Мама / Mama
Испания, Канада, 2013
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Андрес Мускетти
Сценарий: Андрес Мускетти, Барбара Мускетти, Нил Кросс
В ролях: Джессика Честейн, Николай Костер-Вальдау, Меган Чарпентье, Изабель Нелисс, Дэниэл Кэш, Джейн Моффат
Похожие фильмы: «Хребет Дьявола», «А теперь не смотри», «Приют», «Темные воды».
В заброшенной хижине в чаще леса найдены две девочки. Таинственным образом они прожили в пустом доме пять лет. Найденных сирот забирают единственные родственники, молодая супружеская пара. Но девочки не одиноки, у них есть мама, и она приходит из тьмы…
Вы любите свою маму? Что за глупый вопрос. Конечно, все - или подавляющее большинство - любят своих родителей и никогда не причинят им вреда. И не поверят в то, что родители могут обидеть или даже убить ребенка. Отбросим криминальную хронику, которая настойчиво напоминает об обратном, и обратимся к... паранормальному. Именно мама стала причиной того, почему маленькие Виктория и Лили выжили в заброшенной хижине в лесу, где отец собирался пристрелить девочек после катастрофы, в которой погибла их мать. Виктория, обладающая плохим зрением, как сквозь дымку видела, как нечто явилось из потолка и утащило ее отца. С тех пор на несколько лет они превратились в настоящих маугли, защищающих себя и любящих призрачную "маму", которая приходит к ним поиграть. Со временем дядя девочек, брат-близнец их отца, находит их и приводит в дом, где живет со своей невестой Аннабель. Казалось бы, ужас окончен, можно жить спокойно. Но мама совершенно не желает отдавать своих девочек кому-то ещё...
Сон разума порождает чудовищ, однако иногда эти два понятия находятся в одной неразрывной связке, и чудовища из воображаемых становятся вполне реальными. Это и произошло в фильме "Мама", снятом, вопреки вашим ожиданиям, вовсе не Гильермо дель Торо, а очень даже дебютантом в кино Андресом Мускетти. Пока дель Торо руководил проектом со стороны продюсерского кресла, Мускетти осуществлял свою мечту, превращая короткометражку, которую он снял в 2008 году, в самостоятельный полнометражный проект. Ему повезло пригласить туда восходящую звезду - Джессику Честейн, которая отлично отыграла свою роль, но и ее экранный партнер, сыгравший целых две роли Николай Костер-Вальдау уже не менее знаменит, нежели его потенциально оскароносная "соседка". Всё благодаря "Игре Престолов" - именно там вы могли видеть этого замечательного актёра. Надо ли говорить, что с актёрской стороны к фильму придраться невозможно?
Прекрасно отыгрывают свои роли и девочки - Меган Чарпентье и Изабель Нелисс. Серьёзная Виктория, которая опекает свою младшую сестрёнку, испытывает искреннюю симпатию к своей мачехе и откровенно побаивается когда-то такой любимой "мамы", в то время, как Лили привязана к ней и готова пожертвовать жизнью, чтобы никогда не расставаться с чудовищем, которое она называет "мамой". У чудовища, к слову, впечатляющая история - неужели вы сомневались, что здесь припасен душещипательный сюжет из прошлого? Кроме того, мама обладает весьма ревнивым и в целом несносным характером - то отца сожрёт, то дядю сбросит с лестницы, то... впрочем, хватит спойлерить. Один видок чудовища готов напугать даже видавших виды хорророманов. И неудивительно, ведь дель Торо внимательно следил за производством спецэффектов. На пальцах можно перечислить моменты, когда появление чудовищной "мамы" в кадре не пугает - а вот вжиматься в кресло от страха придётся часто.
Фильм ходит на тонкой грани между ужасами и всё же драмой, в которой поднимаются вопросы готовности к материнству, преданности, усыновления (очень актуальный нынче в России вопрос). Это можно отнести одновременно и в плюсы, и в минусы картины - авторы предлагают нам задуматься о том, как сложно быть матерью приёмным детям сразу после того, как мы переводим дух после очередного появления пугающего монстра на экране. В результате, полноценно драматическими можно назвать лишь последние пятнадцать минут фильма. Особо чувствительные могут даже проронить слезу, ведь пугаться будет уже нечего - останется лишь сочувствовать и выжившим, и мёртвым. До этого лента старательно пугает, местами заставляя почувствовать себя ребёнком, впервые смотрящим фильм ужасов.
