DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВЕДЬМА: РЕИНКАРНАЦИЯ

Ликантропия и отвага

Редкая хоррор-франшиза может похвастаться целостностью и последовательностью в течение всей своей многолетней истории. На каждую «Пилу» (которую можно любить или нет, но на протяжении первых 7 частей создатели проявляли просто обсессивное внимание к сюжетным связям) приходится «Хэллоуин», в котором бедная Лори Строуд то была сестрой Майкла Майерса, то не была. И это еще не самая головоломная часть лора франшизы, которая регулярно стирает целые пласты сюжета и пытается перезагрузить себя. Но все это мелочи по сравнению с двумя наиболее головоломными примерами в лице копееченой серии «Колдовство» (16 сомнительного качества картин по состоянию на 2016 год) и нашим сегодняшним пациентом. Если «Колдовство» хотя бы притворяется, что все события фильмов происходят с одним главным героем (которого сыграли, на минуточку, ДЕСЯТЬ актеров), то до появления «Восхода новой луны» даже самому безумному фанату не пришло бы в голову, что все части киносериала «Вой», оказывается, связаны между собой! Позвольте вам объяснить, каким образом.

Начать следует с того, что «Вой» основан на серии романов Гэри Бранднера, довольно плодовитого автора хоррор-бестселлеров, который, однако, по влиянию на масс-маркет и рядом не стоял с Кингом, Кунцем или, к примеру, Маккаммоном. Его первая книга об оборотнях, однако, стала бестселлером, и права на нее быстро выкупили киношники. Несколько лет сменяющие друг друга режиссеры и сценаристы бодались с продюсерами по поводу проекта, пока на сцене не появился культовый Джо Данте.

Во-первых, он заявил, что экранизировать оригинальный роман близко к тексту невозможно, ибо это макулатура! Во-вторых, он подтянул к проекту своего друга-сценариста Джона Сэйлса. Вместе они оставили от романа Бранднера основную сюжетную канву и персонажей, но при этом здорово перемешали все имевшиеся элементы, добавив сверху своего фирменного черного юмора. Результатом стал один из классических фильмов ужасов 1980-х – раз, и один из трех величайших фильмов об оборотнях всех времен в сознании киноманов – два (наравне с «Человеком-волком» и «Американским оборотнем в Лондоне»). А уж спецэффекты превращений от гениального Роба Боттина навсегда вошли в учебники по истории кино.

Фильм рассказывал о репортере Карен Уайт, которая согласилась стать живцом для маньяка-убийцы. Хотя полиция подоспела вовремя, героиня успела увидеть что-то такое, что травмировало ее на всю жизнь, хотя подробности встречи с безумцем и стерлись из ее памяти. По совету психиатра Карен переезжает с мужем в Колонию, эдакий психотерапевтический курорт. Правда, быстро выясняется, что в Колонии уже хозяйничают оборотни.

Если вы любите фильмы ужасов и до сих пор не видели «Вой» — срочно исправляйте упущение. Это довольно страшный, эффектный и одновременно ехидно-юморной образец классики жанра, о котором не надо разговаривать, а надо смотреть. Нас же интересует концовка, которая заложит основу для дальнейшего безумия франшизы, а для этого необходимо зайти на территорию спойлеров, поэтому лучше сначала устройте себе киносеанс с первой частью, а затем возвращайтесь к статье. Те же, кто концовку знает, могут смело шагать вперед. Потому что смелость, знаете ли, нам очень даже пригодится!

Итак, киношная интерпретация «Воя» (в отличие от книжной) заканчивается мощным саркастичным аккордом: Карен, которую оборотни укусили, желает доказать, что твари существуют, поэтому превращается в прямоходящую страховидлу в прямом эфире. Из сострадания ее убивает лучший друг (и второй протагонист фильма) Крис, которого… мы больше не увидим! Потому что пальма первенства переходит к великолепному Кристоферу Ли и менее великолепному, но по-своему чудесному Рэбу «АААААААА!!!» Брауну, мускулистому качку из итальянских треш-боевиков и первому киновоплощению Капитана Америки.

