DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Музыка улиц и прокуренных баров

Bebopovsky and the Orkestry Podyezdov — отечественный джазовый проект одного человека. В соцсетях часто замечают, что музыка Bebopovsky могла бы стать идеальным саундтреком для сериала «Твин Пикс» и нуарных фильмов разных времен. А еще Вольдемар Бибоповский отличается невероятной творческой продуктивностью: создавая качественную музыку, он ухитрился выпустить уже десятки (!) альбомов. Об этом и многом другом музыкант рассказал в большом эксклюзивном интервью.

Для начала — откуда взялось такое необычное название, Bebopovsky and the Orkestry Podyezdov? Как оно родилось?

Причин несколько. В первую очередь проект задумывался как возврат джаза от музыки консерваторий и изысканных вечеров к музыке улиц и прокуренных баров. Вторая причина: планировалось, что состав проекта будет постоянно меняться, будут приходить разные музыканты. Словно люди, заходящие в подъезд, а затем покидающие его. Но в итоге концепция сложилась иначе, и единственным постоянным «жильцом» остался я.

Как бы вы сами назвали стиль, в котором играете? Это дарк-джаз? Или нуар-джаз? Или что-то другое?

Сам я предпочитаю называть свою музыку «саундтреком». Я пишу самые разнообразные композиции в самых разнообразных стилях для самых разнообразных жизненных ситуаций и для самых разных людей. Каждый может найти в этой музыке что-то свое — и это здорово.

Конечно, проект изначально задумывался как русский аналог Bohren Und Der Club Of Gore, чистый дарк-джаз. Но очень скучно делать одно и то же. Это не для меня. Поэтому помимо нуарной музыки в моей дискографии можно найти практически любой музыкальный стиль.

Я считаю, что когда тебя ничто не ограничивает при написании музыки, то тогда ты по-настоящему можешь сказать, что занимаешься любимым делом.

Почему вы выбрали именно это направление в музыке и саксофон в качестве главного инструмента?

Саксофон я выбрал чуть ранее, чем исполнение дарк-джазовой музыки. Продолжительное время я играл кул-джаз и смуф-джаз. Я знал о существовании дарк-джаза благодаря легендарной статье про джаз на Лурке, но все как-то обходил его стороной. Но когда я все-таки решил послушать Bohren Und Der Club Of Gore и услышал саксофон Кристофа Клёзера, я понял: это то, что я искал в джазовой музыке и чего я хотел добиться от саксофона. Нежный, воздушный, колыбельный шепот.

Как вы стали музыкантом? Что повлияло на ваш выбор?

Оглядываясь назад, сейчас я понимаю, что саундтреки видеоигр оказали наибольшее влияние на то, кем я являюсь сейчас. Конечно, тогда я об этом не задумывался. Я вообще не думал о музыке лет до шестнадцати, когда незаметно для себя стал намеренно слушать рок-музыку — метал-, панк-группы. Все это спровоцировало меня на покупку электрогитары. Около восьми лет я играл в самых разных стилях тяжелой гитарной музыки. А потом я понял, что мне слишком тесно в этих рамках. Пришла пора открыть для себя что-нибудь новое. Пересмотреть свои взгляды на духовые инструменты. Очень забавный путь. От мыслей про «бесполезный металлолом» до «лучших солирующих инструментов в музыке». Захотелось испытать себя. Словно как в мультсериале «Рик и Морти» — прилетели гигантские и сказали: «Покажите, на что вы способны».

Какие музыканты прошлого и настоящего вас больше всего вдохновляют? Под чьим влиянием вы сочинили первые композиции?

Конечно же, Bohren Und Der Club of Gore повлияли на первые альбомы, где я играл чистый дарк-джаз. Если рассматривать мое нуарное творчество в целом, то часто можно заметить влияние Morphine и самых разных блюзовых исполнителей. Но поскольку мое творчество не ограничивается дарк-джазом, то тут на самом деле можно до бесконечности перечислять музыкантов, оказавших на меня влияние. Это и метал-группы, и панк-группы, и хип-хоп, и фанк, и даже попса восьмидесятых. Музыкант и композитор должен разбираться во многих жанрах, даже если какие-то из них ненавидит. Могу добавить, что, наверное, на меня оказала сильное влияние панк-группа Alkaline Trio. Они показали мне, что можно отнестись ко многим вещам с юмором и сарказмом, даже если они мрачные. Что можно рассказывать грустные истории под веселые мелодии и, наоборот, жизнеутверждающие и вдохновляющие на подвиги истории — под грустную музыку. Сейчас я стараюсь привносить в свое творчество очень много идей из нулевых. Знаете, вся эта «вампирская» музыка. Type O Negative, Deftones и другие. Тяжелая, медленная, но задумчивая и сексуальная.

