DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Игра в Ящера

В старину детей практически не ограждали от участия в жизни общества, да и невозможно это было сделать. С раннего детства ребенок наблюдал за проявлениями взрослой жизни — работой по хозяйству, охотой или земледелием, свадьбой и похоронами. Все это естественным образом отражалось и в детских играх. Да и сейчас дети играют в дочки-матери и другие предметные игры, подражая взрослым. Точно так же отражались в игровой форме и другие стороны жизни — обрядовые.

История детских игр

В традиционном обществе никто не обращал внимания, во что именно играют дети: исследовать этот феномен начали позднее, когда традиционное общество стало меняться и уходить.

Тогда же исследователи занялись и народным фольклором — и нашли прямую связь древних обрядов, уже ушедших из обихода взрослых, с распространенными детскими играми. В детских считалках и песенках обнаружились отголоски старинных заклинаний. Некоторые игры копируют древние обычаи, хотя сами дети об этом и не подозревают, да и взрослые давно забыли.

Так что игры оказались совсем не такими простыми, как о них можно подумать. И обряды, сохранившиеся у детей в игровой форме, изначально выполняли совершенно определенные функции. Например, выбор невесты или жениха, сватовство. Или более мрачный обряд — человеческое жертвоприношение.

Немного о жертвоприношениях

Приносить жертвы богам или духам — давний обычай. Сегодня этому можно сколько угодно ужасаться, но что поделать — жертвоприношения были распространены повсюду, только со временем они сходили на нет. Сейчас богам тоже приносят жертвы, не всегда материальные — например, обет что-то сделать, пожертвовать на строительство церкви и т. д. Индуисты приносят своим богам цветы, масло и тому подобное.

Со временем настоящие, кровавые жертвы заменялись на имитацию: вместо реальных предметов приносили их изображения, вместо человеческих жертв — символические, в виде чучел. В некотором роде это — «жертвы понарошку».

Но в древности все было на полном серьезе. Если надо задобрить божество, делай, как положено, приноси жертвы, угодные именно ему, иначе не получишь нужного результата. Или вообще никакого.

Самые могучие боги были и самыми кровожадными. Если нужна их помощь — тут уж без ритуального убийства никак не обойтись. Иногда можно принести в жертву животное, но в самых сложных случаях приходилось убивать людей.

Кого выбирали в жертву и когда именно — нам доподлинно уже не узнать. Например, племя кхонда в Индии всегда приносило в жертву ребенка на вспаханном поле, чтобы был хороший урожай. Ребенка покупали у соседних племен. Британские колонизаторы не смогли уничтожить этот обычай — ведь племя живет в труднодоступных местах. Поговаривают, что обычай жив и поныне…

Легенды о том, что злой ящер или змей, он же дракон, похищает девушку или ему ее приносят в жертву добровольно, очень распространены. На Руси существует немало сказок с таким сюжетом.

Игра в Ящера

Разумеется, реконструировать какой-либо ритуал или обычай со стопроцентной точностью теперь не удастся, то тут мы вступаем на зыбкую почву догадок и предположений. Но и по сохранившимся косвенным свидетельствам можно довольно полно воскресить картину минувших эпох.

Академик Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» высказал предположение, что известная детская «игра в Яшу» восходит к древнему ритуалу человеческого жертвоприношения подземному (или подводному) богу Ящеру. Игра была распространена на территории современной России, Украине и Беларуси и сохранялась еще в начале XX века.

Академика упрекали в том, что он, можно сказать, притягивал многие свои выводы «за уши». Но тем не менее в фольклоре и в истории сохранилось немало свидетельств в пользу его теории.

Смысл самой игры заключается в следующем. В центр садится мальчик — иногда с завязанными глазами, — а девочки водят вокруг него хоровод и поют песенку.

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки каленые

Милому дареные.

Потом, когда хоровод остановится, мальчик выбирает себе «невесту». Например, должен узнать девочку с завязанными глазами. Или забрать у нее венок, а «невеста» должна его «выкупить».

Игра имеет разные вариации, но смысл одинаков: «Яша» должен выбрать себе невесту. А причем тут Ящер — может, дело просто в созвучной форме? Нет, не только.

Само имя Ящер сохранилось в белорусском варианте песни:

Сяде Ящер под пирялущем

На ореховом кусте,

Где ореховая лусна...

(Жанитися хочу!)

Возьми себе девку,

Котораю хочешь…

(Ящер сидит под пером / На кусте грецкого ореха, / Где скорлупа ореха… / (Я хочу жениться!) / Возьми девушку, / Какую ты хочешь…)

Согласитесь, аналогия с жертвоприношением змею-ящеру вполне просматривается.

Подтвердить, что в древности люди нередко приносили жертвы Ящерам — Змеям и Драконам, — причем не всегда добровольно, могут многочисленные сказки и народные песни. В белорусском, опять же, фольклоре сохранилась песня о том, как злой цмок, то есть змей, требовал себе человеческую жертву.

Даўно, даўно тое было —

Кругом зямлi мора лягло.

А ў моры тым жыў люты цмок,

Штодня збiраў з людзей аброк.

Давалi цмоку ды аброку —

На кожны двор па чалавеку.

Аддалi ўжо з кожнага двара,

Прыйшла пара ды й на цара.

— Цару, цару, прыбiрайся,

Цi сам iдзi, цi жонку шлi!

Жану сваю пашкадаваў,

Дачку-красу к мору паслаў.

(Давным-давно это было — / Вокруг земли лежало море. / И в море жил жестокий змей, / Он собирал у людей оброк каждый день. / Дали змею и оброк — / В каждый двор на человека. / Уже дано со всех дворов, / Пришло время короля. / — Король, король, одевайся, / Либо идите сами, либо идите с женой! / Ему стало жаль жену, / Он отправил свою прекрасную дочь к морю.)

Со временем нравы менялись, на Руси и в Европе, по крайней мере. Человеческие жертвы начали заменять на имитацию — чучело, куклы и тому подобное. Освободить девушку, предназначенную в жертву, стало считаться подвигом, что отразилось в народных сказках.

Современные родители могут спросить: а разве дети принимали участие в кровавых жертвоприношениях? Это сейчас общество старается оградить своих маленьких членов от страшных и травмирующих ситуаций.

В древности все было иначе, дети принимали участие во всех посильных делах взрослых. А насчет кровавого обряда… так даже в просвещенной Европе уже XVIII века люди массово шли смотреть на публичную казнь и детей с собой брали. И не видели в этом ничего особо шокирующего. Так, интересное зрелище.

Дети были в курсе всех аспектов жизни и копировали все действия взрослых как умели.

Так что не простое это дело, детские игры.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)