Комиксы в России появились ещё при советской власти. В девяностые прилавки были завалены иностранными изданиями по лицензии, да и и интересные отечественные проекты издавались. Однако настоящий комикс-бум мы переживаем именно сейчас. Тем приятнее осознавать, что отечественные рисованные истории могут составить конкуренцию зарубежным классикам. Одно из таких явлений — детище Алексея Волкова и его команды. Мы поговорили с создателями вестерна «Фронтир» и хоррор-нуара «Доктор Люцид».
Алексей, Елена, здравствуйте! Популярность ваших комиксов не может не радовать. Люцид уже стал культовым персонажем. Вполне вероятно его скоро начнут косплеить. С чего начался ваш путь в комиксах?
Елена Лебедева: Добрый день. Я коренная москвичка, по образованию - преподаватель иностранных языков, преподаю английский в Финансовом университете. Параллельно занимаюсь творчеством, в частности иллюстрациями и комиксами, работаю над «Доктором Люцидом» и небольшим проектом для журнала «Спрут».
Рисую, сколько себя помню, с самого детства. Меня очень привлекала диснеевская анимация, я начала перерисовывать любимых персонажей, сочинять собственные истории про нихна бумаге. Я тогда и комиксов-то толком в руках не держала. Затем мамина знакомая привезла целую пачку журналов из США — номера «Тома и Джерри» и «Русалочку», и я копировала некоторые идеи оттуда.
Так сложилось, что приблизительно до 2011 года я занималась в основном иллюстрацией, делала обложки и афиши для музыкальных групп, и к комиксам не возвращалась. В 2011 году я познакомилась с Алексеем. С этого момента началось моё более близкое знакомство с комикс-культурой. У нас с Алексеем появились общие проекты, идеи, и, в общем, так всё и началось.
Алексей Волков: Здравствуйте. Родился я в небольшом городе, где делают оружие и мотоциклы. Живу в большом городе, работаю в Центре комиксов и визуальной культуры Российской государственной библиотеки для молодёжи. Я читал (и читаю) много комиксов и связанной с ними литературы. В плане рисования я ничего особенного, кроме мультяшных персонажей, и не умею. Хотя в роду и были предки, которые рисовали просто отлично. Я же решил сосредоточиться на повествовании.
Комикс-деятельность как таковая началась с сообщества Old Komix Вконтакте. Мне была интересна история комиксов, а большинство профильных сайтов, групп и пабликов занималась современными вещами. Искать в них единомышленников было сродни поискам иголки в стогу сена. Сообщество росло, появлялись не только картинки, короткие заметки, но и мои статьи. Потом к делу подключился мой друг Кирилл Кутузов, нас стали приглашать на другие ресурсы... Мы решили перенести нашу деятельность в реальную жизнь, поскольку просто статейки в интернете не заменят живого общения. Составили курс лекций по истории американских комиксов и прочитали его в одном антикафе. Потом на нас вышел Александр «Чедрик» Кунин, который заведует Центром комиксов в РГБМ и предложил сотрудничать. Поскольку у него были инструменты для подобной деятельности (сам Центр, фестиваль «Коммиссия» и закрытый сейчас магазин комиксов в культурном центре «Пунктум»).
Собственно, с «Пунктума» всё и началось. Я читал там лекцию в рамках «Ночи музеев», и меня спросили, что ж это я сам комиксы не делаю. Естественно, я впал в пространные рассуждения о том, что это практически невозможно в нынешних условиях и т.п. А Чедрик мне сказал, что ничего невозможного нет. Я пришёл домой, поднял все свои наработки, нашёл художников и так появился Доктор Люцид. Тогда шли всякие разговоры о том, что «пойдёт» в русских комиксах, и все уверенно говорили, что никаких костюмированных мстителей у нас быть не может. А мы просто взяли и сделали.
Елена, круг вашей деятельности получается невероятно широк: вы иллюстратор, преподаватель, лингвист, создатель комиксов. Вместе с тем нельзя не упомянуть что вы очень привлекательная девушка — украшение издательства. Как вы всё успеваете?
Елена Лебедева: Благодарю за комплимент, но, с моей точки зрения, никаких модельных или тем более актерских данных у меня нет, я ужасно боюсь сцены, и всего, что с ней связано. Мне лично легче заниматься рисованием и языками, и получать от этого удовольствие. Я не могу сказать, что мне на что-то не хватает времени. Самое главное, не откладывать всё на последний момент.
