DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Этюд в космически-осенних тонах

Дети Полутени (роман)

Автор: Евгений Абрамович

Жанр: хоррор, триллер, детектив, фантастика

Издательство: T8 RUGRAM, Publishing

Год издания: 2022

Похожие произведения:

Московское издательство «RUGRAM» выпускает в свет роман белорусского писателя Евгения Абрамовича «Дети Полутени».

Евгений Абрамович известен читателям таких антологий хоррора как «Самая страшная книга 2016», «Истории Ворона», «Зов Лавкрафта», «Маленькие и злые», «Тьма под кронами», известен читателям журналов DARKER, RedRum, Fantomas, «Аконит»... и не только. Он автор нескольких десятков рассказов, в том числе, соавторских, написанных вместе с такими писателями как Надежда Гамильнот, Елена Щетинина, Дмитрий Костюкевич, Максим Кабир, Александр Подольский, Николай Романов... и не только.

И вот — перед нами роман Евгения Абрамовича, созданный в 2018–2020 гг.

Если бы мы жили в параллельном мире, то рецензию на этот роман можно было бы начать так:

«В стране с белым-белым именем Беларусь стоит город с черным-черным именем Черноозерск, а в городе том картезианский монастырь, и под ним космическая звездная тьма, павшая с небес, полная пустоты, живой и страшной».

Но поскольку мир наш скорее перпендикулярный, нежели параллельный, то и рецензия будет выглядеть иначе.

У Егора Радкевича заурядная жизнь инженера-строителя в аудиторской фирме при Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь. Есть, конечно, в его профессии и свое разнообразие — командировки по всей стране, чужие города и села, да только все тут, в сущности, глубоко однообразно. Зато прошлое Егора покоится на интригующем фундаменте неразгаданной тайны.

А дело в том, что Егор десяти лет от роду оказался в детдоме, откуда его забрала и усыновила добрая женщина. Но как он попал в детдом, где и как жил до того, — этого Егор не помнит. Черный провал в его детской памяти. А в черных провалах — мы это знаем — иногда обитают чудовища...

Егор старается разгадать тайну своего детства. Поэтому ведет дневник странных происшествий своей жизни, надеясь увидеть в них намеки, которые дадут ему ответы и помогут заглянуть в черную дыру своего прошлого.

Едет Егор в командировку, в глухомань, в микроскопический городишко Черноозерск, на берегу Западной Двины, недалеко от Новополоцка. Там собрались делать реконструкцию торгового центра, и нужен аудитор.

А в Черноозерске некогда, в конце девяностых, случилась страшная трагедия. Погибли дети, чьи родители стали членами секты — странной непонятой Церкви Отца-Искупителя. И торговый центр — объект внимания Егора — тот самый центр, в подвале которого и разверзся кошмар.

Отправляясь в Черноозерск, Егор еще не знает, что командировка станет для него путешествием в самое сердце тьмы, где люди уже не люди, куклы уже не куклы, дома уже не дома, где сама топология пространства вошла в резонанс с безумием тьмы и пустоты. И черная дыра Егоровой памяти превратится в прожорливую пасть, которая вонзит зубы ему в самую душу.

И еще один человек отправляется в Черноозерск — на поиски сердца тьмы. С Егором он не знаком, у него своя цель. Человек этот — бывший следователь Сергей Дубов, ныне частный детектив. Его жена принадлежала к той самой секте в Черноозерске, и сын оказался в числе сектантских жертв. Жена Дубова повесилась после гибели сына, и Дубов одержим желанием узнать все что можно про Церковь Отца-Искупителя, докопаться до самого дна, до корней.

Начало романа вполне реалистично. Завязаны две детективные линии. С одной стороны, Егор Радкевич старается разгадать тайну собственного прошлого. С другой стороны, Сергей Дубов собирает информацию о загадочной секте.

Читатели уже понимают, что пусть даже Радкевич и Дубов друг с другом не пересекутся, но зато ответы, которые они получат в итоге, неизбежно сплетутся в один дьявольский узел.

Реализм в романе даст трещину, когда действие перенесется в Черноозерск, и начнется погружение в сюрреалистический кошмар. Загадок и вопросов станет еще больше, круг персонажей начнет расширяться, сюжетные линии будут множиться.

История загадочной секты уйдет своими корнями в историю старинного картезианского католического монастыря, чьи монахи впали в странную ересь. И в историю фашистского концлагеря для детей, ставших донорами крови для солдат Вермахта.

Читателя встретят на страницах романа зловещие химеры: нерукотворные манекены, как бы живые и как бы мертвые; загадочный Звездный Человек, слепленный из тьмы; клоун из детской телепередачи, который отдает детей тьме; здания-трансформеры, детища польского архитектора Вацлава Кунцевича, закончившего жизнь в лечебнице для душевнобольных.

Роман, начавшийся как реалистическая проза с детективными мотивами, превратится в дурной сон наяву, в муторный кошмар, затем перетечет в страшную сказку, а из нее — в философскую фантастику, окрашенную метафизикой и мрачным психологизмом. Роман достаточно эклектичен. Если бы он был музыкальным произведением, то начинался бы как академическая музыка, в духе камерных опусов Николая Мясковского и Фредерика Шопена, затем переходил бы в психоделический рок, в хард-рок, в прогрессив-рок с космическим «пинкфлойдовским» звучанием и завершался бы мрачной меланхолией в духе норвежского джаза.

Все странности повествования, кошмары, химеры — всему автор даст логичное объяснение, но это будет не совсем человеческая логика. Странная логика... логика космического мрака, пожирающего людские души. Так что, тривиальных объяснений не ждите. Но ружья, повешенные на стены, выстрелят в свой час, и замысловатые узлы будут развязаны. Читать последние главы романа, где автор раскрывает свои карты, очень увлекательно.

Следует отдельно отметить достоинства реалистической части романа, когда дурной сон наяву еще не начался. Тут у прозы Евгения Абрамовича чувствуется объем, наполненный ощущениями трехмерного пространства — слякоти, дождя, осенней серости, улицами, домами, окнами, дверными проемами. Читая, погружаешься с головой в такой обыденный и узнаваемый мир, словно смотришь монохромный фильм и чувствуешь себя внутри кинематографического пространства. Это слегка напоминает прозу Федора Сологуба, который умел погружать читателей в свое пространство, полное звуков, запахов, движений ветра, воды, ветвей, трав, поднятой пыли. Только Сологуб конструировал для читателей летнее пространство, Абрамович же конструирует пространство осеннее. И, надо заметить, описания вымышленного города Черноозерска с экскурсами в его историю создают необыкновенно реалистичный эффект, — в этот город начинаешь верить.

Еще одно достоинство романа, которое стоит отметить, — его эмоциональный фон. В романе много нормальных, теплых человеческих эмоций. Конечно, есть и душевный мрак, и страдания, но все это оттенено настоящими человеческими чувствами, которых часто не хватает в жанровой литературе — в тех же хорроре и фантастике. В жанровой литературе постоянно сталкиваешься с тем, что самое возвышенное и человечное, что предлагает читателю автор, — это жажда мести и юношеская похоть, настоящих же глубоких и, скажем так, «непопсовых» чувств во многих произведениях и вовсе не найдешь. Зато в «Детях Полутени» такие чувства есть.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)