Неизвестно, что за цели преследовал Андрес Мускетти, снимая этот фильм - всё же заставить задуматься (возможно, именно будущих приёмных родителей) или напугать, но помощника он для этого выбрал отличного. Самые грустные пугающие фильмы выходят именно у Гильермо дель Торо, и время от времени зритель обязательно будет вспоминать тот же "Приют", имеющий весьма схожие моменты. Но тем не менее, ощущения вторичности от просмотра "Мамы" не возникает вовсе, а следовательно - первый блин Мускетти оказался не комом.
P.S. Премьерная дата в России выбрана несколько странно, но если вы хорошо общаетесь со своей мамой и имеете такую возможность - к празднику 8-го марта можете сводить её на этот фильм. Если она не панически боится фильмов ужасов, то, возможно, в конце вы будете плакать вместе.
P.P.S. Берегите своих мам. Какими бы они ни были.
1 saga23 04-05-2013 02:25
"Мама" - современная мрачная сказка, притча. Она хорошо рассказана (показана). Для внятного, позитивного восприятия эту историю не желательно препарировать, искать соответствия реалу и смыслы людской жизни. Лучше, если реальная жизнь не пересекается с экранной историей девочек-маугли. Тут лучше действовать по принципу - сиди и смотри. Зрелище завораживающее, картина снята весьма умело, с точно расставленными визуальными и смысловыми акцентами.
Посмотришь этот фильм и понимаешь: не та мама, что родила, а та, что воспитала...
2 Мельник 01-03-2013 20:15
Молодцы испанцы, радуют в последнее время. Или правильнее сказать, пугают. Выделяются на фоне американских ужастиков.
3 Илья Пивоваров 20-02-2013 16:40
"Мама" может испугать. А "Лабиринт Фавна" - один из моих любимых фильмов у дель Торо.
4 delfin-mart 20-02-2013 14:27
Фильмы Гильермо дель Торо всегда интересно смотреть, но после финалов очарование его картин пропадает: ужасы оборачиваются чепухой, вылезают нестыковки сюжета и послевкусия не остается. Старые фильмы не тянет пересматривать, но на новые всегда есть интерес. Как будто он не на кино работает, а на ТВ, для клипов. Вот и здесь - все-таки последние минуты фильма лично мне показались затянутыми: уже ясно, чем кончится, но режиссер тянет, старается досуха выжать зрителя. Тут бы нужен Ларс фон Триер - вот он умеет додавить. )) А у дель Торо с Мускетти не получилось, на мой взгляд.
И все-таки фильм хороший. Страшный. И не такой бессмысленно-чисто-жанровый, как фильмы самого дель Торо. Которого я, не смотря на критику, люблю
Спасибо за статью. )
5 Tina 20-02-2013 15:09
Тут на вкус и цвет
Я вот очень "Лабиринт Фавна" люблю, послевкусие долгое у меня было после этого фильма.
А "Мама" действительно страшная, это вы верно подметили. Даже не думала, что фильм ужасов всё ещё может пугать
6 delfin-mart 20-02-2013 18:14
7 Парфенов М. С. 20-02-2013 20:32
Я глубоко убежден, что тут "виноваты" не фильмы ужасов, а степень зрительского опыта. Плюс возраст зрителя еще. Но опыт важнее: чем больше фильмов ужасов мы смотрим, тем сложнее нас напугать, ведь многие "пугательные" приемы мы уже хорошо знаем, как и многие сюжеты и т.д. Для себя я четко различаю, когда фильм не пугает меня потому, что он плохо снят, а когда - потому, что я уже слишком хорошо знаком с традицией. Допустим, слэшеру всерьез напугать уже сложно меня, потому что законы поджанра таковы, что все сюжетные ходы, приемы и многие сцены известны заранее.