DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Лавкрафтианские комиксы. Часть 8. Возвращение в Лавкрафт

В ЦИКЛЕ «ЛАВКРАФТИАНСКИЕ КОМИКСЫ» ВЫШЛИ СТАТЬИ*:

ГОВАРД — ГЕРОЙ

БЕЗУМНЫЕ КРОССОВЕРЫ

АДАПТИРОВАННЫЙ УЖАС. КОРОТКИЙ СПИСОК

БЕССМЕРТНЫЙ РЕАНИМАТОР

ИЗВЕСТНЫЕ ИДОЛОПОКЛОННИКИ

ИМЕНЕМ КТУЛХУ

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

* Также обратите внимание на похожую по теме статью «Картинки из иных миров. ГФЛ в комиксах».

 

Видит Ктулху, мы долго боролись с искушением продолжить цикл материалов о комиксах, вдохновлённых творчеством знаменитого американского писателя ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта. Боролись и наконец, не выдержав, поддались этому искушению. И теперь возвращаемся на страницы DARKER с новым рассказом о комиксах, в которых поселилась тьма из историй умершего 82 года назад (но до сих пор не забытого) нелюдимого писателя из Провиденса.

«Ключи Локков» — одна из самых известных работ писателя Джо Хилла («Рога», «Пожарный») и художника Габриеля Родригеза. Серия комиксов с непростым для перевода на русский язык названием Locke & Key состоит из нескольких мини-серий, первая из которых — «Добро пожаловать в Лавкрафт».

В центре повествования — семья Локков. Чтобы залечить душевные раны, трое детей Локков вместе с матерью переезжают в родовое гнездо — Дом Ключей, странный особняк в городе Лавкрафт в Новой Англии. Это происходит после того, как глава семейства был жестоко убит на глазах родных двумя хулиганами. Вот только в старом доме Локков поджидают новые испытания, ведь его необычные двери изменяют тех, кто осмелится пройти сквозь них: одна дверь выпустит душу из тела; пройдя через другую, человек поменяет свой пол... Но главную опасность для ничего не подозревающих Локков представляет переполненное ненавистью создание, которое притаилось совсем рядом. Оно ждёт своего шанса освободиться и не успокоится, пока не откроет самую страшную из дверей, к которой где-то у Локков хранится особый ключ.

«Ключи Локков» — больше кинговская история, чем лавкрафтианская, куда больше. Хилл написал комикс в духе книг своего знаменитого отца Стивена Кинга о простой американской семье, которая переживает страшнейших кризис после смерти главы семейства. Её члены, мать и дети, отдаляются друг от друга и, будучи разобщёнными, сталкиваются со сверхъестественной угрозой, которая может уничтожить уже всё семейство Локков — и это только вначале, ведь ставки в этой битве добра и зла будут очень высоки. Справиться с опасностью и начать новую нормальную жизнь после смерти отца Локки могут, только снова объединившись. Любовь сильнее ненависти — это один из тех простых, но важных уроков, который даст своим читателям комикс. Будут и другие: как и отец, Хилл не стесняется критиковать пороки американского общества, в числе которых — расизм и гомофобия.

В «Ключах Локков» немного отсылок к Лавкрафту (название города — одна из самых больших), но они важны. Поначалу тень затворника из Провиденса, брошенная на комикс, не так заметна, но чем безумнее, страшнее и изобретательнее будет становиться сюжет, тем отчётливее она начнёт проявляться. И фанаты Лавкрафта определённо порадуются, когда узнают, что находится за порогом той самой двери, которую жаждет открыть враг Локков.

Американское издательство Archie Comic известно своими многочисленными комиксами с участием вымышленных подростков Арчи Эндрюса, Бетти Купер, Вероники Лодж, Джагхеда Джонса, Реджи Мантла, Сабрины Спеллман и музыкальной группы «Джози и кошечки» из городка Ривердейл. Эти добрые комиксы о вымышленных подростках, чьи жизни полны забот, имеют в США армию поклонников, и за прошедшие годы с ними случилось много чего интересного, как и, пожалуй, с любой другой известной франшизой. Были у Арчи самые невероятные кроссоверы: он встречался с Хищником и Карателем, и даже видел акулий торнадо. А в серии «Загробная жизнь с Арчи» сценариста Роберто Агирре-Сакаса и художника Франческо Франкавиллы («Чёрный жук») паренёк стал свидетелем зомби-апокалипсиса. Забавно, что серия была создана по мотивам альтернативной зомби-обложки Франкавиллы к комиксу об Арчи Life with Archie, на которой к слову «Life» было приписано «After».