Расскажите о журнале «Спрут» и «Докторе Люциде». Получается любой умелый художник и сценарист может обратиться к вам со своим сценарием и прочими наработками, и если вы утвердите, то черновик станет чистовиком и будет пущен в печать?
Елена Лебедева: «Спрут» и «Доктор Люцид» изначально задумывались как поле для молодых авторов, желающих внести свою лепту в историю отечественных комиксов. Единственное ограничение — предложенная история должна быть в черно-белом цвете. Вы присылаете, мы внимательно изучаем, и, если всё хорошо, планируем совместную работу. Также можно попробовать свои силы и для «Фронтира». Если вы желаете поучаствовать в создании историй про этих персонажей, для этого предлагается выполнить «тестовое задание»: нарисовать страницу, пару панелей или вообще только самого персонажа. Также можно предложить сценарий своего комикса. «Фронтир» больше детище Кирилла Кутузова и Алексея, я практически не принимаю участия в его создании, занимаюсь лишь некоторыми организационными вопросами.
Алексей Волков: Главная задача «Спрута» — дать площадку молодым авторам, чтобы они на конвентах не с распечатками сидели, а с конкретным изданием.
Добившись известности вы даёте возможность неизвестным, но талантливым людям проявить себя. Не стоит ли за этим мысль о наборе креативного персонала для создания мощного комикс-издательства?
Алексей Волков: Это очень важный момент. По всей стране сидит куча людей, которые могут делать хорошие комиксы, но не знают, с какого конца взяться за всё это. Мы дали площадочку с Люцидом и многие ребята стали увереннее, заказы получают и всё прочее.
В «Докторе Люциде» бросается в глаза сходство с сериями вроде Тени, Бэтмена, Сорвиголовы, Балтимора. Вы не скрываете что позаимствовали многие мотивы и образы. Можно ли назвать Люцида своеобразной пародией на нуар? Также весьма интересно подана пугающая сторона и загадочность главного героя, его невероятные способности к гипнозу и месмеризму. Будут ли в комиксах хотя бы намёки на происхождение и вымышленную биографию героя?
Алексей Волков: «Люцида» вряд ли можно назвать пародией, это больше игра — мы берём что-то из старых комиксов и смотрим, как оно будет жить на нашей почве. Естественно, что выходит иронично, поскольку лучшие из старых американских комиксов не были вырвиглазно-серьёзными.
Елена Лебедева: Намеки уже есть, но мы не хотим раскрывать всю биографию Люцида сразу. Хочется, чтобы читатель немного додумывал самостоятельно. Мне кажется, так гораздо интереснее. Да и никто из художников толком не знает её целиком. (Смеется)
Какие планы на ближайшее будущее?
Елена Лебедева: Тут уж все вопросы и предложения к сценаристам. В данный момент я работаю над новым комиксом про инопланетного жука-гурмана, которого зовут Ёкль Бубу. Этот комикс станет частью «Спрута», хотя изначально он планировался быть детским и мы подумывали издавать его отдельно. Мне кажется, он одинаково понравится и детям, и взрослым. Над проектом мы работаем вместе с Алексеем, его сценарий, мои концепты и рисунки.
Алексей Волков: Все идеи отправляются в «Спрут». А так есть три проекта, про которые пока рано говорить, потому что они еще не приняли законченного вида, который бы устраивал меня и работающих над ними художников.
Представленный в «Докторе Люциде» город Энск, очень атмосферен, и ему уделяется большое количество внимания. Может ли выйти отдельная серия комиксов посвящённых Энску?
Елена Лебедева: Я допускаю вероятность спин-оффа, есть масса идей, которые так или иначе хотелось бы раскрыть в следующих выпусках, но всеми вопросами дальнейшего планирования занимается Алексей.
Алексей Волков: Да, Энск это такое общее место русской литературы, при этом не настолько вымышленное как «город N», поэтому такой вариант и взяли. И было бы здорово сделать спин-офф, но для этого нужен скорее человек с дизайнерским образованием, который мог бы подать, как героя, именно город.
Рисунки Елены Лебедевой.
Комментариев: 0 RSS