DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Meine Zunge hat keinen Knochen

Исполнитель: Тилль Линдеманн.

Название альбома: «Zunge».

Жанр: индастриал-метал, NDH.

Страна: Германия.

Лейбл: нет (независимый релиз).

Дата выхода: 3 ноября 2023 года.

Тилль Линдеманн – фронтмен, вокалист и автор текстов культовой немецкой индастриал-метал группы Rammstein, поэт, шоумен, пиротехник, давний заложник собственного образа и человек во всех смыслах большой. Rammstein он посвятил уже почти 30 лет своей жизни, а сольным творчеством решил заняться относительно недавно – в 2015-м. Именно тогда вышел «Skills in Pills» – первый альбом проекта Lindemann, совместного детища Линдеманна и Петера Тагтгрэна, шведского мастера-мультиинструменталиста из Pain и Hypocrisy и музыкального продюсера. Привлечь внимание и эпатировать мировую общественность удалось, продажи были на высоте, как и оценки музыкальных критиков. Еще через четыре года Линдеманн и Тагтгрэн выпустили второй альбом – «F&M». И хоть общая стилистика осталась прежней, много изменилось. Новый альбом оказался гораздо мрачнее, а также сложнее в плане лирики (что легко объясняется в числе прочего и возвращением Линдеманна здесь к родному немецкому языку). Быть может, из-за этого – и не снижавшегося градуса эпатажа – альбом был принят критиками несколько более прохладно, но успех все равно был внушительным. Последовало мировое турне, закончившееся концертом в Новосибирске перед самым началом локдауна в 2020 году. Мне самому посчастливилось посетить это мероприятие, и подобного опыта я не испытывал ни до, ни после. Линдеманн на сцене – нечто поистине величественное.

Но то все было творчество недостаточно сольное. После 2020-го Линдеманн и Тагтгрэн объявили о завершении проекта Lindemann, несмотря на успешные релизы, солд-ауты по всему миру и всеобщую любовь фанатов. Много позже Тагтгрэн в одном из интервью заговорил было о куче невыпущенного материала и возможности доминировать на музыкальной арене, но причин отмены всего этого так и не коснулся. Сам же Линдеманн ни словом не обмолвился вообще и просто начал пилить новый материал.

После нескольких безбожно разноплановых синглов – от забавного ню-метал боевика «Ich Hasse Kinder» до нежной лирики «Le Jardin des larmes» с французской певицей Zaz – и продуктивной работы с русскими музыкантами и кинематографистами Линдеманн выпустил и альбом под названием «Zunge». И это – сила, ужас, боль, страх и величие.

Несмотря на то, что вышло аж целых 5 синглов (и все с клипами), альбом традиционно для Линдеманна включает 11 песен и длится меньше 50 минут. Материал получился разнородный, в целом стилистически выдержанный в традициях предыдущих альбомов, где за музыку полностью отвечал Петер Тагтгрэн, но в паре мест прослеживаются и отличия с уклоном в что-то наподобие смешения индастриала и альтернативы. Из-за этого при первом прослушивании может показаться, что самое примечательное вышло еще до полноценного релиза в качестве синглов, но со вторым прослушиванием эффект пропадает. По «Zunge» чувствуется, что это сольный альбом именно вокалиста, чего не было в совместных работах с Тагтгрэном – основная ставка сделана на вокальные партии и тексты. Но музыка все равно сильная, в основном очень атмосферная и в сочетании с болезненно откровенными, сложными и страшными стихами пробирает до костей. В целом альбом можно описать как органичное соединение боди-хоррора и романтической лирики.

Открывает альбом заглавная песня. «Zunge» – текст рефлексивный, полный сожаления и горя, взгляд в свое прошлое без видения будущего. Пересказывать лирику Линдеманна, как по мне, дело паршивое и почти преступное, так что советую читать в оригинале. «Zunge», как и почти все его тексты, полностью написана лаконичными и точными метафорами. Это песня из осколков обсидиана, и всякому, чьи слова разбивают сердца, стоит касаться их с осторожностью. Клип, кстати, снимали в России, с привлечением русских специалистов и братьев Запашных, и новость эту обсосали все кому не лень. Но тут Линдеманну стоит отдать должное: он – один из немногих, если вовсе не единственный европейский артист такого уровня, продолжающий открыто вести совместную работу с русскими.

«Kann nicht singen, nicht mal schrei'n» / «Не могу ни петь, ни кричать».

2. «Sport Frei» – боевик, но тоже искренний и болезненный, первая песня Линдеманна, посвященная спортсменам. В свое время Линдеманн профессионально занимался плаванием, был в числе чемпионов ГДР и должен был выступать на олимпиаде 1980 года в Москве – и, надо сказать, не бросает спорт по сей день, хоть по виду и не скажешь, – так что проблемы и боль людей, посвящающих свою жизнь спорту, знакомы ему не понаслышке. Пробирающая лирика, могучее вокальное оформление, а уж сочетание с хоровым пением – вовсе чистый кайф. «Gewinnen müssen ums Verrecken» / «Должен победить, чтобы сдохнуть».