Серия выходит в Archie Horror — импринте Archie Comics, созданном для выпуска хоррор-комиксов об известных персонажах издательства. И скоро в линейке Archie Horror будет уже шесть серий (список). Одна из них — «Сабрина. Жуткие приключения» — рассказывает о новой версии Сабрины, маленькой ведьмы. И именно эта героиня оказывается в центре лавкрафтианского выпуска «Загробная жизнь с Арчи» №6. Ещё в первом номере этой серии Сабрина использовала Некрономикон — знаменитую книгу из произведений Лавкрафта, — чтобы оживить пса Джагхеда Джонса. Вернувшийся с того света пёс-зомби спровоцировал апокалипсис, а Сабрина за нарушение запретов ведьм была изгнана в другое измерение.

«Загробная жизнь с Арчи» №6 был посвящён злоключениям юной колдуньи в новом мире. Выпуск взял своё название «Сны в ведьмином доме» у рассказа Лавкрафта, и в нём Сабрина оказывается пациенткой Института (Мискатоник?) под управлением доктора Лавкрафта (чья внешность, как и имя, позаимствована у писателя). Соседом Сабрины по палате оказывается юноша Эрих Занн (вспоминайте рассказ «Музыка Эриха Занна»). А на таинственном Институте лежит незримая тень зловещего Ктулху. И это лишь несколько примеров отсылок к Лавкрафту из выпуска, которых в нём много и которые, без сомнения, будет интересно искать фанатам писателя.

Гигантский астероид движется к Земле, погружающейся в пучину человеческого безумия. В то же самое время, когда планета, кажется, вот-вот утонет в крови жертв массовых убийств и суицидов, миллионер Пол Дариус собирает команду астронавтов, чтобы спасти Землю от угрозы быть уничтоженной странным астероидом с огромным символом на боку. Одним из астронавтов в команде Дариуса становится таинственный мистик Безымянный.

Комикс Nameless художника Криса Бёрнема и звёздного сценариста Гранта Моррисона («Супермен. Все звёзды») похож на гибрид фильмов «Армагеддон», «Изгоняющий дьявола» и «Аполлон 13». Но ещё больше он похож на космохоррор «Сквозь горизонт». Там тоже есть команда спасателей, которая найдёт дверь в иное пространство, столкнётся с чем-то, выходящим далеко за пределы их понимания, после чего одни люди начнут сходить с ума и совершать кошмарные по своей жестокости поступки по отношению к другим. А если вы видели вырезанные из фильма «Сквозь горизонт» жуткие сцены с растерзанными персонажами, то ассоциации с ним будут ещё сильнее, когда в комиксе Моррисона начнётся самая жесть. И всё это как следует приправлено лавкрафтовщиной: путешествия во снах, люди-рыбы, угроза из космоса, древние могущественные и воюющие расы чужих (у Лавкрафта их принимали за богов, у Моррисона — за ангелов и демонов), послания на непонятных языках, двери в иные миры и реальности и твари, притаившиеся у их порога, и, конечно же, безумие — очень много безумия, без которого нельзя представить творчество затворника из Провиденса.

С каждым новым выпуском происходящее становится для героев только хуже, и вопрос, что очень скоро начнёт волновать читателей: «Насколько плохо всё закончится?» Другими словами: «Насколько по-лавкрафтовски?» Потому что в произведениях этого давно умершего писателя у героев остаётся мало надежды на хороший финал. И даже безумие оказывается в них не самым плохим исходом для персонажей. Моррисон превосходно смог передать ужас писателя перед неизведанным. «Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого», — писал Лавкрафт. А вот сюжет комикса развивается в соответствии с другой цитатой автора: «Мы живём на тихом островке невежества посреди тёмного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далёкие расстояния». Герои Моррисона посмели — и были наказаны за это. Nameless — достойный пример осовременивания идей Лавкрафта.

Продолжение следует...

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Eucalypt 20-03-2019 12:20

    Надо, надо до Nameless мне добраться. Выглядит шикарно. А про "Ключи Локков" скажу, что это не просто самая известная, но мне кажется, на данный момент, лучшая работа Хилла. Кстати, в заглавной (с воздушным шаром) картинка из спецвыпуска, которая оммаж важному комиксу для жанра "Малыш Немо".

    Учитываю...