Объяснить появление фильма «Вой 2: Твоя сестра – оборотень» (или более колоритно «Вой 2: Стырба, сука-оборотень») можно только злосчастным стечением обстоятельств. У некой продюсерской компании на руках одновременно оказались безымянный сценарий о вампирах, подержанные костюмы из серии «Планета обезьян» и права на продолжение франшизы «Вой». Иначе сюжет про охотника на вамп… пардон, на оборотней Стефана, который увлекает невесть откуда взявшегося брата Карен Уайт в Трансильванию, чтобы убить там королеву вамп… пардон, оборотней, обосновать вообще никак нельзя.

В этом фильме ужасно/прекрасно все. Абсолютно беспомощная игра главных героев (кроме Кристофера Ли, который потом извинялся перед Джо Данте за свое участие в этом кинокошмаре). Убийство оборотней осинов… пардон, серебряными кольями. На удивление аутентичный фон (Трансильванию снимали в Чехии, что по атмосфере роднит «Вой 2» с «Подвидами»). Прилипчивая new-wave песенка группы Babel. Уже упоминавшиеся костюмы оборотней, которые ни разу не похожи на тварей из первого фильма, зато очень – на макак из «Планеты обезьян». Карлики-убийцы. Фурри-оргии. «Королева крика» Сибил Дэннинг в роли королевы оборотней Стырбы, которая подарила фильму два главных своих достоинства — в смысле, сцена, где она срывает платье и обнажает грудь, настолько впечатлила создателей, что она повторяется на протяжении финальных титров около 17 раз.

«Вой 2» — классический пример дешевого сиквела к успешному оригиналу, который за счет просто катастрофических ошибок создателей абсолютно не похож на оригинал, зато обретает культовый статус в среде любителей кино «так плохо, что даже хорошо». Опять же, до седьмой части это был единственный фильм, который хотя бы делал вид, что его действие происходит в той же вселенной, что и действие оригинала. Да, конечно, сложно поверить, что события в Колонии и цирковое D’n’D-шное фэнтези-мочилово в Трансильвании – часть одной истории, но просто примите это как данность. Дальше будет хуже.

«Куда уж хуже?» — может спросить шокированный зритель. Ну... Как вам, например, австралийские сумчатые оборотни в фильме «Вой 3: Сумчатые оборотни»? Режиссер второй части Филипп Мора, заручившись поддержкой Гэри Бранднера, попытался привлечь внимание к проблеме вымирания австралийской фауны путем создания австралийского фильма ужасов про оборотней, которые оказываются на съемочной площадке австралийского фильма ужасов про оборотней! Выкуси со своим «сном внутри сна внутри сна», Кристофер Нолан! Сюжет фильма смешивает европейских и австралийских оборотней, профессоров антропологии, русских балерин и призрачных волков-аборигенов, а сами ликантропы оказываются невинными жертвами, тогда как злодеями становятся охотящиеся на них люди. Основной плюс «Сумчатых» (помимо сцены применения базуки против оборотня) в том, что Филипп Мора реально вложил душу в проект, желая донести до зрителей свои идеи в форме относительно стандартного хоррора. Фильм даже можно было бы назвать трогательным, если бы на экране при этом не творилась воистину неведомая фигня!

«Безумие — это точное повторение одного и того же действия раз за разом в надежде на изменение. Это. Есть. Безумие». Наверное, так стоит описать логику создателей фильма «Вой 4: Оригинальный кошмар». Они решили, что хиханьки Джо Данте и Джона Сэйлса не улучшили, а ухудшили оригинальный роман Гэри Бранднера. В результате «Вой 4» — это снова история о психически неустойчивой женщине, которая с мужем переезжает в калифорнийскую деревушку, среди обитателей которой скрываются оборотни. В результате зрители снова получили «Вой 1», только без черного юмора, без хороших актеров и без качественных спецэффектов. О худшем фильме франшизы мы еще поговорим, но с чистой совестью можно утверждать, что «Оригинальный кошмар» — это фильм скучнейший. Поэтому чем меньше о нем будет сказано, тем лучше. Разве что если вам понравился оригинальный роман, но не понравился фильм Данте, то есть шанс получить хоть какое-то удовольствия от более близкой адаптации. Возможно, вы знаете толк в извращениях, ну да кто здесь без греха?