3. «Altes Fleisch» – честный и оттого жестокий диалог с самим собой, не лишенный иронии, а в музыкальном плане словно перекочевавший сюда прямиком с «Sehnsucht» (1997). Когда-то в «Alter Mann» Линдеманн обращался к старику и обращал к самому же себе пророческие слова: «…und um Erlösung wirst du flehen» / «…и ты взмолишься о спасении». Спустя четверть века вода стала зеркалом, и отражение в нем сделалось неузнаваемым.

4. «Übers Meer» – еще одно возвращение к старому материалу, но этот раз с «Reise, Reise». Здесь уже, без сомнений, чистый ремейк «Ohne Dich», одной из лучших баллад Rammstein. И ремейк на удивление удачный. Выдержанный стиль, лаконичный и простой текст, отсылающий к Байрону и Гёте. «Ach warte doch, wart auf mich, Ich komme bald» / «Ах, подожди, подожди меня, я скоро приду».

5. «Du Hast Kein Herz» – антипод одной из лучших песен Rammstein – «Amour». Просто и величественно. Больше говорить нечего – надо слушать. «Auch ich hab ein Herz» / «Даже у меня есть сердце».

6. «Tanzlehrerin» – штука до ужаса странная и еще более красивая. История ироничная и насмешливая, а припев начинается со «schwanz», но спето и сыграно так, что хочется плакать. Пробирает до мурашек. Одна из самых красивых песен Линдеманна. Слега напоминает «Knebel», так же искренне сыгранную Тагтгрэном и отсылавшую к «Wilder Wein», и до жути напоминает «Te Quero Puta», но все это связано слишком сложно и условно, чтобы говорить о самоповторах. Да даже если и так – сделано-то шикарно. «Was nicht will, kann man nicht zwingen» / «Чего не хочешь, к тому не принудишь».

7. «Nass» – многослойная злобная черная метафора, в основном приземленная и дескриптивная. Классический эпатаж и жирный плевок во всяких, который как нельзя лучше вписывался бы текстуально в «Skills in Pills», а вот музыкально – в любой из последних двух альбомов Rammstein. «An Handgelenken Aderlass – alles, alles ist nass» / «Кровь, текущая из вены – все, все мокро».

8. «Alles fur die Kinder» – штука на удивление атмосферная, как классическая сказка братьев Гримм, и такая же жуткая. Написана мастерски, минималистично и пугающе, искренне, с попаданием в ассоциативные точки. Пробирает. Детей автор правда не любит и боится, в чем его легко понять. А еще здесь можно проследить опыт работы в театре (над постановкой сказки «Гензель и Гретель», в которой Линдеманн сыграл Фантома и для которой вместе с Тагтгрэном написал песни «Allesfresser», «Wer waiss das schon», «Schlaf Ein», «Blut», вышедшие позднее на «F&M», и невыпущенную «Sauber») и продолжение экспериментов с хоррором, как в «Puppe».

«Ein Kind ist doch auch nur ein Tier» / «Ребенок – лишь зверь».

9. «Schweiss» – прямое продолжение «Nass», аналогичная же метафора, выдержанная в стилистике классического боди-хоррора. Анализировать на самом деле почти нечего, просто прикольная песня. «Erzähle dann, es wären Tränen» / «Скажу тогда, то были слезы».

10. «Lecker» – чистый эпатаж, который, кажется, уже перестал им быть. Линдеманн уже неоднократно признавал, что отдает предпочтение дамам покрупнее, но с 2015-го, когда он сделал это в «Fat», многое в мире поменялось. Непонятно, зачем это здесь, но прикольно, стилистически дополняет «Nass» и «Schweiss». А еще есть приятная отсылка к Томасу Харрису: «Es reibe sich mit der Lotion ein» / «Оно натирается лосьоном». Но почему-то даже в этой песне ощущается печаль.

11. «Selbst verliebt» – пик иронии и издевательства, вещь одновременно искренняя и подлая. Создавая такое, поэт достигает освобождения. Или по крайней мере харкает в рожу всем, кому хочет. И за это его тяжело не любить. И, конечно, с ним в этом не поспоришь: «Wenn jeder wäre so wie ich, Schlechte Menschen gäb es nicht» / «Будь все, как я, плохих людей не было бы».

Скрытый трек: «Rödeln» – чуть ли не единственный проблеск надежды, так же сочащийся злой иронией, как все остальное здесь, надежно сокрытый, чтобы создать иллюзию лиричного и депрессивно-озлобленного финала. Радует, что это не так. «Mein Leben ist jetzt perfekt» / «Моя жизнь, наконец, идеальна».

Еще на CD в альбом включили «Ich Hasse Kinder», но CD я еще не купил, да и синглом она вышла давно.

«Zunge» – произведение чрезвычайно рефлексивное, глубоко личное, наполненное настоящим трагизмом, болью и страхом, но все еще не лишенное юмора и, что важнее всего, надежды.

Не скажу, что этот альбом должен послушать каждый. У кого-то останутся неприятное ощущение, медное послевкусие и холод. Кто-то надумает нехорошего, заплутав среди черт знает как нагроможденных слоев иронии и самобичевания. А кто-то почувствует нехорошее – как почувствовал я. Так что послушать, конечно, советую. Искусство есть боль.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Provod 20-01-2024 01:28

    Отличный альбом. И материал интересный. Спасибо!

    Учитываю...