Багрянец / The Reddening (роман)
Автор: Адам НэвиллЖанр: ужасы, триллер
Издательство: АСТ
Серия: Мастера ужасов
Год издания: 2020 (в оригинале — 2019)
Перевод: А. Голикова
Похожие произведения:
Посреди скал девонширского побережья дельтапланерист случайно находит очень древнее поселение пещерных людей, изобилующее следами невероятно кровавых и обильных жертвоприношений неизвестному божеству. Находка вызывает сенсацию и большой интерес у всех, от ученых до туристов-зевак, что далеко не всем по нутру: древний культ по-прежнему жив и имеет множество последователей. В окрестностях иногда бесследно исчезают люди, происходят странные убийства, а любой, кто пытается что-то выяснить, быстро об этом жалеет. Журналистка Кэтрин, вернувшаяся в эти места, чтобы начать все сначала, втягивается в любительское расследование. Она знакомится с Хелен, у которой пропал брат, исследовавший странные звуки местных пещер. Хелен и Кэтрин пытаются выяснить, что с ним произошло, — и понимают, что перешли дорогу страшным и древним силам.
Несмотря на некоторую тривиальность завязки, роман захватывает с самого начала. Долго вчитываться, чтобы заинтересоваться, не придется. События в настоящем перемежаются частыми флешбэками. Из них мы узнаем подробную предысторию, идущую контрапунктом к основному действию и позволяющую лучше понять мотивы и логику персонажей, а также немного снять напряжение, которым в «Багрянце» сочится буквально каждая строка и чернильную густоту которого сполна прочувствует даже самый невпечатлительный читатель. Напряженность не спадает на протяжении всего романа — скучать «Багрянец» не дает. Текст очень богат на события, динамичен. И нет времени на излишние лирические отступления, которые, если и случаются, то тоже торопливо, на ходу и только затем, чтобы подтолкнуть незадачливого персонажа: соберись, тряпка! Возьми себя в руки и спасай свою жизнь! Действуй: через миг будет поздно! В этом смысле книга очень проста и прямолинейна. Ответвлений, ведущих в никуда, здесь нет, все строго утилитарно и подчинено главной цели: двигать сюжет вперед.
Идейным ядром роман очень близок к лавкрафтовским «Крысам в стенах». Однако на этом сходство заканчивается и расширенной версии ждать не приходится: никакой явной преемственности, разные сюжеты и стилистика. Лавкрафт реализовал свою идею гораздо лаконичнее и ярче. Но он не был романистом, не нуждался в подробной детализации сюжета и, как следствие, более прозаическом его развитии, что неизбежно для произведения крупной формы. Это отчасти сводит преимущества оригинальной идеи на нет. Она замыливается и теряет зловещую притягательность, каковой обладала в исполнении Лавкрафта. Аналогично не стоит ждать от книги и второго «Ритуала». Несмотря на старания Нэвилла, хоррор-составляющая «Багрянца» выглядит бледно и смазано.
Нет, сцен ужасов в романе хватает. Выписаны они тщательно и подробно, но совершенно без вдохновения. Если не сказать из-под палки. Следует отдать писателю должное: вдохнуть жизнь в роман у Нэвилла получилось превосходно, и как триллер «Багрянец» хорош. Задача держать читателя в напряжении решена на пять с жирным плюсом. Но подлинным ужасом этюд в багровых тонах похвастаться не может: слишком мало древнего зла, а то, что имеется, действует в основном руками людей, а не космических непредставимых сущностей. Даже многообещающие красные пещеры не спасают положение, оставаясь лишь задником и не сыграв главной роли. Тем не менее любителям ужасов не стоит списывать «Багрянец» со счетов. Это добротный мейнстримный роман, написанный крепким профессионалом, отлично знающим свое дело. Ничего нового хорошо знакомому с жанром читателю он не скажет. Но, по крайней мере, и не разочарует.
Комментариев: 0 RSS