DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Магическое возрождение

Myst — это не просто игра. Это легенда. Та, о которой говорят и будут говорить до тех пор, пока квесты не потеряют свою актуальность. Творение братьев Миллер не просто стало революцией, оно стало новой вехой в развитии графики и технологий. Впервые появившись на Macintosh в 1993 году, игра буквально популяризировала развитие CD-ROM, потому что только с помощью нее можно было добиться околореалистичной графики и невероятного музыкального бэкграунда.

Стоит ли говорить, что успех Myst открыл дорогу целой франшизе, в которой нашлось место как основным играм, так и спин-оффам, переизданиям и даже ремейкам. Первый полноценный ремастер Myst под названием Myst Masterpiece Edition вышел в 2000 году. Его главным нововведением стала улучшенная графика: создатели заменили все 8-битные текстуры на 24-битные, добившись ещё более детальной рисовки. В том же году вышел полноценный ремейк realMyst: 3D Interactive Edition, чьими главными преимуществами стали 3D-движок, новые уровни, погодные спецэффекты и слегка измененный сюжет. Переиздание получило пачку негативных отзывов и впоследствии было изъято из продажи.

Казалось бы, на этом история с ремейками могла быть закончена, однако в 2015 году вышло очередное переиздание realMyst: Masterpiece Edition — удачная компиляция из переработанной графики и сохранения духа оригинала. Помимо визуальных улучшений, появилась возможность играть как с помощью классического управления с переключением кадров, так и с помощью клаво-мыши с полноценным 3D-обзором и полной свободой исследований.

Конец? А вот и нет! Интерес к Myst никогда не угасал, и, чтобы двинуть серию на новый уровень, братья Миллеры решились на еще один ремейк с уклоном в VR, вышедший в 2021 году. Именно его и рассмотрим в данном разборе.

Главное, за что хочется похвалить ремейк, — он отлично подойдет как новичкам, так и ветеранам серии. Игра не привносит ничего принципиально нового, а лишь предлагает взглянуть на классику так, словно она вышла буквально только что. Загадки остались на месте, общий стиль прибавил в сочности красок и глубине теней, а управление с ходу напоминает модный нынче жанр «симулятор ходьбы». Тем, кто впервые решит познакомиться с серией, важно знать, что сюжет здесь построен по принципу мозаики. Ещё до знаменитого Dark Souls братья Миллеры решили пойти по принципу исследования и без всяких предисловий бросали игрока в новый, незнакомый ему мир. Кто мы, где мы и что происходит — это нам и предстояло узнать.

Несмотря на резкое начало, Myst не лишен сюжета. Когда-то на острове Мист жил некий Атрус со своей женой Кэтрин и двумя сыновьями, Сиррусом и Ахенаром. Однажды братья уничтожили библиотеку отца, чем спровоцировали нечто ужасное, и Атрус решил покинуть остров, чтобы исправить всё. Однако он пропал, а сыновья его оказались заключены в книги в качестве наказания за свои проступки. Задача игрока — найти недостающие страницы для этих томов и помочь братьям разобраться в случившемся.

Чтобы вы понимали магию вселенной Myst — здесь всё построено на книгах. Книги здесь не просто сборник информации или художественные произведения — они заключают в себе целые миры. Это не столько порталы, сколько ключи — открыв такую книгу, можно оказаться в совершенно иной вселенной, пугающей, таинственной, но красивой. Но если в книгах не будет хватать страниц, целостность этих миров нарушится. Люди, попавшие туда, окажутся запертыми. Они станут вечными пленниками, и лишь вмешательство извне сможет их спасти. Задача игрока, безымянного героя — восстановить эти миры, а заодно понять: заслуживают ли Сиррус и Ахенар спасения? Жив ли Атрус?

Вот, собственно, и всё. Основной сюжет, помимо завязки, прост до безумия: герой скачет по мирам, коих пять, и находит нужные страницы для книг, где заключены братья. Настоящий же катарсис происходит в конце, где игрок посредством выбора самостоятельно определяет финал истории.

Но Myst, положа руку на сердце, не про сюжет. Не первая часть. Она про исследование — медленно, дотошное. Братья Миллер намеренно не снабжают игрока тонной ненужной информации и оставляют лишь самое главное — мир и его загадки.

Для неподготовленного игрока Myst может показаться сложной и непонятной. Действительно, здесь практически нет подсказок, лишь область, включающая в себя массу кнопок, непонятных цифр, механизмов и полупустых помещений. Догадаться о том, в какой последовательности всё это применить и что вообще с этим делать довольно непросто, но в этом и прелесть. Просто представьте себе квест-комнату, из которой вам надо выбраться. Вас никто не торопит, никто не стоит у вас над душой. Только вы и ваша логика. Что значат эти цифры? Где их теоретически можно применить? Решать вам. Игроки, стремящиеся закрыть игру за пару часов, легко уйдут отсюда побежденными, потому что Myst — это именно дотошность. Авторы хотели, чтобы игроки максимально погрузились в непонятный для них мир, жили там и наслаждались красотами загадочных миров.

Впрочем, подсказки всё равно есть, но пропустить их легко. Самый яркий пример — персонажи. В словах Атруса или его сыновей нет-нет да промелькнет ключ к решению загадки или, наоборот, к ее началу.

Но одними загадками сыт не будешь, тем более что авторы долгое время работали над дизайном мира, а в ремейке сделали на этом самый большой акцент. Остров Мист и примыкающие к нему миры выполнены в стиле, больше похожем на смесь стимпанка и ретрофутуризма. На фоне бескрайнего моря высятся стальные башни, сами острова пронизывает мерное гудение странных механизмов, тут и там можно увидеть конструкции, удивительно похожие на ракеты или пушки, сделанные так, будто они сошли с иллюстрации к фантастическому роману 50-х.

В других мирах всё может быть по-другому — на фоне острых, как шпили, скал можно увидеть мачты заброшенных кораблей. Ничего такого, но, зайдя внутрь, мы снова увидим причудливые механические конструкции непонятного предназначения. То же касается и болот: на фоне одно, внутри — магия.

Но самое главное — миры окутаны пустотой и одиночеством. За всё прохождение мы ни разу не встретим живых существ, по крайней мере явно. Оттого миры — заброшенные — кажутся жуткими. Хоть игра и не располагает элементами хоррора, легко можно представить себе, как за нами наблюдают жуткие непонятные существа, кровожадные хищники или инопланетные монстры. Да, это всё домыслы, и ничего такого и близко не будет в Myst, но это не значит, что игрок не сможет испытывать нечто похожее на паранойю.

Ремейк в техническом плане получился достойным. Особенности Unreal Engine 5 наградили Myst приятной картинкой, потрясающей игрой со светом и тенью и более детальным звуком. По содержанию и наполнению ремейк больше похож на realMyst 2015 года вплоть до новой локации и пачки новых головоломок. А еще для ветеранов серии подкрутили возможность «переиначить» загадки, то есть расставить их не в том порядке, как было в оригинале. Мелочь, но для фаната — приятный подарок.

Самый главный вопрос: стоит ли играть в Myst? Безусловно. Отличное испытание для опытных геймеров, предпочитающих напрягать мозги, приятная открытка для любителей качественного визуала и прекрасная атмосфера для ценителей магии и загадочности. Игра не зря стала культовой и выдержала множество переизданий — такие глубокие квесты сейчас очень сложно найти.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)