DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Геометрия кошмара на картинах Пикассо

Картины Пикассо вызывают одновременно удивление, трепет и иногда даже неподдельный ужас благодаря оригинальному стилю исполнения, в котором работал художник, а также несут множественные посылы. На них привычные объекты изображены с помощью простых геометрических форм: треугольников, пирамид, кубов, ромбов. Это помогает отстраниться от субъективности и добраться до истинной сути изображения, в основе которого и лежит кошмар кубизма.

«Герника»

В 1937 году Пикассо написал картину, полную ужаса и страдания. Она посвящена бомбардировке Герники – уничтоженного нацистами баскского города. При первом знакомстве кажется, что жуткая черно-серая картина – это совокупность произвольных геометрических фигур без конкретного значения. И только после ознакомления с контекстом становится понятна суть геометрии изображенного кошмара.

На правой стороне картины — горящее здание с убегающими в противоположную от него сторону людьми и выпадающей из окна женской фигурой. В левой части нарисована фигура плачущей женщины, которая держит на руках ребенка. Рядом бык торжественно топчет павшего воина.

На полотне также нарисованы лошадь с черепом внутри, раздавленный цветок, голубка, сломанный меч и павший воин в позе, напоминающей распятие. Это — прообразы войны и смерти. Лошадь на картине символизирует страдания, а бык — жестокость и грубую силу.

Вообще же «Герника» Пикассо — это подобие монохромного коллажа на темном фоне, на котором выделяются смешанные фигуры разных существ. Они освещены силуэтом женщины со светильником и лампочкой вместо зрачка. И это — очередной символ, призванный усилить эмоциональное воздействие на зрителя, заставить задуматься над увиденным еще раз.

Философия кубизма Пикассо

«Герника» — не только многослойный коллаж, состоящий из ряда геометрических фигур. Это еще и классическая картина, написанная в соответствии с главными принципами философии кубизма.

Здесь художник отошел от классического сложного изображения конкретных объектов. Он отказался от изображения человеческих лиц, естественной сложности фигур и предметов, использования и смешения большого количества цветов. При этом Пикассо усложнил картину многомерностью, многослойностью формы и цвета, изображением наслаивающихся друг на друга сложных фактур.

Это нужно для того, чтобы заставить зрителя задуматься над смыслом увиденного, соотнести идеи автора со своими, отыскать нечто новое в картине. И это усложняет восприятие зрителем и автором картины мира, углубляет строение, хотя изначально кажется, что все наоборот. Это и есть суть кубизма — странной новой философии искусства, ломающей стереотипы восприятия.

«Авиньонские девицы»

Эта картина 1907 года считается первым полотном, где использованы принципы кубизма (и в мировом искусстве, и в творчестве Пикассо). Художник вдохновлялся картиной Сезанна «Купальщицы» и выставкой иберийской скульптуры. Изначально картину назвали «Философский бордель», что отражает суть изображенного. Но чуть позже название было изменено на то, которое используется сейчас.

На этой картине Пикассо отсутствуют четкие лица и фигуры людей, хотя в многослойных силуэтах угадываются обнаженные женские тела в разных непристойных позах. Это подтверждает идею о том, что на написание «Авиньонских девиц» художника вдохновил бордель в Готическом квартале Барселоны. Жути картине добавляет то, что на некоторых силуэтах угадываются изображения африканских масок.

Их присутствие на первой кубистческой картине напоминает о том, что свое начало кубизм берет в африканском искусстве. В основе африканских скульптур лежат принципы геометризации изображения: предметы, фигуры и лица — это максимально простые и чистые формы (круги, линии, квадраты), а не субъективный образ отдельного человека или объекта действительности.

Простота отдельных элементов картины наводит на мысль о том, что композиция также будет максимально понятной. На деле же получается по-другому: композиция с большим количеством простых фигур выглядит громоздко, слишком сложно, многослойно. Ее надо рассматривать, изучать, чтобы понять. Над ней надо думать. Важно понимать, что она передает исключительно идею, отказываясь от субъективности изображенного.

Критики «Нью-Йорк Таймс» утверждают, что с помощью этой картины Пикассо якобы заменил идеал классического обнаженного тела новым – идеалом тела, агрессивно сексуального и опасного... Выходит, картины Пикассо как кубиста — это картины, которые открывают новые горизонты восприятия. Те, о которых зрители сознательно раньше не думали. Или боялись думать...

«Женщина, сидящая в кресле» и «Сидящая обнаженная»

Обе картины закончены в 1910 году. Относятся они к началу периода аналитического кубизма. При их написании художник почти полностью оставляет без внимания цвет, поэтому картины получаются монохромными.

Внимание Пикассо уделяет форме — и только благодаря этому фигуры персонажей выделяются. При этом на картинах отсутствуют детали. У центрального персонажа очевидно жуткий вид. Он напоминает вовсе не сидящую женщину, а некую глыбу камней с играющими гранями.

При тщательном изучении становится понятно, что позы изображенных на картинах персонажей напоминают классическое изображение тел на портрета, но при рассмотрении под определенным углом кажутся пугающе уставшими, полумертвыми или неживыми. Создается впечатление, будто «груды камней», из которых они состоят, давят на персонажей, не давая выпрямиться, принять открытое положение. Это добавляет ужаса, наводит на мысль о невыносимой тяжести бытия.

Жуть кубизма Пикассо

Кубические картины Пикассо выглядят странно, жутко и даже пугающе. Происходит это из-за особых принципов написания. Так, художник не соблюдает пропорции. Из-за этого объекты выглядят незавершенными. Картины напоминают абстракции, совокупность осколков битого стекла. Кажется, будто зритель сам должен собрать «осколки» в субъективный сюжет, создать новую целостность.

Жути добавляют цвета — они на кубических картинах Пикассо тусклые, темные, «грязные», неприятные, сливающиеся друг с другом, но также оставляющие ощущение незавершенности. После просмотра хочется помыться.

Формы объектов, из которых состоят картины Пикассо, напоминают квадрат или куб, конус или пирамиду, внезапно завершающуюся линию. Они могут быть представлены одновременно с нескольких ракурсов, но в рамках одной плоскости, что одновременно и пугает, и заставляет задуматься над увиденным, ибо это неестественно для человеческого глаза.

Форма, цвет, композиция — все это делает кубические картины Пикассо обязательными элементами галереи ужасов, а философию кубизма — геометрией самых жутких кошмаров, которые только можно увидеть или вообразить. И это не случайно. Этого и добивался художник, создавая свои шедевры.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)