DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Эта территория зовется акватория

Вода. Один из четырёх элементов. Стихия, по сложности реализации в видеоиграх уступающая разве только огню. Тем не менее водные (и подводные) уровни встречаются в платформерах с давних пор. Как правило, большинство из них строится на непривычном и замедленном управлении персонажем с возможностью плыть вверх вместо прыжка и медленно опускаться вниз. Зачастую такие уровни усложнены дефицитом кислорода, необходимого персонажу для дыхания.

Подводные уровни встречаются в классических 8- и 16-битных платформерах наподобие серии Sonic the Hedgehog, Super Mario Bros. и The Flintstones. Действие некоторых игр и вовсе проходит исключительно под водой — Disney’s The Little Mermaid для NES и мультиплатформенный James Pond: Underwater Agent не дадут соврать. Вдобавок отдельные подводные уровни в некоторых играх пугали почище всяких хорроров, правда, за счёт неимоверной сложности — первая часть Teenage Mutant Ninja Turtles или похождения червяка Джима в батискафе из Earthworm Jim до сих пор преследуют олдскульных игроков в страшных снах.

Но мы сегодня поговорим не о преданьях старины глубокой, а о чуть более современных и явственно жанровых проектах, в коих воде отведена роль чуть большая, чем специфической декорации. Готовы? Погружение через три… две… одну…

Кто проживает на дне океана?

Одной из самых ранних и достаточно популярных в народе игр о подводных глубинах и их обитателях можно считать дилогию Ecco the Dolphin для консоли Sega Genesis. Конечно, позже вышли порты и для других систем, а франшиза разрослась ответвлениями, но именно первые две игры в должной мере сочетают классический геймплей с головоломками и научно-фантастический сюжет. В оригинальной игре от 1992 года и сиквеле The Tides of Time 1994 года молодой дельфин-афалин по имени Экко становится свидетелем странного вихря, который унёс всю его семью. Ища способ вернуть родичей, герой встречается с различными подводными обитателями в разных климатических зонах. В итоге ему приходится путешествовать не только в пространстве, но и во времени, создавать временные парадоксы и разрушить машину пришельцев с планеты Вортекс. Алиенский агрегат мало того что вдохновлён творчеством небезызвестного художника Ганса Гигера, так ещё раз в 500 лет ворует воду с Земли в промышленных масштабах.

На момент выхода «Дельфин Экко» являлся одной из самых красивых игр на Sega Genesis, так и одной из самых необычных. Красоты подводного мира дополнялись нетривиальным геймплеем — специфическое управление и изящные головоломки позволили дилогии перерасти в небольшую франшизу. Однако упор с серьёзного научно-фантастического сюжета на сильно упростившийся игровой процесс, из которого пропали противники и головоломки, поставили на её будущем крест. Окончательно добил серию релиз Ecco the Dolphin: Defender of the Future — полностью трехмерное приключение Экко для Dreamcast и PS2. И если на консоли от Sega (уступившей в итоге в войне устройств) фанаты ещё хвалили проект, то изнеженные «сонибои» не оценили чрезмерную сложность головоломок. В итоге дельфин канул в другие воды — в воды Леты.

Но дельфины, как известно, существа в целом не такие уж и страшные — по крайней мере, так утверждают те выжившие, в честь которых назвали одну ошибку. На океанских просторах водятся существа и похуже, к примеру, всеми любимые акулы. Этих морских хищников можно сделать не только героями фильмов, но и протагонистами игр по этим самым фильмам. В 2006 году как раз вышла мультиплатформенная Jaws Unleashed, интерактивное и официальное переложение фильма «Челюсти». Игрокам выделяли под управление большую белую акулу и отправляли кошмарить подводных соседей и жалких людишек, осмелившихся сунуться на чужую территорию. По мере пожирания всех вокруг подотчётная рыбина обрастала новыми навыками и умениями — всё для того, чтобы эффективнее расправляться с наглым обедом. Теория эволюции наглядно и в действии: выживает сильнейший и более приспособленный.

