DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ОМУТ

Крысы, призраки и Страна Снов

По-моему, те снежные призраки, которые бушующая метель швыряет в окна — это стук пальчиков мертвых младенцев, которыми они посылают леденящий холод в наши сердца

Брэм Стокер «Стройные сирены»

Имя Абрахама «Брэма» Стокера (08.11.1847—20.04.1912), в первую очередь, ассоциируется с его романом «Дракула» (1897), который стал одним из самых известных произведений мистической литературы. Куда менее на слуху другие романы автора, например, популяризировавший образ ожившей египетской мумии «Сокровище семи звезд» (1903) и полный «готических ужасов» «Логово белого червя» (1911). И уж совсем мало кто вспомнит малую прозу мастера, хотя им было издано три сборника и несколько отдельных рассказов, печатавшихся в литературных журналах того времени.

Журнал The Shamrock (Трилистник). Здесь были опубликованы первые рассказы Брэма Стокера.

Литературный дебют Стокера, романтический рассказ «Хрустальная чаша» (1872) повествует о безымянном рабе, который создает свой шедевр, ту самую Чашу, для устраиваемого королем Праздника Жизни. Эта чаша поможет рабу добиться свободы, но путь к ней будет совсем не очевидным и уж точно не таким, как хотелось бы королю.

В начальный период своего творчества Стокер преимущественно тяготеет к реализму, но уже тогда начал проявляться его талант в создании готических ужасов и мрачных легенд. Так, в драматической повести «Цепь судьбы» (1875) приводится предание о вражде двух знатных семейств — Кирков и Фотирингов. После того, как представитель Кирков убивает на дуэли одного из братьев своего врага, старший Фотиринг, непревзойденный фехтовальщик, клянется отомстить и прибить на своих воротах правую руку убийцы брата. Узнав об этом, Кирк пишет письмо с напоминанием о том, какие страшные последствия ожидают род клятвопреступника, после чего отрубает свою правую руку и сжигает ее в огне, делая исполнение клятвы невозможным.

Иллюстрация к сборнику «Под закатом».

Далеко-далеко есть прекрасная страна, которой никогда не видел ни один человек в часы бодрствования. Лежит она под закатом, там, где далекий горизонт окаймляет день и где облака своим светом и разноцветьем обещают великолепие и красоту, наполняющие его. Иногда нам дозволено видеть ее во сне.

Так начинается написанный Стокером для своих сыновей сборник рассказов «Под закатом». Среди небольших историй, призванных в ненавязчивой форме донести до ребенка что «нет ничего смешнее, чем человек, который так злится, что теряет всякое самообладание», а «невинность и преданность спасут землю», встречаются настоящие шедевры. К ним относится рассказ «В замке Короля», повествующий о Поэте, который отправляется вызволять свою жену в королевский замок. Вот только живет в нем Король Смерть, дорога туда полна препятствий, а пути назад не существует. Но разве сможет это стать преградой для по-настоящему любящего сердца?

Иллюстрация к рассказу «Замок Короля». Описание мрачных замков всегда было особенностью творчества Стокера.

Другой маленький шедевр сборника — рассказ «Зодчий теней» о таинственном существе, смотрящем на мир из своей обители.

Стены там из облаков, а вокруг и сквозь них, постоянно меняясь на ходу, проходят неясные тени всего того, что было прежде.

Зодчий может увидеть все, что когда-либо происходило на земле, может на время вызвать к себе любого человека, но никогда не вмешивается в текущий ход событий. Но что должно произойти, чтобы даже он не смог сидеть сложа руки? И сможет ли бестелесный дух помочь человеку, даже если очень сильно этого захочет?

Другие рассказы сборника посвящены устройству Страны под Закатом, где, кроме людей, живут ангелы и великаны, борьбе героев со злом, которая происходит как в душах, так и на полях сражений и путешествиям по необычному, одновременно похожему и не похожему на наш миру. Этот мир полон чудес, но волшебство постепенно уходит и из него, место известных по сказкам страшилищ занимают совсем другие, невидимые глазу, но от этого не менее страшные, например, Великан-Чума, с которым предстоит столкнуться героям одного из рассказов. Устройство Страны под Закатом во многом напоминает Мир Снов Говарда Ф. Лавкрафта и вполне могло служить одним из источников вдохновения для данного цикла. Как известно, Лавкрафт считал Стокера «создателем воистину пугающих сюжетов, бедный стиль которых снижает их возможный эффект», поэтому заимствование показавшихся интересными идей с их дальнейшей творческой переработкой кажется вполне возможным.

Иллюстрация к рассказу «Невидимый великан».