«Вой 5: Возрождение», по логике серии, должен был катиться по наклонной и еще глубже увязнуть в пучине отвратности. Однако на самом деле зрители получили на удивление крепкий детективный ужастик в духе «Десяти негритят». Группа туристов по приглашению загадочного графа прибывает в замок, который был закрыт 500 лет после произошедшей в нем кровавой резни. Как вы понимаете, гости один за другим становятся жертвами убийцы, который является оборотнем из древнего проклятия.

Пятый «Вой» — фильм дешевый и простенький, но при этом атмосферный (снимался в реальной Венгрии), да еще и с реально работающей интригой. А раз оборотень всего один и большую часть времени скрыт от глаз зрителей, то и бюджет можно пустить на более симпатичную картинку. Пусть актеры все еще играют под стать относительной дешевизне фильма, за метаниями главных героев довольно интересно следить, а итоговая причина, по которой их собрали в замке, оказывается вполне логичной. Фильм опять уместно сравнить с работами Чарльза Бэнда и «Full Moon» времен, когда те еще выпускали на видео качественный продукт вроде первых частей «Повелителя кукол» или «Трансеров». «Возрождение» абсолютно не похоже на предыдущие части франшизы, но это вполне интересный и смотрибельный детективный хоррор.

Кстати, про вполне интересные и смотрибельные хорроры, абсолютно не похожие на предыдущие серии: к таким можно отнести и «Вой 6: Уродцы». Название отсылает зрителя к классическому фильму Тода Браунинга, а значит, действие будет развиваться в декорациях странствующего цирка-карнавала. В «Вое 6» можно угадать элементы, которые сделают популярными «Сумерки», «Волчонка» и прочих эпигонов мистических подростковых драм. Главный герой, молодой оборотень, страдающий от своего проклятия, вынужден сойтись в битве с вампиром, который управляет путешествующим цирком уродцев, где протагонист оказывается одним из экспонатов.

«Вой 6» смотрится на удивление прилично для дешевого ужастика «прямо на видео» (пожалуй, это визуально лучший из сиквелов). Грим и спецэффекты даже сейчас смотрятся почти эффектно, а за финальную битву оборотня с вампиром перед создателями вообще хочется снять шляпу. Но больше всего «Уродцев» вытаскивает заслуженный злодейский актер Брюс Пэйн в роли вампира Харкера. Пэйн, кажется, патологически не способен сыграть персонажа, за которым будет не интересно наблюдать, даже в худших своих ипостасях (заменяя Джулиана Сэндса в «Чернокнижнике» или щеголяя синими губами в «Подземелье драконов»). А уж когда он злодействует с огоньком, как в «Вое 6» — так вообще доставляет зрителям чистое эстетическое удовольствие.

Опять же, нужно понимать, что и пятая, и шестая части – это именно копеечные и проходные ужастики для любителей подобного жанра. Высказанную в их адрес похвалу следует понимать только в таком контексте. Не стоит ожидать от этих «Воев» соответствия критериям, которые обычно предъявляются к студийным фильмам с вменяемыми бюджетами. В том плане, что если вам понравился первый фильм Джо Данте или просто есть настроение глянуть неплохой ужастик на ночь, то не стоит даже пытаться смотреть сиквелы. И особенно – ОСОБЕННО – ни за что не смотрите фильм «Вой 7: Восход новой луны».

