DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Кто играл бабушку?

Какие ассоциации возникают у человека при слове «актер»? Кто-то представляет себе брутального мужчину, играющего сорвиголову в лихом боевике, кто-то – напротив, актера театрального, возвышенного и тонко чувствующего. У некоторых перед мысленным взором возникнут комедианты, у других – люди, отлично оживившие драматических персонажей. Но мало кто в первую очередь подумает о, скажем, женщине, сыгравшей милую бабулю, появившуюся в нескольких сценах культовой картины. А между тем эту роль тоже требуется исполнить, и исполнить с должным мастерством и харизмой.

Как уже, должно быть, догадались наиболее прозорливые, речь в этой статье пойдет о Фрэнсис Эвелин Бэй – наверное, самой известной «бабушке» американского кино. Тем более что есть веский повод воздать ей должное: 23 января 2019 года ей исполнилось бы ровно сто лет.

Немного истории

Фрэнсис Бэй (девичья фамилия Гоффман) – из числа тех людей, в биографии которых упоминается столько стран, городов и наций, что порой даже сложно поверить в то, насколько причудливы бывают человеческие судьбы. Итак, родилась будущая актриса в городе Виннипег, находящемся в Канаде. Это довольно крупный населенный пункт, хотя и далеко не мегаполис. Сравнивая с российскими реалиями, можно сказать, что это что-то вроде областного центра. Ее родители были эмигрантами с Украины, людьми еврейского происхождения. Ничего творческого в их работе не было: они держали магазин – по разным данным, не то бакалейную лавку, не то небольшое ателье. Что, впрочем, совершенно не важно для повествования.

Фрэнсис же с самого детства увлеклась сценой. По слухам, в школе ее даже считали звездой постановок и без опасений доверяли самые сложные и ответственные роли. И даже выйдя из нежного возраста, она не утратила тяги к актерской игре, как это часто бывает со школьными «знаменитостями», а решила сделать лицедейство своей профессией. Профильное образование юная Гоффман получила в родном Виннипеге.

Ранняя творческая деятельность востребованной в будущем актрисы с кино никак не была связана. В основном она озвучивала сказочных персонажей в радиопостановках. В те времена, впрочем, это считалось вполне актуальной и неплохой работой.

Жизнь шла своим чередом. Фрэнсис вышла замуж за Чарльза Бэя и вскоре после Второй мировой войны родила сына. Немногим позже все семейство Бэев перебралось в США. Карьере героиня статьи уделяла все меньше внимания, постепенно превращаясь в типичную представительницу среднего класса – жену, мать и хранительницу домашнего очага. Идиллию, такую желанную после затяжного ужаса всемирного противостояния, разрушило семейное несчастье: на 23-м году жизни скончался ее единственный ребенок, Илай Бэй.

Ранняя гибель отпрыска перевернула устоявшийся образ жизни четы с ног на голову. Фрэнсис вдруг почувствовала себя запертой в клетке и вскоре поняла, что ей необходимо найти новый путь для самореализации и личностного роста. В тот момент их с Чарльзом семья проживала в Нью-Йорке, где Фрэнсис в 1970 году и возобновила занятия по актерскому мастерству. Три года спустя, освежив знания и приобретя новый опыт, она принялась за поиск работы. В немногочисленных интервью она описывала этот период своей жизни просто и лаконично: сделала новые фото для портфолио и пошла от двери до двери, пытаясь выбить для себя роли. В Большом Яблоке, однако, удача ей так и не улыбнулась. Ей удалось сыграть лишь в нескольких крохотных эпизодах, и имя будущей «главной кинобабушки» даже не всегда попадало в титры.

Зато в Лос-Анджелесе, городе куда более безумном и взбалмошном, но при этом лояльном к чудакам и упертым мечтателям, Фортуна вдруг встала на ее сторону. В 1978 году, прожив на свете уже 59 лет, Фрэнсис Бэй получила первую в свой жизни настоящую роль, оживив образ миссис Рассел в комедии «Грязная игра» (Foul Play, 1978)…

Поздний старт

Конечно же, по меркам любой профессии, 59 лет – это возраст, когда пора уже становиться состоявшимся корифеем, а не пытающимся пробиться новичком. Однако Фрэнсис Бэй повезло. Намеренно или нет, она сумела попасть именно в ту нишу, которую многим режиссерам тяжело заполнить. Харизматичная, обаятельная и обходительная как на экране, так и в жизни, она очень быстро стала известной характерной актрисой и появилась не в одном легендарном фильме.

Перечислять их все, разумеется, нет никакого смысла хотя бы потому, что на это попросту не хватит места в рамках статьи: фильмография миссис Бэй, на минуточку, насчитывает порядка 160 лент! В первую очередь нам будут интересны ее «темные» роли, которые были пусть и не так многочисленны, как комедийные или драматические, но все же не менее достойны внимания.

