Ведьмы / The Witches
Великобритания, 1966
Жанр: психологический триллер
Режиссер: Сирил Франкель
Сценарий: Найджел Нил, Нора Лофтс
В ролях: Джоан Фонтейн, Кэй Уолш, Алек МакКоуэн, Энн Белл, Ингрид Боултинг, Джон Коллин, Мишель Дотрис, Гвен Франкон Дейвис
Похожие фильмы:
- «Глаз дьявола» (1966)
- «Ребенок Розмари» (1968)
- «Плетеный человек» (1973)
Если даже с серьезным опозданием ознакомиться с продукцией легендарной в хоррор-сегменте студии Hammer Film Productions, можно заметить, что эти фильмы представляют собой именно то, чего вы от них ожидаете. Эти ленты выполнены во вполне свойственной тому времени стилистике — максимально дешево и сердито, но зато с большим энтузиазмом. Все по канонам классической серии фильмов про монстров от Universal. Однако, конечно, были у Hammer и экспериментальные вещи, совсем не мейнстримные, например малоизвестный фильм «Ведьмы» режиссера Сирила Франкеля.
В общем, замес такой: школьная учительница Гвен Мэйфилд (в исполнении Джоан Фонтейн) во время командировки в Африку столкнулась с гневом местных жителей — туземцы явно оказались недовольны прибытием британки, поэтому они прибегли к методичному запугиванию путем разбрасывания кукол вуду и буквального вторжения в ее жилище. После такой себе поездочки Гвен периодически ловит африканские флешбеки и испытывает явную психологическую нестабильность. Тем не менее ее приглашают преподавать в провинциальный английский городок, в котором, однако, также не обходится без темных ритуалов.
«Ведьмы» — кино изысканное, но при этом все-таки безнадежно устаревшее. Впрочем, в определенной степени старина этому фильму даже идет. Дешевизна декораций, как и милая наивность некоторых сцен, удачно скрываются за общей тональностью картины. В этом смысле «Ведьмы» очень напоминают «Ребенка Розмари» и «Плетеного человека»: главный герой подозревает, что ему что-то недоговаривают, и пытается разобраться в ситуации, собирая кусочки пазла воедино. Жаль только, что название картины наталкивает ее аудиторию на очевидные умозаключения (хотя, что любопытно, в американском прокате лента крутилась под более абстрактным названием The Devil’s Own — буквально «Собственность дьявола»).
Тем не менее, несмотря на достаточно предсказуемый ход истории, нельзя не отметить очень удачно реализованный сценаристами и режиссером саспенс. Фильм умело обводит зрителя вокруг пальца, пряча угрозу на самом видном месте, из-за чего периодически может возникать совершенно необъяснимое и неконтролируемое чувство тревоги. «Ведьмы» очень медленно раскачиваются, дозированно предоставляя лишь самую необходимую информацию, а иногда и того меньше. И хотя городок Хэддеби слабо запоминается своим внешним фасадом (все-таки операторская работа — не самая сильная сторона фильма), его внутреннее содержание говорит само за себя. За добрыми лицами отзывчивых самаритян явно кроется нечто отталкивающее и зловещее.
На самом деле картина мало походит на жанровый фильм ужасов. Это чистой воды психологический триллер, выполненный с холодным расчетом и грамотным монтажом — до самого конца не очевидно, имеет ли происходящее на экране что-то общее с реальностью или это очередной иллюзорный бред протагонистки. В чем-то «Ведьмы» даже напоминают хичкоковские бестселлеры: симпатичная, пускай уже и не молодая блондинка в центре истории (кстати, Джоан Фонтейн за 26 лет до «Ведьм» исполнила одну из главных ролей в фильме «Ребекка»), атмосфера загадки и виртуозное заигрывание с ожиданиями зрителей. Жаль только, что концовка фильма совсем не «хичкоковская». Впрочем, наверное, и в этом был определенный смысл — кто знает, быть может, пролог фильма не настолько безобиден и однозначен, как может показаться на первый взгляд?
Комментариев: 0 RSS