DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПИЛА. ДЖОКЕР

Хтонические трансляции с родины вампиров

Исполнитель: Katharos XIII

Альбом: Chthonian Transmissions

Жанр: Doom Metal Jazz

Страна: Румыния

Лейбл: Loud Rage Music

Дата выхода: 23 мая 2022

Дум-метал, как наверняка знают завсегдатаи музраздела DARKER, — это жанр тяжелой музыки, отличающийся медленным темпом («very f***ing slow», как сказал однажды Ник Холмс из Paradise Lost) и депрессивным настроем. Это лучший аккомпанемент для поздней осени, когда листва превращается в гнилую кашу, дни становятся короче и холоднее, а в душе воцаряется меланхолия. Помимо вышеупомянутых Paradise Lost, яркими представителями дум-метала можно назвать такие группы, как My Dying Bride, Tiamat, Katatonia. У жанра множество ответвлений — например, готик-дум (с клавишами, скрипками и женским вокалом), фьюнерал-дум (где темп замедлен до крайности), сладж, стоунер-метал и другие.

Если говорить о других тягуче-мрачных направлениях, то первым на ум приходит дарк-джаз. Это смесь дарк-эмбиента и джаза, которая идеально подходит для нуарных фильмов. Выдающиеся исполнители — Bohren & Der Club of Gore, Dale Cooper Quartet & The Dictophones, наш соотечественник Bebopovsky and the Orkestry Podyezdov.

Казалось бы, ничто не мешает двум схожим жанрам слиться в музыкальном экстазе. Однако представителей дум-метал-джаза можно пересчитать по пальцам. Финны Starboard играют «похоронную» разновидность этого направления, шведы Gold Spire придерживаются традиций готик-дума. Но группа, о которой хотелось бы рассказать чуть больше, называется Katharos XIII. Именно о ее альбоме «Chthonian Transmissions» сегодня и пойдет речь.

К сожалению, о группе практически ничего не известно. У коллектива нет ни сайта, ни биографии на Bandcamp. Известно лишь, что участники родом из Румынии, которую молва величает «родиной вампиров». Поначалу Katharos XIII исполняли экспериментальный блэк-метал — речь скорее о второй пластинке, «Negativity», чем о тру-блэковом дебюте «Dead Emotions». В 2018 году коллектив решил влить в свои жилы молодую кровь (все-таки непросто избежать вампирских метафор, говоря о румынской группе) в лице вокалистки Мануэлы Маркис. Изменилась и стилистика: в альбоме «Palindrome» появился тот самый микс дум-метала и темного джаза, который и стал визитной карточкой команды. В гитарную стену звука врываются пронзительные саксофонные запилы, мрачные риффы то чередуются с меланхоличными джазовыми пассажами, то сливаются с ними в единое полотно, доказывая, что два жанра созданы друг для друга. Но рецепт успеха все же зависит от вокала. Излишний упор на экстрим-рыки мог отправить румын в ряды андеграундщиков, эстрадная или «народная» манера исполнения тоже не подошла бы. Надо отдать должное Мануэле Маркис — ее отстраненный и чуть вкрадчивый голос не просто идеально сочетается с аккомпанементом, но и придает ему новое измерение.

Однако «Palindrom» — первый и поэтому осторожный заход на территорию дум-метал-джаза. По-настоящему потенциал коллектива раскрывается в «Chtonian Transmissions».

По словам участников, новая работа вдохновлена картинами Тарковского. Шесть песен представляют собой «сны о тех временах, когда космонавты существовали на земле». Чтобы сделать звучание атмосфернее, музыканты решили поэкспериментировать с клавишными и звуковыми эффектами. С другой стороны, ритм-секция на новой пластинке отчасти вернулась к блэковым корням. Поэтому «Chtonian Transmissions» — это звуковой коллаж, где клавишные эксперименты соседствуют с апокалиптическими саксофонными визгами, протяжный гитарный рев сменяется карданными очередями, а вокал максимально разнообразен, удивляя то неземными красотами, то блэковым скримом, то торжественной декламацией. Эти музыкальные решения успевают неспешно раскрыться — благо группа не ограничивает себя в продолжительности композиций.

Уже открывающая «Neurastenia» длится четырнадцать с половиной минут. Ревущие гитары и томный женский голос сменяются то меланхоличным битом, над которым парит стратосферный дабстеповый бас, то замогильной декламацией Мануэлы. «The Golden Season» поначалу чередует в себе хеви-метал и атмосферный дэт-дум, но затем внезапно выруливает к задумчивым гитарным переборам и отдаленным саксофонным завываниям. «Sine Materia» — музыкальный оазис для тех, кто устал от напора предыдущих композиций. Заглавная, «Chthonian Transmissions», возвращает к безнадеге, исступленному саксофону и истошному скриму — пожалуй, самый «скоростной» трек в альбоме. «From the Light of Flesh» начинается как мечтательный эмбиент с женским вокалом, но ближе к финалу снова меняет обличье. Финальный «Okeanos», словно устав от жанровых скачков, с начала и до конца остается дум-метал-джазом, но при этом звучит просто космически и идеально завершает альбом.

Единственную претензию стоит предъявить к звукорежиссеру. Если в «Palindrome» саксофон звучал как полноценный инструмент, то здесь он частенько сливается с фоном. В наушниках его можно различить, если прислушаться, но при прослушивании в колонках инструмент нередко теряется в миксе. Так что если вы решили ознакомиться с пластинкой — учтите, что полноценно она раскрывается через наушники.

Если понравится этот альбом, рекомендуем также послушать «Palindrome» (2019) от Katharos XIII, «Feast for Water» (2018) и «Close» (2022) от Messa.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)