Несомненно влияние на Лавкрафта и рассказа «Дом судьи» (1891). Главный герой рассказа, студент-математик Джон Мур приезжает в маленький городок Бенчерч, чтобы в тишине подготовиться к экзаменам, и останавливается в старом доме, некогда принадлежавшем жестокому судье, прославившемуся несправедливыми смертными приговорами. Местные стараются избегать нехорошего места, но Мур не верит в мистику. Однако в первую же ночь, проведенную в доме, ему предстоит увидеть вещи, которые нельзя объяснить рационально, например, невероятно большую и хитрую крысу с повадками, напоминающими человеческие (привет, Бурый Дженкин), а также столкнуться с куда более жуткими проявлениями чертовщины. В итоге студенту предстоит вступить в битву со злом в попытке сохранить не только рассудок, но и жизнь.

Присутствуют крысы и в другом рассказе Стокера, который так и называется, «Крысы-могильщики». Его главный герой во время путешествия по Парижу забредает в трущобы, которые кишат преступниками, попрошайками, но и охочими до человеческой плоти крысами. В 1995 году, на волне популярности копполовской экранизации «Дракулы», был выпущен фильм «Крысиные похороны Брэма Стокера», впрочем, имеющий мало общего с первоисточником. Здесь главным героем является… сам писатель, похищенный общиной поклоняющихся крысам женщин, одна из которых влюбляется в него. Данный фильм интересен в первую очередь тем, что снимался в Москве и участием в нем «королев крика» того времени — Эдриэнн Барбо и Марии Форд, а вот не имеющий ничего общего с первоисточником фильм под названием «Зодчий теней» (1998) тяжело посоветовать даже поклонникам снимавшегося в нем Майкла Рукера.

Афиши фильмов «Крысы-могильщики» и «Зодчий теней».

Персонаж же рассказа «Скво» (также известного как «Индианка» или «Железная дева») перешел дорогу другому животному. Гордящийся своей жестокостью «покоритель Дикого Запада» Элиас Хатчесон приезжает в Германию, где с удовольствием рассказывает другим туристам о совершенных им убийствах индейцев и сетует на недостаток острых ощущений в Старом Свете. Здесь он забавы ради убивает котенка, но не предполагает, что за этим поступком последует неминуемая расплата. Не ушел от наказания за свои злодеяния и персонаж вдохновленного готическими историями о посмертной мести рассказа «Тайна растущего золота». Традиционной теме воздаяния за грех, на этот раз гордыни, посвящен и рассказ «Крукенские пески» (1894). Лондонец Артур Маркем переезжает в Шотландию, где, дабы подразнить местных, щеголяет в историческом наряде данной страны. Однако от местного юродивого он слышит зловещие предупреждения, а вскоре видит своего двойника, по народным поверьям, сулящего беду. Но что это — мистика, эффекты расшатанной нервной системы или что-то совсем другое? Стокер не кровожаден, большинство из его рассказов заканчиваются вполне благополучно, а раскаявшиеся злодеи вполне могут получить прощение, как, например, мучающийся от совершенного злодеяния Джейкоб Сетл из рассказа «Сон о кровавых руках».

Рассказы Брэма Стокера неоднократно переиздавались после его смерти, например, в известном журнале Weird Tales

Второй сборник рассказов Стокера — «Занесенные снегом. Записки гастролирующей театральной труппы» — лишен мистики и представляет собой актерские байки, рассказываемые в поезде, попавшем в метель. Третий и посмертный сборник, «Гость Дракулы», был издан вдовой писателя в 1914 году. В него вошли рассказы, ранее публиковавшиеся в журналах, а также первая глава романа «Дракула», позже удаленная писателем из повествования. Она рассказывает о путешествии Джонатана Харкера к замку знаменитого вампира, которое состоялось в Вальпургиеву ночь, когда по народным поверьям, нечистая сила слетается для шабаша. Харкер слышит историю о штирийской деревне, где «умерли и были похоронены люди, но из-под земли доносились звуки, и, когда могилы вскрыли, у мужчин и женщин были розовые, живые лица, а их рты были красными от крови», и решает съездить туда, но едва не становится жертвой вампирши графини Доллинген и чудовищного волка, чудом спасаясь только для того, чтобы через два дня попасть в лапы самого Дракулы и его невест.

Среди литературоведов нет единого ответа на вопрос о величине литературного таланта Брэма Стокера и причинах успеха созданного им образа графа-вампира. Среди малой прозы автора попадаются произведения разной степени удачности, но большинство из них несомненно интересны и заслуживают ознакомления ничуть не в меньшей степени, чем знаменитый «Дракула».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)