Что такое для вас нуар? Просто притягательная атмосфера или некая философия жизни?

«Атмосфера» здесь ключевое слово. Нуарная атмосфера позволяет достучаться до людей. Но в целом я стараюсь относиться к этому немножечко с юмором и улыбкой. Достаточно посмотреть на названия композиций. Я как бы стараюсь сказать людям: эй, может быть, сейчас тебе хреново, но поверь, это не навсегда; улыбнись и продолжай идти.

Многие узнали о проекте в 2017 году, когда вышел сериал «Твин Пикс. Возвращение». Тогда в соцсетях было много разговоров, что, мол, ваша музыка идеально передает атмосферу легендарного сериального городка. Действительно ли детище Дэвида Линча и Марка Фроста повлияло на ваше творчество?

Могу сказать, что музыка из сериала заинтересовала меня гораздо больше, чем сам сериал smile

Я знаю практически все композиции из саундтрека, но почти ничего не знаю про сам сериал. Так вот бывает smile Да и зачем, если сама жизнь порой такая странная, что похожа на фильмы Дэвида Линча. Но, если серьезно, я ничего не имею против творчества Дэвида Линча, просто со многими его работами ознакомился лишь недавно. Может, когда-нибудь доберусь и до «Твин Пикс».

Какие другие произведения кино или литературы с их эстетикой вам наиболее близки?

Очень люблю фильмы про американские захолустные маленькие городки. «Фарго», «Придорожное заведение», «Настоящий детектив», где герои едут на ржавых ведрах от городка к городку и ищут неприятности или что-то расследуют. С литературой иначе. Это покажется странным, но я питаю слабость к морским романам, книгам про пиратов и мореходов. На мой взгляд, ни один фильм не способен передать эту атмосферу постоянной опасности в открытом море, откуда ты можешь не вернуться. Почему-то только книги могут отразить это достоверно.

Насколько помню, вы время от времени сотрудничаете с зарубежными андеграундными музыкантами. Было у вас, кажется, совместное концертное выступление с Dale Cooper Quartet & the Dictaphones. Расскажите немного об этом опыте. Как зародилась идея сотрудничества и какие впечатления от него остались?

Сейчас это уже кажется каким-то далеким постапокалиптичным прошлым, но именно в это время случились известные события про некую болезнь и ношение масок, в связи с чем Dale Cooper просто не выпустили из Франции. Но поскольку не было запретов на передвижение между городами, было принято решение, что Dale Cooper останутся во Франции, а я поеду один с первыми в истории проекта сольными выступлениями в Санкт-Петербург и Москву. Все в общем-то были рады и такому раскладу. А я был рад настолько, что остался жить в Санкт-Петербурге smile

Но раз уж вопрос был про сотрудничество с зарубежными музыкантами, могу бонусом рассказать историю про совместное выступление в родной Самаре с немецкой группой Art Against Agony. Для тех, кто не в курсе: по жанру это что-то вроде progressive metal, хотя ударник группы в личном разговоре сказал, что они играют «crazy rock» smile Это было очень странное предложение, поскольку в других городах на сцену выходили местные метал-группы, что вполне логично. Но в Самаре организаторы выбрали меня. «Russian Bohren», как я объяснял ребятам из Art Against Agony. При всей разноплановости проектов было весело. Нуарный джаз, затем прогрессивный метал, музыканты в масках, виртуозное использование немцами русского мата для описания жизни в туре… и просто трешовый угар. Казалось бы — несочетаемые вещи на одном мероприятии, но вот так бывает smile

Другие музыканты участвуют в записи ваших композиций? Или вы всегда работаете по формуле «сделай сам»?

Чаще всего бывает наоборот — я участвую в чьих-то записях, не афишируя этого. Можно сказать, играю роль некой «пасхалки» smile Если говорить о своем творчестве — есть пара композиций, где участвуют другие музыканты. Нечастое явление, но раз в столетие происходит. Я всегда открыт для сотрудничества, но, к сожалению, не всегда располагаю временем для этого.

Запись проходит в домашней студии? Какие инструменты обычно задействуются? Гитара, бас и ударные — настоящие?

В ранних композициях использовались настоящие гитара и бас, но это было очень давно.

Сейчас все партии я записываю при помощи midi-клавиатуры. Частенько даже ударные настукиваю на ней. Все духовые — живые. Изредка, конечно, бывают исключения.

Подавляющее большинство ваших произведений — инструментальные. Но есть и с вокалом. Какая ваша любимая собственная песня?

Они все любимые, потому что писать композиции с вокалом намного сложнее инструментальных. Инструментальная музыка просто есть во мне, если можно так выразиться. Она рождается сама собой. Над словами же приходится подумать. Нужно выразить свои мысли, но так, чтобы это звучало понятно для других людей. Наверное, моя любимая композиция — «Detka». Меня забавляет, когда можно сделать рифму из одного и того же слова, но с разным значением («расскажи стих // разум стих»).