Достойным развитием идей Jaws Unleashed стала относительно свежая Maneater от американской студии Tripwire Interactive. Вышедший в 2020 году экшен также даёт под управление игроку акулу, предлагая воспитать животное с юных до зрелых лет. Разумеется, жизнь пройти — не поле перейти, поэтому на волнах шрамированному герою встретится много достойных противников. Убийство уникальных хищников в разных локациях — это верный способ прокачать свои скиллы и навыки. А новые умения необходимы, чтобы одолеть всех-всех и гордо воцариться на верхушке пищевой цепочки. Попутно можно отомстить рыбаку, выловившему мать протагониста и оставившему ему шрамы на всю жизнь. Такая вот история о мести. Из познавательных плюсов: игроки могут в общих чертах ознакомиться с представителями хищной морской фауны и ареалами их обитания.

А над нами бьют хвостами киты

Но манящие глубины океанов богаты не только всякой неразумной живностью. Зачастую туда лезут и глупые людишки — в стремлении построить форменную утопию, в поисках драгоценных ресурсов или хотя бы ответов на загадки вселенной. Подводный мир по степени опасности ничем не отличается от глубокого космоса: без защитных скафандров и герметичных баз там не выжить. Поэтому приходится строить вторые и носить первые.

Одним из самых выдающихся подводных строений в игровой индустрии можно назвать город Восторг из шутера BioShock. Это воплощение настоящей утопии в декадентском стиле ар-деко рождено сумрачным гением игрового дизайнера Кена Левина и внутриигрового миллионера Эндрю Райана. Восторг расположен на дне Атлантического океана, поэтому за окнами и во время перехода между зданиями частенько придётся любоваться донными красотами. Однако попытка создать идеальное общество в изолированной среде провалилась, а местные жители обернулись одержимыми АДАМом (местный чудо-препарат от всего и для всего) мутантами. Собственно, основная задача — захватить власть в городе, чтобы получить доступ к батискафам и свалить обратно, на негостеприимную поверхность. Кроме пейзажного фона, вода играет и геймплейно важную роль: пролитые лужи можно использовать для проведения тока или замораживать их — спасибо плазмидам, ещё одной местной находке, аналогу магии.

Масштабы хоррора SOMA от шведов из Frictional Games несколько отличаются от габаритов BioShock. Вместо полноценного города протагонист Саймон Джаретт бродит по небольшой исследовательской станции PATHOS-2, где он очутился весьма загадочным и непонятным образом. Местные автоматические устройства постепенно обрастают зачатками разума — дело происходит в недалёком будущем, а конкретно — в 2104 году. К тому времени падение кометы уничтожило жизнь на суше, а остатки человечества ютятся под водой, вынужденные кибернетизировать собственные организмы. Точнее, даже хуже — переносить оцифрованное сознание в механические тела. А чтобы спасти хранилище с копиями множества цифровых личностей, герою предстоит покинуть безопасные недра станции и спуститься ещё ниже в бездну. В общем, типичная сай-фай-притча о природе человека в глубоководном антураже.

К вопросу о природе человека…. Homo Sapiens как виду свойственна не только агрессивная экспансия, но и защита собственной территории от вторжения чужаков. Именно поиском и уничтожением инопланетных интервентов приходится заниматься в тактической стратегии X-COM: Terror from the Deep. Сиквел классической тактики о вторжении гостей из космоса на многострадальную матушку-Землю переехал под воду: именно в недрах океана (и на его поверхности) предстоит вести бои, чтобы отразить интервенцию глубоководной угрозы. Глубоко законспирированные агенты зелёных человечков спустя миллионы лет пробудились — и давай творить непотребное. Несмотря на смену поля боя, геймплейно игра не сильно изменилась, разве что визуально стала немного мрачнее, а локации — просторнее.

Следует помнить: не всё, что находится под водой, изначально планировалось там располагать. «Титаник» до сих пор остается ярким образчиком самонадеянности технического прогресса перед лицом стихии. Похожая история грозит «Королеве мира», гигантскому футуристическому круизному лайнеру размером с город из экшена Hydrophobia.

В середине XXI века, когда весь мир погрузился в хаос Великого Перенаселения, этот корабль — единственный островок стабильности. Разумеется, не всем по нраву сам факт его беззаботного существования. Террористическая организация, называющая себя «Неомальтузианцы», захватывает корабль, намереваясь пустить его ко дну со всеми пассажирами. Противостоять им будет Кейт Уилсон, инженер по безопасности, страдающая от гидрофобии. Усугубляет ситуацию то, что в обшивке корабля уже есть пробоины, он медленно тонет, а вода пробирается всё дальше и дальше. Собственно, на взаимодействии с жидкостью построена львиная доля задачек в игре — и хорошее знание физики может стать серьёзным подспорьем при прохождении.

