DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ПОМЕСТЬЕ ПРИЗРАКОВ

История одного убийства

Веревка / Rope

США, 1948

Жанр: триллер, драма

Режиссер: Альфред Хичкок

Сценарий: Хьюм Кронин, Артур Лорентс, Бен Хект, Патрик Хэмилтон

В ролях: Джон Долл, Фарли Грейнджер, Джеймс Стюарт, Дик Хоган, Эдит Эвансон, Дуглас Дик, Джоан Чэндлер, Седрик Хардвик, Констанс Колльер

Похожие фильмы:

«Отсчет убийств» (2002)

Едва ли кто-то считает «Веревку» своим любимым фильмом у Хичкока – «Головокружение», «Окно во двор» и «Психо» в этом плане ушли далеко вперед. Но картина о двух студентах, убивших сокурсника, являлась значимой для самого режиссера в первую очередь с точки зрения формы, да и скучным зрелищем ее никак не назовешь.

Фильм начинается с того, что Брендон и Филипп, два студента Гарварда, одетые с иголочки, умерщвляют своего однокурсника Дэвида с помощью обрывка веревки. Объяснения не заставляют себя долго ждать: это было спланированное, продуманное убийство, которое должно было стать «идеальным», чтобы подтвердить теорию о собственной исключительности и, как следствие, вседозволенности. С целью окончательно закрепить за собой эти характеристики Брендон сразу после преступления устраивает в квартире вечеринку, спрятав труп в сундуке из-под книг, а сундук превратив в фуршетный стол. На сабантуй приглашены отец убитого мистер Кентли и его же тетя миссис Этуотер, Руперт Кеделл, который был воспитателем Брендона, Филиппа и Дэвида в интернате и преподавал им основы философии, а также друзья хозяина, Кеннет и Джанет, которые были парой до того, как Джанет стала встречаться с Дэвидом. Организует ужин экономка миссис Уилсон. Начинаются светские беседы, обмены любезностями, интриги, споры, и все это время под носом у присутствующих лежит бездыханное тело юноши.

«Веревка» была снята по пьесе британского драматурга Патрика Гамильтона, а та, в свою очередь, обыгрывала реальные события, произошедшие в США в 1924 году. Тогда два двадцатилетних юноши, оба – выходцы из состоятельных семей, убили четырнадцатилетнего подростка, который был дальним родственником одного из них. Натан Леопольд и Ричард Леб, так звали убийц, были большими поклонниками Ницше и изучали его теорию о сверхчеловеке. Посчитав в итоге, что они и есть те самые сверхлюди, преступники задумали «безупречное» преступление, на котором их никто и никогда не поймает. Молодые люди, к слову, были блестяще образованны, Леопольд так вовсе был вундеркиндом, который говорил на пятнадцати языках и в обычной жизни занимался благородным делом – разыскивал исчезающие виды птиц. Тем не менее они оставили на месте преступления массу улик, были арестованы и осуждены пожизненно.

В фильме Хичкока, как и в пьесе Гамильтона, обстоятельства убийства были изменены: тогда как Леопольд и Леб убили жертву ударом по голове и засунули в водосточную трубу, герои книги и фильма, как было описано выше, разделались с несчастным в квартире. Но мотив остается прежним: Брендон и Филипп – умные, талантливые, привлекательные и обеспеченные студенты с блестящими перспективами, увлекшиеся философией, истолковавшие по-своему некоторые ее постулаты и принявшие решение не ограничиваться демагогией, а перейти к делу.

Что касается новшеств, «Веревка» славится тем, что Хичкок применил видимость съемки «одним кадром» (технически это было невозможно, поэтому замаскированный монтаж в картине все-таки присутствует), а также впервые использовал цвет. «Непрерывная» съемка усиливает и без того ярко выраженную театральность фильма, как и явные декорации самой квартиры и того, что происходит за окном. Но хочется отметить, что явный игровой формат ни капли не мешает вовлеченности зрителя в происходящее. Напротив, в таком «режиме реального времени» создается ощущение присутствия, как будто зритель – еще один гость на ужине, скромный и молчаливый, наблюдающий за всеми со стороны, и он – единственный, кто видел, как было совершено убийство.

Здесь можно перейти к тому, что само собой приходит на ум при упоминании имени сэра Альфреда Хичкока, – к саспенсу. Критики-современники посчитали «Веревку» самой слабой работой по части психологического напряжения, и это странно. Во-первых, на протяжении всего фильма кажется, что убийц вот-вот раскроют: родные уже беспокоятся, где же Дэвид; Руперт явно начинает что-то подозревать; мисс Уилсон так и норовит заглянуть в сундук. При всем при этом Брендон сам намеренно дает намеки и ходит по острию, чем приводит Филиппа в ужас: прямо говорит гостям о своем «превосходстве» и праве убивать людей, не достойных жизни, перевязывает книги орудием убийства, рассказывает, что Филипп когда-то душил кур.

Тот же Филипп почти с самого начала начинает нервничать и совершать ошибки, чем может выдать себя и друга. Неуютным также кажется контраст видимости и подлинности: если не знать, что находится в сундуке, можно подумать, что «Веревка» – романтическая комедия эпохи Золотого Голливуда, с идеальными актерами, их внешностью, костюмами и остроумными репликами (по большей части это касается Джанет). И еще одно. Отец Дэвида – судя по всему, хороший человек. Он сидел в приличном обществе, с друзьями сына и своей будущей невесткой, ел прекрасные блюда, выпивал, и все это время перед ним находилось тело жестоко убитого родного сына. И если это – не саспенс, то что тогда?

Интересный факт об актерском составе: Джон Долл и Фарли Грейнджер, сыгравшие Брендона и Филиппа соответственно, были бисексуалами, такие же слухи ходили об их прототипах Леопольде и Лебе. Естественно, в фильме нет прямых указаний на то, что между героями есть интимная связь, но эта их близость в плане единых взглядов и доверия, конечно, заставляет задуматься о большем.

«Веревка» в первую очередь показывает, насколько внушаемые наставниками принципы и идеи могут глубоко укорениться в неокрепших, но амбициозных умах. Хотя в Брендоне наверняка было что-то еще, кроме мыслей, заложенных Рупертом, и одно наложилось на другое. Фильм в целом определенно заслуживает видного места на полке с триллерами.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)