DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Интеллигентные ужасы

Музей — как много в этом звуке... скуки, пыли, огороженных перекладинами экспонатов, запретов на фото- и видеосъемку, толп туристов, стадно следующих за экскурсоводом с флажком и вечно шикающих на всех подряд. Именно такие ассоциации возникают у обычного человека, если он не фанатичный любитель искусства. Но интерактивный музей «Ужасы Петербурга» — совсем другое дело.

Санкт-Петербург — город музеев. Там каждый сможет найти себе что-то по душе. Это и дома, и квартиры-музеи, и выставки, и, конечно же, Эрмитаж. Для любителей ужасов и мистики до последнего времени привлекательной являлась, пожалуй, лишь Кунсткамера. Но в 2008 году в Питере появилось место, которое снабдит «нашего брата» доброй порцией мурашек, страха и удовольствия. В одном крупном торгово-развлекательном центре выделили 1500 квадратных метров под интерактивный музей «Ужасы Петербурга».

На входе стоят милые ребята, предлагающие пощекотать нервы и узнать мистические тайны прошлого, и предупреждают, что слабонервным и детишкам до 14 лет вход воспрещен.

После такого просто невозможно не заглянуть внутрь.

В первом же закутке, стилизованном под подземелье с черепами и косточками в стенах, паутиной и соответствующим жутким музыкальным сопровождением, людей встречает юродивый, одетый в лохмотья, опирающийся на костяную трость, и приветственно заявляет, что до окончания путешествия в мистическое прошлое доживут не все. Воодушевляя пришедших, он приглашает следовать за ним.

Первая инсталляция посвящена Петру I, великому правителю, привнесшему столько нового из Европы для развития государства. В том числе и флот. Мы стоим у импровизированного причала, опираясь на бортики, и слышим, как под ногами плещется вода. Будто бы издалека к нам приближается лодка, и на корме возвышается фигура человека. Наш проводник рассказывает о том, каких жертв стоило воздвижение русского флота. Сколько людей сгоняли на строительство, сколько из них погибло на верфях, и сколько неприкаянных душ осталось позабытыми. Его голос звучит из темноты, завораживая и погружая в необходимую атмосферу. А затем начинается самое волнующее.

Наш проводник предлагает пройти дальше, с насмешкой спрашивая, кто первый рискнет шагнуть в черный коридор.

Он ведет нас в полной темноте, периодически напоминая, чтобы мы держались поближе друг к другу и не забывали время от времени пересчитывать по головам — все ли на месте. Жуткие, леденящие звуки заполняют все пространство вокруг, и его шуточки постепенно вызывают все меньше и меньше смеха.

Мы заходим в старый лифт с закрывающимися решетками и опускающейся дверью. В замкнутом пространстве чувствуешь себя некомфортно, даже если в жизни ни разу не испытывал приступа клаустрофобии. Лифт кряхтит, трясется, рвется то вверх, то вниз, а наш провожатый лишь усмехается над тем, как постепенно у всех в панике округляются глаза.

«Поехали!» — кричит он, и лифт ухает вниз. Сердце стучит где-то в районе горла. Жестяная коробка с грохотом останавливается, и, не давая прийти в себя, всех выталкивают в коридор. На стенах висят картины. Портреты пугают, некоторые из них начинают оживать. В прямом смысле слова. Лица вытягиваются в неестественных оскалах, злобных, нечеловеческих гримасах. Чья-то тень неспешно пересекает коридор.

Наш путь лежит через инсталляцию «Преступления и наказания». Раскольников, терзаемый виной, хватается за голову в углу комнаты. На полу — тело старухи-процентщицы. И топор. Голос за сценой зачитывает для нас слова из знаменитого произведения Достоевского. Музыка не отстает, накаляя обстановку вокруг.

«Обухом по голове!» — голос гремит, поглощает все пространство вокруг и заставляет присутствующих вздрогнуть.

«Идем, идем!» — манит наш провожатый за собой.

Одна комната сменяет другую. Здесь есть место и произведениям другого великого писателя — таинственное представление повести Гоголя «Шинель». История одинокого «маленького» человека, уже потерявшего свою дорогую «одежку», что была ему не по карману. Он мерзнет в переулке, кутаясь в старую дырявую шинель, и холод и одиночество буквально пронизывают все вокруг.

Рядом размещается еще одна мистическая история классика. Человек с обезображенным лицом... и Нос. Каково это — проснуться однажды и понять, что у тебя больше нет носа, и более того — он живет отдельной жизнью. Притом, получше, чем ты сам. На каретах разъезжает.

На этом история литературных персонажей не заканчивается. Следующая комната знакомит нас с историей Германна, героя «Пиковой дамы» Пушкина. Молодой офицер не в силах преодолеть свою тягу к азартным играм и жаждет узнать тайну трех загадочных карт, которые сулят победу. Призрак старухи предстает перед ним в его последнюю игру. И вместо долгожданного туза герою выпадает дама пик, чей образ так напоминает старую графиню. Картины на стенах комнаты теряют свои очертания, «текут». Главный герой не выдерживает давления и сходит с ума. «Тройка, семерка, туз!» Эта мистическая история знакома многим, но в комнате буквально ощущается присутствие чего-то потустороннего и создается впечатление, будто ты сам участник той последней, решающей игры.

