Торжественный финал / Grand Piano
Испания, США, 2012
Жанр: триллер, детектив
Режиссер: Эухенио Мира
Сценарий: Дэмьен Шазелл
В ролях: Элайджа Вуд, Джон Кьюсак, Керри Бише, Тэмсин Эгертон, Аллен Лич, Дон МакМанус
Похожие фильмы:
- «Телефонная будка»
- «Тревожный вызов»
Это называется глоссофобия. Боязнь сцены. Фобия, подобная смерти, если ваша работа связана с публичными выступлениями. Но именно таково основное занятие Тома Селзника — нервного, вечно тревожного и без сомнения талантливого пианиста, который был учеником великого маэстро и однажды не попал в ноту на выступлении. Том отчаянно сражается со своими страхами, ведь ему предстоит выступать на мемориальном концерте в США, и уже все готово: билеты куплены, оркестр отрепетировал, накрыт стол для фуршета и на сцене уже стоит прекрасный рояль, настоящее произведение искусства. Требуется только подняться на красное ковровое покрытие, взглянуть в глаза чудовищу толпы и…
Испанский режиссер Эухенио Мира пригласил для участия в своем новом утонченном триллере двух актеров первой величины — Элайджу Вуда и Джона Кьюсака. Оба в последнее время демонстрируют усиленный отход от амплуа хороших парней, показывая зрителю темные стороны своего таланта. Вуд неплохо сыграл реставратора-Потрошителя в «Маньяке» Франка Халфуна, а Кьюсак отметился в роли душегуба в «Мерзлой земле» Скотта Уолкера, так что у обоих оказались равные шансы побыть злодеем.
Сюжет фильма построен на обыгрывании чрезвычайной ситуации, когда герой попадает в безвыходное положение. Каким образом? Очень просто. Справившись с дрожью в коленках, пианист Селзник начинает играть концерт, но обнаруживает, что попал под прицел снайперской винтовки, а по телефону ему нашептывает угрозы психопат-убийца. Все, что требуется от Тома — играть, но так идеально, как никогда в жизни. Пойманный, словно птичка в клетку, Селзник пытается обхитрить психа, одновременно не сбиваясь с такта. А это непросто.
Мира использовал интересный, хоть и не новый прием. Похожий сюжетный ход можно наблюдать в «Телефонной будке» Джоэла Шумахера, где главный герой также болтается с трубкой у уха под прицелом снайпера, словно рыба на крючке. Парадокс: ты у всех на виду, но ты — один, и никто тебе не поможет.
Но в данном фильме интерес вызывает почему-то не сам сюжет, а детали. Мира подошел к визуальной составляющей весьма щепетильно, в итоге фильм радует неожиданными ракурсами и проездами камеры, а внешне статичный процесс игры на концерте смотрится, как занимательный аттракцион. Ну и конечно, изюминкой фильма является общий музыкальный фон; на протяжении всего фильма играет отличная классическая музыка. Совмещение интересного и прекрасного — так и хочется достать монокль. Еще бы немного, и Мира, пожалуй, выдал бы нового «Призрака оперы», но для этого потребовалось бы заставить жертву и маньяка спеть по партии.
«Торжественный финал» — еще и бенефис Вуда как драматического актера. Элайджа доказал, что способен не только на образы невинных хоббитов, футбольных хулиганов, серийных маньяков, но и утонченных творческих натур. Почти весь фильм держится на нем, все внимание приковано исключительно к нему. Причем Вуд показал не статичную игру, его пианист от безропотного подчинения переходит к волевому противостоянию. Зато Кьюсаку не пришлось особенно напрягаться.
Что касается недостатков картины, они бросаются в глаза, как пылинки при попутном ветре. Мелкие логические неувязки, ружья, которые не стреляют в нужных местах, местами неправдоподобность, искусственность и финал, как бы оборванный на полуслове. Все это портит общую приятную картинку.
И если уж сравнивать фильм с концертом для фортепьяно, Эухенио Мира хорошо выучил партитуру, честно старался, но все-таки «слажал» в нескольких местах. Вопрос в том, заметит ли фальшивые ноты публика?
1 Мельник 02-04-2014 21:11
О, да! Сегодня же посмотрю этот фильм. Вуд и Кьюсак, триллер, классическая музыка... Предвкушаю!
2 Мельник 03-04-2014 09:59
Да, классный фильм. Вот только Кьюсака мало было в кадре.
3 Fakir 20-03-2014 22:42
Отличный жанровый фильм, просто отличный! Неудивительно, что сценарий привлек Вуда и Кьюсака.