Опишите, пожалуйста, пару картин, возникающих перед вашим мысленным взором, когда вы играете и слушаете свою музыку. Темный лес с высоченными елями? Или, может быть, захолустный бар в Луизиане, где за стойкой сидят мрачные мужики в плащах? smile

Это всегда пустынная дорога, океан или космос. Места, где ты один и нет предела полету мыслей. Никто не может остановить тебя. Но ты должен сам сделать это вовремя, иначе собственная вселенная схлопнется.

Как создаются ваши произведения? Идея спонтанно, по щелчку, возникает в голове или рождается во время импровизации? Большая ли разница между первоначальным замыслом и финальной реализацией?

Иногда первоначальный замысел даже не доживает до финала. Я слишком противоречив и разносторонен в плане музыки. Иногда даже жанр может кардинально измениться во время написания композиции. Наверное, идеи мне всегда приходят спонтанно. Еще бы хватало терпения не менять их по пути smile

Может, оно и к лучшему, что происходит именно так. Что круче и драйвовее — студийная запись или живое выступление?

Живое выступление, конечно. Студийная запись дает возможность все хорошо обдумать. У тебя есть право на ошибку и возможность тут же все исправить. На живом выступлении такой возможности нет, нужно выложиться по полной. Показать, на что ты способен «в прямом эфире».

Вы известны не только тем, что делаете хорошую музыку, но и тем, что выпускаете какое-то невероятное количество альбомов. Поклонники говорят, что послушать всю вашу дискографию физически невозможно. Как вам это удается?

Стараюсь следовать своему принципу: если есть идея, то почему бы ее не записать?

Конечно, тут еще огромную роль играет то, что я все делаю один. Никто не тормозит процесс, нет никаких ограничений или несогласованности идей.

В связи с этим посоветуйте нашим читателям парочку релизов, с которых лучше всего начинать знакомство с вашим творчеством. Почему именно эти альбомы?

Рекомендую «The Pink Bird Mental Institute» и «Flamingo’s Dreams». Это релизы, с которыми я стал известен любителям дарк-джаза. Как раз их ценители жанра считают «идеальным саундтреком к «"Твин Пикс"».

При вашей невероятной творческой продуктивности неизбежно возникает вопрос: можно ли сегодня заработать на жизнь, исполняя андеграундный джаз? Или все же начинающим музыкантам придется смириться с тем, что это занятие «не про деньги»?

Можно, конечно. Могу только сказать, что, если хочешь получить денег, придется деньги вложить. Как правило, по-другому не бывает. Дам совет начинающим музыкантам: не сидите и не ждите, что вас кто-то позовет к себе выступать. Займитесь организацией сами. Это не так сложно, как кажется. Конечно, требуются определенная доля коммуникативных и бизнес-навыков, чтобы заинтересовать собой людей. Но — все достижимо при должном упорстве.

Какая из интернет-площадок самая удобная для продвижения музыки, исходя из вашего опыта?

Лично для меня это VK. Даже сам официальный паблик появился только благодаря слушателям VK, когда потребовалось как-то сгруппировать всю музыку в одном месте.

У вас довольно большая российская аудитория. Есть ли поклонники за рубежом? Может быть, удавалось выступить на каком-нибудь зарубежном радио?

Меня регулярно приглашают на итальянские сборники нуарной музыки. Приглашают и писать музыку для короткометражных нуарных фильмов. Иногда проводят какие-то подкасты или просто включают мои композиции в плейлисты на радио, на YouTube.

Самое необычное предложение мне как-то поступило из Мексики. Люди спрашивали разрешения использовать мою музыку во время живой игры в «Мафию» smile Из стран Латинской Америки довольно часто приходят всякие предложения. Там очень много слушателей. Видимо, все там очень даже нуарно. В общем, за рубежом немало ценителей моей музыки и творческого взаимодействия со мной.

Что интересного в планах на ближайшие пару лет?

Думаю, самое интересное — что проект все-таки обретет живой концертный состав. Уже есть пара концепций состава, которые не будут похожи на обычные джазовые бэнды. Ну и, разумеется, добавление все новых городов в список для выступлений.

Что пожелаете читателям нашего журнала напоследок?

Скажу, наверное, слова довольно банальные, но правдивые во все времена. Особенно в такое время, как сейчас. Занимайтесь любимым делом — и результат не заставит себя ждать. Но не забывайте: потрудиться придется. Просто не бывает никогда, но зато будет очень весело на этом пути. Сейчас может показаться, что весь мир сошел с ума. Но не позвольте свести с ума вас. Стойте непоколебимо.

Публичная страничка проекта в VK

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)