Advertisement

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Марокканское Оно

Бугимен / Achoura

Марокко, Франция, 2018

Жанр: мистический триллер

Режиссер: Талал Сельхами

Сценарий: Давид Вильмен, Джавад Лалу

В ролях: Юн Буаб, София Мануша, Иван Гонсалес, Мусса Мааскри

Похожие фильмы:

Тот случай, когда другое название для рецензии не приходит на ум. Причем африканского «Бугимена» не спасает даже то обстоятельство, что фактически он был снят до выхода первой части блокбастерной дилогии Мускетти, но погряз в бесконечном постпродакшне. В итоге картина Талала Сельхами вышла только в конце 2018-го, когда американское «Оно» уже взорвало мировой прокат.

Впрочем, стань 2015-й годом релиза «Бугимена» — и тогда вряд ли что-то кардинально поменялось бы в его судьбе. Без масштабного маркетинга, который и не подразумевался для скромной франко-марокканской ленты, она бы также прошла не замеченной массами, а редкие зрители просто буднично отметили бы, что кино чем-то напоминает знаменитый роман Стивена Кинга. Ну а после вселенских рукоплесканий фильму Мускетти припозднившийся «Бугимен» вообще выглядел как откровенный плагиат, паразитирующий на злодейской славе Пеннивайза.

Однако, говоря о псевдоклоне голливудской картины, хочется быть снисходительным к «Бугимену», ибо не он виноват, что большое американское кино привычно побеждает в прокате всех и вся. Представим, что никакого «Оно» не было, причем как фильма, так и литературного оригинала. Выдерживает ли в таком случае «Бугимен» жесткую критику?

Скорее нет, чем да, пусть и при наличии определенных плюсов марокканской постановки. Очевидно, что фильм снят с прицелом на международное одобрение, говорит с публикой универсальным языком и рассказывает о злобном чудище, призванном напугать представителя любой нации. Что же до основного сюжета, то перед нами история четырех друзей, в детстве столкнувшихся со сверхъестественным ужасом и постаравшихся в зрелости все вычеркнуть из памяти. Вот только Ужас в виде могучего демона про них не забыл и при первом же удобном случае ринулся в повторную атаку. Теперь взрослым придется вспомнить свое жуткое прошлое и вновь встретиться с Кошмаром лицом к лицу…

Основная проблема «Бугимена» в том, что современный зритель слишком избалован качественными спецэффектами, тем более когда визуал – важная составляющая конкретного жанрового фильма. В картине Сельхами на это сделана большая ставка; монстра часто показывают во всей красе и с разных ракурсов, чтобы у публики кровь стыла в жилах. Вот только к реальному креативу можно отнести лишь его смачное «вылупление» из человека, а в остальном – «уже где-то видели, и в куда более впечатляющем варианте». Облик Бугимена в целом – типичная страхолюдина. Отвратительная рожа и крылья за спиной а-ля Джиперс Криперс. Челюсти – ну прямо как у инопланетного охотника в легендарном «Хищнике». А еще местный демон копслеит Кэндимена в плане пчел изо рта, и даже Чужого из третьей части франшизы в идентичной композиции приближения к одной из героинь. Вот так в совокупности вырисовывается собирательный образ из культовых злодеев, а самому «марокканцу» хронически недостаёт оригинальности.

Конечно, режиссер Талал Сельхами стопроцентно не примет подобную критику, так как он прямо говорил в интервью, что черпал вдохновение из родного фольклора. Несомненно, так и было, вот только кинематографическая визуализация здешней страшной сказки всецело подстраивается под голливудские лекала и оттого теряет всю свою самобытность. Конечно, это можно списать на универсальность понятия «бугимен»: в какой бы стране подобное ни происходило, суть злодея везде одинакова – чудище, охотящееся за детьми. А раз цель одна и та же, то и характерные черты схожи. Но если Зло везде одинаково, то нужно сделать ставку на развитие «хороших» персонажей, придумать им интересные истории, чтобы противостояние обрело оригинальные черты. И здесь, увы, создателям также нечего предложить зрителю. Герои схематичны, без предысторий, за исключением сюжетообразующих детских флешбэков, и множество вопросов, касающихся их взаимоотношений, так и остаются без ответов.

Да и черт бы с ними, с людьми, будь фильм стопроцентным аттракционом с морем экшена и хоррор-сцен. Но ни в процессе, ни по завершении просмотра картина ничем не цепляет и не запоминается. Именно из-за необходимости доработки визуального ряда она не вышла в год создания, но в итоге этот самый ряд так и остался блеклым и вторичным. В итоге в фильме нет увлекательного рассказа, нет густого саспенса, нет впечатляющего зрелища, как нет и сильного смыслового посыла. Пусть концовка не «сахарная», но она ставит абстрактное многоточие, а не жирную точку. Напрашивается печальный вывод, что при таком творческом подходе у ленты изначально не было шансов. Как потоковый мистический триллер для внутреннего потребления, «Бугимен» худо-бедно сгодится, но в мировом прокате ему ловить просто нечего.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 1010011010 20-08-2021 15:30

    Ну, режиссер никак не скрывал своего вдохновения и почтения к Кингу. Обратите внимание, как называется компания (самого Сельхами), которая произвела фильм. Фильм отнюдь не так безнадёжен, как описано, и хранит собственное очарование. Посмотреть раз - отнюдь не потерять время. Но, действительно, очень обидно, что в фильме не дожали экзотическую марокканскую составляющую. Кажется, что именно на колорите бы он выехал классно.

    Мне понравилась рецензия от Russo Rosso, там сумели фильм интереснее рассмотреть.

    //russorosso.ru/reviews/movies-reviews/bugimen-eto-ne-eto-a-to/

    Учитываю...