История Черного леса (антология)
Составитель: Татьяна Адаменко
Жанр: мистика, готика, фантастика, детектив
Издательство: Млечный путь
Серия: Звезды «Млечного пути»
Год издания: 2014
Перевод: Т. Адаменко
Похожие произведения:
Классическая викторианская проза — рассказы о привидениях, детективы
Уильям Хоуп Ходжсон «Карнакки» (цикл)
Саймон Беккет «Доктор Хантер» (цикл)
Ганс Гейнц Эверс «Из дневника померанцевого дерева» (рассказ)
«Готика. Фантастика. Детектив». Именно этот подзаголовок украшает антологию разношёрстных рассказов малоизвестных английских авторов в переводах Татьяны Адаменко. И подзаголовок даёт почти исчерпывающее представление о содержании книги. «Почти» здесь употреблено не зря. Ну что тут такого: авторы конца XIX — XX веков? Казалось бы, легко можно предположить, какие ожидания возлагать на этот сборник. Но не всё так просто. Составитель умеет удивлять, и антология наверняка принесёт читателю сюрпризы.
Заглавная повесть — это классическая «готическая» страшилка в письмах, которая содержит в себе, кроме основной сюжетной линии, мифы и легенды Северной Англии. Некий молодой человек пишет своему другу Джеймсу о своей жизни в одной из деревень к северу от Лондона. Эсквайр Джеймс Фоллоу интересуется фольклором, собирая материал для своей книги «Легенды, сказки и предания Северной Англии», и его приятель, как раз кстати остановившийся в селении Блэквуд, может помочь фольклорным изысканиям. Главная примечательность населённого пункта — чёрная ель, стоящая на площади, — вполне достойна занесения в труд Джеймса Фоллоу. Вокруг неё и развивается повествование, ибо дерево это вовсе непростое, у него есть свои тайны. Постепенно к ним приобщается главный герой, описывая своё житьё-бытьё в этом богом забытом селении. Его письма к Джеймсу перемежаются отрывками из «Легенд, сказок и преданий», которые возвращают читателя к мистической стороне повествования, которая время от времени теряется за бытописанием. Но ель, мелькнувшая в самом начале повествования, появляется и в конце, окольцовывая историю Чёрного леса.
Иллюстрация к рассказу «Гнев призрака»
Автор заглавной повести, Мейнард Вуд, представлен в книге ещё двумя произведениями: «Крепкий сон» и «Барон-музыкант». Первый рассказ представляет собой историю, якобы предложенную лорду Галифаксу для его «Книги привидений». Классическое произведение о призраках с проклятым домом, в качестве которого выступает Тодд-холл, Задушенной леди и прочими атрибутами такого рода текстов. Второй рассказ Вуда ещё проще: это будто литературная обработка одной из английских легенд. Воинство дьявола с ухмыляющимися черепами вместо лиц, чарующая адская мелодия — и бесконечная дорога в преисподнюю!
Снова о призраках вспоминает Джон Китчинг. Составитель упоминает, что этот человек был лично знаком с Уильямом Хоупом Ходжсоном и, видимо, настолько впечатлился его циклом о Карнакки, что решил попробовать силы в чём-то подобном. «Гнев призрака» — рассказ, источник вдохновения для которого угадывается сразу. Слишком уж незавуалированно автор расписался в своих пристрастиях. К сожалению, от этого страдает само произведение: оно выглядит преимущественно подражательным, хотя и имеет определённые черты оригинальности.
Иллюстрация к рассказу «Дело опасной реки»
С рассказа Китчинга начинается блок детективов, которые и будут править бал до конца книги. Произведения Герберта Гранта и Марты Стенхоуп — детективы не всегда обычные, сюжеты их произведений строятся на фантастическом допущении: магия существует. Довольно необычно видеть подобные работы у авторов первой половины XX века. В этом они опередили своё время, но в то же время антураж, признаки современной писателям действительности сохранены.
Заканчивается подборка фантастическим детективом Фрэнка Торнтона. Действие его «Прозрачной истории» развивается на другой планете, и местный сыщик ведёт расследование, опираясь на свои способности, отличные от способностей человека. Дело в том, что детектив Шабдрунг может видеть эмоции людей, окрашенные в различные цвета. На этом он и строит своё расследование. Рассказ достаточно прост, местами забавен, вполне достоин сравнения с классическими вещами «золотого века» англо-американской научной фантастики.
«Готика. Фантастика. Детектив». Да, всё это в книге есть, но в процентном соотношении последняя составляющая превалирует. Впрочем, даже детективы подобраны весьма различные — от классических до мистических и фантастических. Так что работа Татьяной Адаменко была проделана хорошая и вдумчивая. Уж чего-чего, но хотя бы удивить «Истории Чёрного леса» вполне под силу.
Автор всех иллюстраций, в том числе на обложке, — Татьяна Адаменко.
Комментариев: 0 RSS