И на первом месте среди ужасов, в которых отметилась героиня статьи, несомненно, должна значиться «Санта-Барбара» (Santa Barbara, 1984-1993), которой многих в детские годы терроризировали бабушки и мамы. Хотя, пожалуй, это будет слишком даже для хоррор-журнала…

Первый шаг по темной дорожке

Если же говорить серьезно, то первым по-настоящему страшным фильмом в карьере Фрэнсис Бэй можно смело назвать «Чердак» (The Attic, 1980). Фильм не относится к хоррору напрямую – он, скорее, балансирует на тонкой грани между ужасами и мрачным психологическим триллером, временами заваливаясь то в одну, то в другую сторону. Главная героиня фильма поначалу выглядит жертвой безумия своего жестокого отца, однако со временем становится ясно, что ее собственное безумие ничуть не менее страшное. Фантазия и реальность переплетаются в тугой комок, зритель потихоньку «сходит с ума» вместе с персонажами…

Фрэнсис Бэй, разумеется, не играла в этой картине главную роль. Ее персонажу даже не досталось имени – в титрах она фигурирует как «библиотекарь». Но это, тем не менее, отлично соответствует ее амплуа. Она не двигает историю вперед, не меняет ее ход кардинальным образом, но при этом является одним из тех кирпичиков, на которых держится атмосфера ленты в целом.

Линчевание

После «Чердака» были и другие картины, множество картин, в который Фрэнсис играла примерно тех же персонажей, что и всегда. Не все из этих лент, конечно же, были удачными, и далеко не все можно отнести к темному кинематографу даже с большой натяжкой. Но шесть лет спустя «бабуля» поучаствовала в создании настоящей легенды, до сих пор не оставляющей равнодушным никого из зрителей. В 1986 году Дэвид Линч взорвал кинобомбу под названием «Синий бархат» (Blue Velvet).

Едва ли этот фильм нуждается в отдельном представлении. Достаточно просто посмотреть на эпитеты, которыми его в разное время награждала пресса: «отвратительный», «смелый», «яркий», «злой», даже «опасный» – и, разумеется, «гениальный». «Синий бархат», с которым Линч номинировался на «Оскар» в 1987 году как лучший режиссер и за который тогда же получил «Золотой глобус» в номинации «Лучший сценарий», включен, кажется, во все возможные рейтинги (и многие антирейтинги, если учитывать мнение закоренелых моралистов). Кроме того, этот фильм был еще и первой по-настоящему авторской работой прославленного режиссера. С одной стороны, лента еще не вполне отражает взгляды Линча, но можно смело заявить, что процент авторского в ней уже куда выше, чем процент жанрового. Так что можно не сомневаться, что безумный творец со всей серьезностью отнесся и к подбору актеров.

Фильмы Дэвида Линча, несомненно, требуют от людей перед камерами чего-то такого, что дано не всем. Атмосфера абсурда, жестокой сюрреалистичности хрупка и может быть легко разрушена даже эпизодической ролью, сыгранной не должным образом и не на должном уровне. И тот факт, что ныне крайне популярный, а тогда впервые полностью самостоятельно заявивший о себе широкой публике визионер и экспериментатор дал Фрэнсис роль в своем фильме, можно смело считать подтверждением того, что уж в своем амплуа она была по-настоящему хороша. Тем более что это была не последняя их совместная работа.

Чтобы не возвращаться к этой теме, стоит указать их сразу и перейти к фильмам других режиссеров. Во-первых, это, разумеется, самое известное творение Линча – «Твин Пикс» (Twin Peaks, 1990-1991). Вот уж где требовались характерные актеры, способные вжиться в образы странноватых, но таких обаятельных аборигенов! Сложно назвать даже эпизодические роли, которые в этом сериале можно были бы откровенно проходными и пустыми. Каждый (хорошо, почти каждый) появляющийся на экране человек – это полноценный, живой герой, который если и не раскрывается полностью, то как минимум дает понять, что у него есть чему раскрываться. В «Твин Пикс» что ни персонаж – то совершенно уникальная личность. Так и сыгранная Фрэнсис Бэй миссис Тремонд, несмотря на то, что появляется на экране лишь однажды, производит неизгладимое впечатление. Всего за несколько минут актриса рисует образ странный и пугающий, но в то же время завораживающий. Дуэт старушки и ее молодого внука, хотя и не делает ничего откровенно дурного, неким необъяснимым образом дает понять: они – часть Зла, довлеющего над пасторальным городком… Повторно в том же образе Бэй появилась в полнометражке «Твин Пикс: Сквозь огонь» (Twin Peaks: Fire Walk with Me, 1992), в целом уже не такой новаторской и самобытной, как сериал, но все еще интересной картине. Интересной, в том числе, и своими персонажами.

Хорошее, плохое и снова легендарное кино

Интересно то, что характерность, достаточно редкое амплуа и, как правило, эпизодичность ролей позволяли Фрэнсис Бэй делать то, чего другие актеры позволить себе не могут: браться практически за любые предложения, не рискуя при этом своей репутацией. Будем честны: сцена с талантливо сыгранной милой бабулей даже в самом плохом кино вызовет скорее теплые чувства из серии «ну, хоть тут не так все ужасно», а не желание клевать актрису, макая ее в грязь.