Оставайся, мальчик, с нами — будешь нашим королём

Было бы откровенным шовинизмом считать, что все без исключения игры — только про насилие. Некоторые нацелены на выживание и исследование, ставя, так сказать, мирный процесс во главу угла. Одним из самых выдающихся выживаторов в подводном мире является Subnautica. В качестве колонизатора чужой планеты игрок выживает в подводной среде с массой неведомых существ, многие из которых недружелюбно настроены. Чтобы отремонтировать корабль и подать сигнал бедствия, придётся изрядно постараться — в неизученной океанской бездне не так уж много магазинов с запчастями. Кроме того, придётся тщательно следить за различными состояниями — жаждой, усталостью, голодом — и, конечно же, запасами кислорода. Взамен игра может предложить удивительную инопланетную биосферу.

Схожим образом устроен геймплей ещё одного подводного путешествия. Abzu от создателей Journey приглашает окунуться в подводный мир, богатый растениями и животными. Игра нацелена на медитативный геймплей — погибнуть или проиграть здесь нельзя, нет необходимости куда-то спешить и следить за множеством важных показателей. Вместо этого игроки наслаждаются визуальными образами, плавно исследуют локации и постепенно движутся вглубь смоделированного подводного мира. Сюжет, подаваемый без слов и текста, является своеобразной притчей о том, как цивилизация влияет на природу.

С другой стороны, иногда исследование морских глубин на чужой планете может стать адски сложным испытанием и проверкой нервов на прочность. Примерно как в Barotrauma, мультиплеерном двухмерном сайд-скроллере о нелёгкой судьбе субмарины в океанах Европы — спутника Юпитера. Игрокам присваивается некая профессия на подводной лодке, после чего судно получает задание. От слаженности работы всех членов экипажа (а также от рандомных аварий) зависит, сумеет ли борт успешно выполнить миссию и вернуться на базу или же бесславно погибнет под толщами льда. Процедурная генерация миссий, непредсказуемые экстренные ситуации и банальный человеческий фактор одновременно и задирают планку сложности, и делают игру привлекательной и увлекательной.

Схожим образом действует и Sunless Sea, двухмерный «рогалик» с видом сверху о плавании маленького храброго пароходика в подземном мире. Время действия — викторианская эпоха, щедро сдобренная мистикой а-ля «мифы Ктулху». Хтонические чудища тянут со дна свои щупальца, а жизнь капитана в лучших традициях «рогалика» необратима. Чтобы отсрочить неизбежную гибель и как можно дольше не передавать бразды правления очередному наследнику, капитан (а точнее, игрок) волен выбирать себе помощников. Когда экипаж укомплектован, приходит время отдать швартовы и выйти в открытое море, волн которого никогда не касались лучи солнца. И попытаться не сойти с ума, пока бороздишь его.

Нельзя не упомянуть о том, что все эти подводные путешествия с целью исследования глубин в некотором роде вышли из серии AquaNox. Оригинальная игра о подводных лодках, бороздящих Малый театр в далёком будущем, вышла аж двадцать лет назад, в 2001 году (а последняя всего-то в прошлом). По сути это были постапокалиптические сюжеты, где вместо выжженных пустынь человечество выживало на дне морском. В остальном все симптомы условного «Безумного Макса» налицо: большие города, между которыми —безлюдные пространства; власть поделена между несколькими сообществами; герой в качестве наёмника странствует по миру и работает на всех подряд. Конечно, за давностью лет первые игры уже совершенно не впечатляют в плане графики, но не упомянуть франшизу никак нельзя.

Как пелось в одной старой, но популярной песенке: «Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно…» Там, где, сокрытые от солнечного света, в кромешной тьме и холодном мраке живут удивительные существа, которых человеческий глаз никогда не видел. И неизвестно, когда ещё увидит, ведь по степени недружелюбности к хрупким двуногим мировой океан мало чем отличается от открытого космоса.

Тем не менее тяга к открытиям давит на лучшие умы человечества с не меньшей силой, чем толща воды на дно Марианской впадины. И рано или поздно технологии позволят изучить морские бездны вдоль и поперёк, понастроить там научных баз, ресурсодобывающих заводов, а потом и туристических отелей. А до тех пор остаётся только фантазировать и исследовать виртуальный океан, сидя в тёплом и уютном кресле и не рискуя быть съеденным, раздавленным или задохнувшимся.

Не самая, надо признать, плохая перспектива.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)