Донни Дарко / Donnie Darko
США, 2001
Жанр: фантастика, триллер, драма, детектив
Режиссер: Ричард Келли
Сценарий: Ричард Келли
В ролях: Джейк Джилленхол, Джена Мэлоун, Мэгги Джилленхол, Мэри МакДонелл, Патрик Суэйзи, Ноа Уайли, Дрю Бэрримор
Похожие фильмы:
- «Во время грозы» (2018)
- «Эффект бабочки» (2003)
- «Пиджак» (2004)
— Зачем ты носишь этот дурацкий костюм кролика?
— А зачем ты носишь этот дурацкий костюм человека?
Один культовый фильм в портфолио — это много или мало для кинорежиссера? Условные Стивен Спилберг, Джеймс Кэмерон или Джон Карпентер на такой вопрос лишь посмотрят снисходительно да промолчат, ибо и так все уже давным-давно сказали. Но в тени форменных мастодонтов индустрии полным-полно менее известных творцов — кто-то недостаточно талантлив, а кому-то просто не повезло.
К последним, без сомнения, можно отнести Ричарда Келли. Сценарист и режиссер, чья карьера, что называется, не взлетела: несмотря на то, что он и по сей день продолжает снимать специфические и своеобразные фильмы, широкому зрителю его имя ничего не скажет. Но когда-то давно, на заре карьеры, Келли снял причудливую фантастическую притчу о грустном мальчике, которому является шизофренического вида кролик, разглагольствующий о грядущем конце света.
Донни Дарко — именно так зовут этого мальчика, сыгранного начинающим на тот момент актером Джейком Джилленхолом. Донни страдает от лунатизма и каждую ночь выходит из своей спальни, чтобы в итоге очнуться черт-те где. Однажды это спасает ему жизнь: на дом героя падает невесть откуда взявшаяся турбина от авиалайнера. Девайс приземляется аккурат на спальню героя, которого там в силу пагубной привычки как раз не было.
Собственно, после этого к Донни и является тот самый социальный кролик, чтобы сообщить о намечающемся конце света — и даже назвать точную дату. Жуткий воображаемый друг, которого не видят остальные люди, периодически подбивает Донни на всякие шалости — устраивать поджоги и затопления. Бедный юноша, не в силах понять, что с ним такое, пытается продолжать нормальную жизнь, но получается с переменным успехом. Кроме того, кролик наталкивает героя на изучение теории о путешествиях во времени, благо по соседству живет женщина, написавшая об этом целую книгу.
Разрозненные и на первый взгляд никак не связанные друг с другом события к финалу постепенно сложатся в единую картинку — совсем как пазл. Отдельно на происходящее накладывается романтическая история: первая влюбленность в новенькую одноклассницу Гретхен становится тем самым топливом, что движет весь механизм повествования к душераздирающему и исчерпывающему концу. По сути кино можно запросто рассмотреть как пронзительную любовную драму, замахивающуюся по степени печальности на лавры «Ромео и Джульетты».
Несмотря на мизерный бюджет, «Донни Дарко» провалился в прокате. Как это часто бывает, кино распробовали на носителях — DVD и VHS. Со временем загадочная история мальчика слегка не от мира сего и тщетных попытках разобраться во временных петлях обрела культовый статус — и вполне заслуженно.
При исходных данных и авторском видении самого Ричарда Келли фильм изначально был обречен на зрительское неприятие. Сюжет развивается слишком путано, действие медитативное и ленивое, кадры выстроены так, что скорее вызывают не любопытство и сочувствие, а иррациональную тревогу. Донни выглядит в большинстве случаев как пациент психиатрической клиники, сбежавший на поиски Бэтмена, а в остальное время — как страдающий от бессонницы параноидально-шизофренический основатель бойцовского клуба.
Но тщательно выстроенный образ, как ни странно, играет как раз на погружение в историю, проникновение тяготами и сомнениями самого Донни. Подросток мучится от собственного несовершенства, взрослеет и не может найти ответ на простой вопрос: что с ним не так? Среди взрослых нет никого, кто мог бы дать однозначный и исчерпывающий ответ — только галлюциногенный антропоморфный кролик вещает про загадки вселенной и конец света. Тут кто угодно рассудком тронется. И когда в беспросветной жизни ярким лучом света и островком стабильности появляется Гретхен, юноша неспроста тянется к ней и телом, и душой — и оттого печальней итог и обоснованней финал.
«Донни Дарко» — это не яркое развлекательное кино, которое можно смотреть, отключив мозг и закидываясь попкорном. Это меланхоличная, тягучая, грустная и пронзительная история любви, полная душевной боли во всех ее проявлениях. Это законченное произведение, которым нужно наслаждаться со всей отдачей, погружаясь в его вязкую атмосферу, проникаясь кажущейся нелепой и абсурдной цепочкой событий. Только так можно в полной мере распробовать горечь и сладость рассказа о странном мальчике и его воображаемом друге-кролике.
P.S. Главное — не надо смотреть наскоро слепленный продюсерами недосиквел «С. Дарко». Оригинал он не испортит, но дурацкое послевкусие останется.
Комментариев: 0 RSS