«Ужасы Петербурга» рассказывают не только истории героев книг. Они предлагают окунуться в прошлое. В мрачной темнице, буквально сливаясь со стеной, стоит женщина. Ее лица не различить, но наш провожатый говорит, что она была прекрасна. И весьма коварна, за что и поплатилась. Имя ее «княжна Тараканова», и прошлое этой женщины покрыто тайной. Зато судьба предрешена. Самозванка, претендующая на престол, была жестоко наказана Екатериной Второй. Пойманная и заточенная, она провела последние дни в темнице, в одиночестве и холоде. Сырость пронизывает помещение, и вода, стекающая по стенам, лишь добавляет трагичности этой истории.

Среди мраморных статуй и фигур Екатерининского сада бродят тени. Чем больше всматриваешься в этот загадочный полумрак, тем больше разыгрывается фантазия. Внимание отвлекает следующая история, но подсознание сигнализирует о том, что не стоит поворачиваться спиной к этому месту. Вдруг среди мелькающих бесплотных духов есть кто-то более осязаемый... и жуткий?

Павел I правил во времена дворцовых интриг. История его укрыта занавесом мистики и тайны, будто бы он знал, когда именно Костлявая придет к нему. Его необъяснимое желание встретить последний час в том же месте, где и был рожден, породило городскую легенду. Говорят, что после полуночи каждый двенадцатый прохожий, стоя напротив окон спальни царя, может увидеть все еще не нашедший приюта призрак Павла I, бродящий по своим покоям.

Говорят, что талант — это дар. Всем известно выражение «дар свыше». Многие знают и другой вариант — «дьявольски талантлив». О Петре Чайковском говорили и так, и так. Поистине, его творчество гениально и на века вошло в историю. Перед нами же открывается загадка его «Шестой симфонии». О жизни и смерти. Его последнего творения. Существует мнение, что за это произведение великий музыкант поплатился своей душой. Ровно на девятый день после премьеры 16 (28) октября 1893 года, П.И.Чайковский скончался от холеры. Звуки заполняют пространство, музыкант склоняется над роялем, а на столе перед нами, притягивая взгляд, одиноко стоит стакан с водой... Тот самый, что стал причиной смерти?

В следующем зале наш провожатый пропадает из виду. Мы оказываемся в помещении огромной котельной. Впереди, за стеклянной стеной — закрытый гроб. Появившийся невесть откуда кочегар открывает нам тайну. Там, под дубовой крышкой, скрывается тело самой мистической, загадочной и пугающей личности прошлого — Григория Распутина. Это имя окружено тайной. С ним связано огромное количество жутких и невероятных историй. Семья Романовых верила в божественное происхождение его силы, но многие, в том числе священнослужители, полагали, что душа его была продана дьяволу, и не исключали, что и сам он является воплощением нечистой силы.

Тем временем за стеклом назревает что-то не хорошее. Гроб охватывают языки пламени, нечеловеческие вопли заставляют всех содрогнуться, и вот — тот самый момент. Крышка гроба с грохотом отлетает, и перед нами предстает Григорий Распутин во всей своей жуткой красе... Его лицо искажено злостью, тело охватывают языки, пусть и импровизированного, но пламени, и он жаждет вырваться на свободу. Обезумевший жаждет крови. Нашей крови...

«Бегите! Бегите!» — надрывая голос, кричит кочегар, указывая нам единственный путь к спасению. Но здесь поджидает ловушка: зеркальный лабиринт. Тени мелькают то тут, то там, зловещий смех преследователя подгоняет вперед, а пальцы то и дело натыкаются на зеркальную гладь там, где, казалось бы, должен быть проход. Разум подсказывает, что все это инсценировка, игра актеров, соответствующая атмосфера... но разве осознание этого может унять дрожь в коленях?

Несколько мучительно долгих минут, поворотов не туда — и с бешено колотящимся сердцем все выныривают наружу. Все... или не все?

У этого эксперимента, несомненно, есть свои минусы. Некоторым из представленных историй не хватает «пугательного» элемента. Наряду с живыми актерами в сценах задействованы куклы и не слишком впечатляющий реквизит — оттого не хватает реалистичности... Никто внезапно не хватает за руки и за ноги, как в известных «Комнатах страха», разве что провожатый на прощание подкрадется сзади и шепнет на ухо: «Моя прелесть...» Но настолько грамотно накаляется атмосфера, что фантазия невольно начинает играть с разумом злую шутку, и все шероховатости этого проекта перекрываются напрочь.

Так что совет тут один. Если вы, оказавшись в городе на Неве, решите проверить свои нервы на прочность, обязательно загляните в «Ужасы Петербурга».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)