слушателя. Очень помогает, когда знаешь, кто твоя аудитория. Ну и, конечно, техническая часть. Мне кажется, один из способов проявить уважение к слушателю — качественная запись. Можно привести на выпуск трижды интересного гостя, но если все свистит и стрекочет — тебя послушает только твоя мамка. И то не до конца. smile

В будущем не планируете начать обозревать другие музыкальные жанры?

Александр: Стоунер и так косвенно затрагивает и дум, и психоделику, о которых мы часто упоминаем. А вот новый, основательно другой жанр мы будем обозревать, когда он завоюет наши сердца.

Как считаете, у кого-то из ваших гостей есть реальные шансы на успех на музыкальном поприще?

Вадим: Мы бы не стали кого-то выделять. Думаю, любой коллектив может «выстрелить», главное — упорство и огонь в глазах.

Сами пишете музыку?

Александр: Да, пишем. Как несложно догадаться, это стоунер. Наш проект называется Minoga. Сингл «North Carolina» есть в сети, скоро еще один подъедет. Найти нас можно на всех площадках. Мы играем инструментал. Возможно, когда-то будет вокал, но пока повествование — в виде комикса на обложке.

Лучший стоунер-альбом всех времен и народов? И какой релиз зацепил больше всего в ушедшем году?

Александр: Лучший альбом всех времен — это релиз группы Elder «Lore». Да, это не махровая классика типа KYUSS, но он мне вкатывает сильнее. А в том году дичайше зашел «Sunrise on Slaughter Beach» от Clutch.

Вадим: К вопросу о совпадении вкусов: для меня тоже лучший стоунер-альбом — это «Lore» от Elder. С него начался мой путь в этом жанре, и это одно из сильнейших впечатлений от музыки в моей жизни.

Лучший альбом 2022 года для меня — «Action Hero» группы Conifer Beard из Елабуги. Сильнейшее музло — год уже гоняю по кругу и пока не собираюсь останавливаться.

Как относитесь к хоррор-тематике в культуре?

Александр: Постоянно смотрю хорроры, люблю позалипать на обложки брутал-дэт-команд. Бывает, играю в хорроры. Вот «Dead Space» жду, sci-fi-хорроры вообще обожаю.

Вадим: Буду честным — я не самый большой почитатель хоррор-тематики где бы то ни было. Хотя недавно вот насмотрелся хорроров на год вперед — сам не знаю, как так вышло.

Кстати, если говорить о хоррор-тематике в музыке, то группа REZN со своими криповыми обложками и тревожной музыкой мне очень зашла.

В каком, по вашему мнению, состоянии находится музыкальная журналистика в нашей стране? Как подкасты, подобные вашему, могут повлиять на нее?

Александр: Музыкальной журналистике, особенно в нашей стране, есть куда стремиться. У нас потребление музыкального контента не на том уровне, чтобы говорить о развитости музыкальной журналистики. Но те обозреватели, что занимаются культпросветом, нас радуют — чувствуем, что мы не одни. Подкасты и журналистика должны быть в симбиозе. Хоть и в разных форматах, но говорим мы об одном.

Традиционное пожелание читателям журнала DARKER?

Александр: Если что-то делаете, то делайте с любовью. Берегите себя и природу. Слушайте музыку, обсуждайте искусство, творите!

Вадим: В последнее время всем желаю мира, спокойствия и здоровья. Занимайтесь любимым делом, регулярно позволяйте себе вырываться из рутины. Ну и, конечно, слушайте хорошую музыку!

Сообщество подкаста в VK

Слушать подкаст в Яндекс.Музыке

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)