В конце 80-х и начале 90-х годов фильмографию актрисы, до того в основном состоявшую из драм, криминальных лент и редких комедий, разбавляет изрядное количество ужасов и триллеров, не все из которых можно назвать шедеврами. К примеру, Фрэнсис Бэй снялась в небольшой роли в фильме «Зубастики 3» (Critters 3, 1991), который в наше время в первую очередь знаменит тем, что стал дебютной лентой Леонардо ДиКаприо. В остальном же картина о не в меру зубастых тварях – самый обычный дешевый проходняк, очень характерный для своего времени.

С другой стороны, в том же году героиня статьи мелькнула и в картине «Инквизитор: Колодец и маятник» (The Pit and the Pendulum, 1991) – весьма вольной, но достаточно интересной экранизации рассказа Эдгара По «Колодец и маятник». Годом позже ее можно было заметить в еще одном не слишком оригинальном, но весьма крепком триллере – «Одинокая белая женщина» (Single White Female, 1992). Роль, кстати, снова даже без имени, во всех источниках указана просто как «престарелая соседка». Впрочем, безымянные роли для Фрэнсис Бэй не были редкостью на протяжении всей карьеры.

Но только лишь «соседками», «библиотекаршами» и «леди с собаками» ее работы не ограничивались. К примеру, в знаменитом хорроре Джона Карпентера «В пасти безумия» (In the Mouth of Madness, 1994) Фрэнсис сыграла миссис Пикман. Этот персонаж не только запоминающийся сам по себе, но еще и являющийся отсылкой к творчеству Говарда Филлипса Лавкрафта. Вообще, «В пасти безумия» в целом можно считать огромной коллекцией отсылок к произведениям Стивена Кинга и уже упомянутого мастера мистических историй, которые встречаются в картине буквально на каждом шагу. А стареющая актриса очень удачно дополнила компиляцию пугающих фантазий, привнеся в нее яркий образ – миссис Пикман в ее исполнении одинаково колоритно смотрится и за стойкой ресепшена ветшающей гостиницы, и с огромным топором в руках…

Серия тут, серия там

Но даже при том, что Фрэнсис Бэй время от времени попадались и очень удачные, пускай и далеко не звездные, роли, основным полем ее деятельности были все же сериалы. Достаточно лишь пролистать ее фильмографию, чтобы увидеть: больше половины ее появлений на экране приходится именно на затяжные многосерийные истории. И речь идет не только об упоминавшемся уже «Твин Пиксе». На сериальном поприще она успела поучаствовать в куда большем количестве проектов, пользовавшихся громадным успехом.

Из не относящихся к хоррору, да и темному жанру в целом, можно навскидку назвать легендарную «Скорую помощь» (ER, 1994-2009), до сих пор считающегося культовым «Альфа» (ALF, 1986-1990) и… Поступим нестандартно и вместо еще одного знаменитого фантастического ситкома назовем «Санта-Барбару», теперь уже вполне серьезно. В конце концов, среди жителей постсоветских стран эта многосерийная драма была просто чудовищно популярна.

Для любителей же ужасов, мистики и прочих леденящих кровь историй перечисление сериалов, в которых играла героиня статьи, может напомнить эдакий привет из детства. По-настоящему всемирной славой из них обладают два: «Байки из склепа» (Tales from the Crypt, 1989–1996) и, конечно же, «Секретные материалы» (The X-Files, 1993–…). Словом, едва ли найдется в наше время кто-то из любителей хоррора, кто еще в нежном возрасте не увидел Фрэнсис Бэй на экране. И не важно даже, играла она ведьму или старушку со странностями – многие из нас обязаны ей своими нынешними кинематографическими пристрастиями.

Подводя финальную черту

Фрэнсис Эвелин Бэй скончалась 15 сентября 2011 года в возрасте 92 лет. Любопытно при этом, что снималась она буквально до гробовой доски: последней ее актерской работой стал сериал «Бывает и хуже» (The Middle, 2009-2018) – классический американский ситком. И это несмотря на то, что в 2002 году актриса попала под машину и лишилась нижней части правой ноги.

За свою долгую, хотя и достаточно поздно начавшуюся карьеру Фрэнсис сыграла множество ролей, больших и малых. В 1997 году она получила свою единственную награду: канадскую премию Джемини как лучшая приглашенная актриса за роль в сериале «Дорога в Эйвонли» (Road to Avonlea, 1990-1996). Сериал этот – милая, трогательная и романтичная история о жителях небольшого провинциального городка.

К фильмам, в которых снималась Фрэнсис Бэй, можно относиться по-разному. Но бесспорно одно: без ее не всегда заметного присутствия многие истории, которые мы сегодня любим всей душой, лишились бы одной из тех частичек атмосферы, которые и делают их «культовыми» и «легендарными». Ведь к творческому процессу на съемочной площадке прикладывают руку все: и разномастный персонал за кадром, и звездные актеры, и многочисленные безымянные «соседки», «библиотекарши» и «старые леди», имя которых не всегда даже мелькает в титрах, но которых играют харизматичные, талантливые и трудолюбивые люди.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)