DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Кошмарные дела

Очень странные дела / Stranger Things

США, 2022 (4 сезон)

Жанр: ужасы, фантастика, фэнтези, триллер, драма, детектив

Режиссер: Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви, Эндрю Стэнтон, Ута Бризвитц, Нимрод Антал, Ребекка Томас

Сценарий: Кэйтлин Шнайдерхан, Джастил Добл, Кертис Гуинн, Джессика Мекленберг, Элисон Татлок, Уильям Бриджес, Мэтт Даффер, Росс Даффер, Пол Дихтер, Кейт Трефри, Джесси Никсон-Лопес

В ролях: Калеб Маклафлин, Чарли Хитон, Вайнона Райдер, Дэвид Харбор, Финн Вулфхард, Милли Бобби Браун, Гейтен Матараццо, Наталия Дайер, Джо Кири, Ноа Шнапп

Похожие фильмы:

  • «Супер 8» (2011)
  • «Оно» (2017)
  • «Кошмар на улице Вязов» (1984)

Ни для кого не секрет, что создатели сериала «Очень странные дела» в своем произведении очень сильно давят на ностальгию. Восьмидесятые годы прошлого столетия, отсылки к культовым произведениям того времени, ремарки и аллюзии — все это словно большая игровая комната для великовозрастных гиков, чье детство пришлось на тот период. Но хоть ностальгия — штука мощная, на ней одной далеко не уедешь. Новые сезоны успешного сериала необходимо наполнять каким-никаким содержанием. Как это получается — вопрос такой же интересный, как и то, что создатели возьмут в качестве референса для новых эпизодов.

Изначально братья Даффер вообще хотели снимать свою версию «Оно» Стивена Кинга. Но потом все завертелось в сторону оригинального проекта. Правда, некоторые параллели — или даже, с позволения сказать, оммажи — в сериале все равно остались. Группа детей, странные события, чудовищное зло, проникающее из другого мира и способное достать в любом месте города. Каждый, кто знаком с творчеством Короля, без запинки назовет знакомые мотивы.

Никуда не делось равнение на лучших и в дальнейшем. Так, к примеру, третий сезон, полный разухабистой и прелой клюквы, граничащей с откровенным идиотизмом в своей масштабности, нагло цитирует в определенные моменты «Терминатора». Но четвертый переплюнул предшественников в плане кальки, адаптируя под свои нужды самого Фредди Крюгера и его «Кошмары на улице Вязов».

Несмотря на теплый прием у публики, третий сезон собрал самые низкие оценки у критиков. Ситуация оказалась показательной — и авторы решили вернуться к зарекомендовавшим себя ранее приемам. В повествование внезапно вернули «Подземелья и драконы»; нового монстра, как и Демогоргона когда-то, назвали в честь существа из настолки, а ключевой особенностью сюжета стало спасение друзей от лап чудища, а не раскрытие международных заговоров и подростковые переживания.

Не стоит думать, что оголтелая клюква или любовные сопли с сахаром полностью исчезли — хронометраж забивать чем-то надо. В сезоне все так же идет несколько параллельных сюжетных линий, персонажи которых взаимодействуют друг с другом на предмет химии — будто создатели, набрав целый ростер актеров, перетасовывают их, как карты, чтобы посмотреть, кто с кем лучше смотрится. Линия потерявшей силы Одиннадцатой строится вокруг неудачных попыток социализироваться и отношений с Майком, после чего возвращается к научным экспериментам (проверенный ход). Джойс Байерс и Джим Хоппер вновь живут своей отдельной жизнью — пока бывший шериф прохлаждается в снежном аду советской тюрьмы, женщина организовывает ему побег через контрабандистов. Выглядит это все, разумеется, максимально наигранно и буффонадно.

Куда как любопытнее смотрится центральная сюжетная линия оставшихся в Хоукинсе. Здесь внезапно объявляется потусторонний монстр, названный «Векна». Он зловещий и страшный, а его modus operandi во многом схож с уже упомянутым выше Фредди Крюгером. К «Кошмарам на улице Вязов» отсылает не только смертельный транс с акцентом на личные страхи каждой жертвы и камео неподражаемого Роберта Инглунда — один из персонажей прямым текстом сравнивает происходящее с данным ужастиком.

Именно за историей Векны интересно следить. В ней сосредоточены напряженность, атмосфера, ужасы, спецэффекты и детективная составляющая. Остальные герои на этом фоне выглядят в лучшем случае откровенно филлерными (Одиннадцатая сотоварищи), а в худшем — инородно и без капли здравого смысла (шериф Хоппер). Сценарная работа вообще вызывает массу вопросов — такое ощущение, что авторы жизни не видели от слова совсем. Ни малейшего представления о работе пенитенциарных учреждений и правоохранительных органов: если филиал ГУЛАГа можно списать на намеренное искажение, то сцены с американскими копами не прокатят. Посудите сами: в двух чередующихся сценах несовершеннолетнюю девочку без законного опекуна отправляют в тюрьму за драку, в то время как толпу спортсменов, вломившихся на частную территорию, разгромивших собственность, устроивших драку и сыпавших угрозами, никто не трогает. Да и общая работа спецслужб показана на уровне детских сериалов — даже когда счет трупов идет на десяток.

Авторы могут рассказать что-то достоверное о школе, так как сами в ней учились. Могут позаигрывать с расхожими сюжетами фильмов, на которых выросли, заимствуя оттуда целые ходы и отдельные сцены: составление картины дома по обрывкам слизано с аналогичной сцены Сэма Нила из «В пасти безумия», беседа в психушке отсылает к «Молчанию ягнят», а история с проклятым домом устарела примерно в те времена, когда братья Даффер о ней впервые узнали. Постоянное наматывание эмоциональных соплей на кулак в исполнении знатно подросших лбов, визуально уже с трудом влезающих в прописанные образы, утомляет — в них нет ничего важного для сюжета.

Вдобавок крайне загадочно, под стать названию, выглядит привычка укладывать события всего сезона в несколько дней. За кадром остается целый год жизни — можно же, при желании, как-то развернуть эти события, устроить ретроспективу. А то получается, что герои живут в стазисе, выходя из него аккурат под очередное нашествие демонов в определенный период. Вообще, распределение хронометража — не самая сильная часть создателей. Не увеличивая количество эпизодов, они зачем-то удлиняют их до размеров полнометражных фильмов — и все бы ничего, да только наполнять их интересным и увлекательным содержанием никто не стал.

Четвертый сезон «Очень странных дел» полностью оправдывает название. С ним все очень странно. Это одновременно шаг назад с развитием заложенных ранее идей. Это увлекательная история о борьбе подростков с жестоким и кровожадным демоном, перемежаемая унылыми и скучными филлерами, от которых хочется плеваться. Это полноценное продолжение, которое лучше смотрелось бы как самостоятельное произведение. Это в целом очень хороший сезон с кучей очень плохих моментов.

Такие пироги творятся в Хоукинсе.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)