Есть такой интересный господин, австралиец Клайв Тернер. С серией «Вой» судьба его связала довольно случайно: он работал в съемочной группе «Сумчатых» и как-то увлекся историями об оборотнях. Познакомившись на съемках с Гэри Бранднером, Тернер почитал его романы – и стал одним из сценаристов «Оригинального кошмара», приблизив его к первой книге. Затем принял участие в написании «Воя 5», а также засветился в камео в четвертой и пятой частях.

К моменту появления фильма «Вой 7: Восход новой луны» серия уже воспринималась как стандартная антология – после второй части каждый фильм рассказывал собственную историю, и единственной связью с оригиналом оставались только оборотни. Но в 1995 году Тернера осенило: а что, если он напишет и снимет новый сиквел с собой в главной роли, который свяжет между собой хотя бы эпизоды с 4 по 6? Ну, вы понимаете – калифорнийские оборотни и призраки монахинь, волк-убийца из венгерского замка, и дуэль ликантропа с вампиром в декорациях странствующего цирка! Внимание, вопрос: что курил Клайв Тернер, когда его посетила сия гениальная идея?!

«Вой 7» снимался в реальном пустынном городе Пайониртаун, Калифорния, а в съемках принимали участие жители этой американской Мухосрани. Клайв Тернер играет секретного агента неизвестной организации, который приезжает в городок расследовать убийства, совершенные оборотнем. Параллельно некие детектив и священник тоже расследуют какие-то убийства (те же или нет – неизвестно, со сценарием все настолько плохо); в процессе падре убеждает инспектора в том, что ликантропы реальны. В результате Тернер умудряется даже зацепиться за тот факт, что актриса, снимавшаяся в роли оборотня в «Вое 5», мелькает в массовке «Воя 6». Вот, мол! А оборотница-то перебралась из Венгрии в американскую глубинку!

При хронометраже в 90 минут «Восход новой луны» умудряется быть самым скучным, запутанным и отвратительно снятым фильмом франшизы. Ужасающая актерская игра, худший пример компьютерных эффектов из 90-х, шутки про пердеж после жареных бобов и неуместное самолюбование Клайва Тернера (ах, как он хитер, умен, обаятелен, и прекрасно поет!) делают «Вой 7» не просто худшей частью франшизы, а одним из худших фильмов всех времен и народов. А эти танцы?! Фильм, мать его, прерывается черно-белыми традиционными линейными танцами, которые исполняют молчаливые жители города в полной тишине! Что это? Привидения? Танцующие калифорнийские фантомы? Какое-то странное времяпрепровождение местных жителей? Где Дэвид Линч, когда он так нужен?! Фильм плох настолько, что непонятно даже, что тут рекомендовать – либо ни в коем случае его не смотреть, либо, наоборот, обязательно ознакомиться. Просто ради ставшего уже мемом вопроса: «А что, так можно было?!»

И да, так тоже можно снимать фильмы!

После этого про «Вой: Перерождение» (не путать с «Вой: Возрождение») уже как-то и рассказывать не хочется. Это фильм 2011 года, и представляет он компетентно снятый подростковый ужастик про секси-оборотней в духе «Волчонка» и «Хемлок Гроув», только раз эдак в десять хуже. Вот ни хвалить, ни ругать не за что. Можно посмотреть, но если пропустите – ничего не потеряете. После сумчатых оборотней, грудей Сибил Деннинг и танцующих ковбоев эта часть выглядит вопиюще пресной.

Если вы дочитали статью до этого места, у вас дома есть полка, а на полке – пирожки, то вы имеете полное право ими закусить, потому что история самой безумной франшизы об оборотнях подошла к концу. Хотите получить удовольствие (и поберечь нервные клетки) – посмотрите «Вой» Джо Данте и не вспоминайте про сиквелы. Но если жажда приключений и новых острых ощущений свербит там, откуда калифорнийские ковбои после бобов газы пускают, – то, цитируя Пинхеда (кстати, даже сиквелы «Восставшего из ада» на фоне сегодняшних пациентов умудряются выглядеть осмысленно): «We have such sights to show you!»

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)