Начало статьи читайте в предыдущем номере.
Российский читатель впервые ознакомился с творчеством Г. Ф. Лавкрафта в начале 1990-х. Для постсоветской публики, не избалованной качественным зарубежным чтивом, рассказы и повести Джентльмена из Провиденса стали большим открытием и были возведены чуть ли не в культовый статус в определенных кругах. И, совсем неудивительно, что среди поклонников его таланта нашлись музыканты такого экспериментального направления как дарк-эмбиент, который в то время так же уверенно набирал обороты в андеграундной сфере.
Пожалуй, первым из тех, кто поднял тему лавкрафтианских мифов на территории РФ, становится легендарный проект из Санкт-Петербурга под названием Cthulhu Biomechanical, созданный братьями Поповыми, более известными под псевдонимами Abysslooker и Para Bellum. В самом начале группа именовалась просто Cthulhu, и именно под этой вывеской в 1996 г. на аудиокассетах вышел первый самиздатовский релиз «Ph'nglui Mglw'nafh Cthulhu R'Lyeh Wgah'nagl Fhtagn» (для ревностных поклонников ГФЛ не составит труда припомнить, что означают эти строки), который и поныне считается одним из лучших в своем роде. Примечательно также то, что сами создатели проекта не очень охотно причисляли альбом к жанру дарк-эмбиента, что в свою очередь ничуть не приуменьшает глубину его влияния на слушателя. Весь материал был записан при помощи обычных электро- и бас-гитары, умело пропущенных через ревербераторы и, таким образом, было достигнуто поистине невыразимое звучание.
Альбом вместил четыре композиции, посвященные одному из главных созданий Лавкрафта и представляющих собой воззвания к этому монструозному божеству. Нас встречает давящий атональный фон, символизирующий погружение в неизведанные океанические бездны, где мы слышим отдаленные бесформенные шумы. Монотонные эффекты плавно вселяют тревогу, и вот уже перед нашим воображением предстают громады затопленного Р'льеха. Во время этой обзорной «экскурсии» нас постоянно преследуют истошные душераздирающие звуки, складывающиеся в единую систему алармирующих сигналов, имитирующих некий духовой инструмент, и, самое страшное, мы слышим в отдалении чью-то исполинскую поступь, вызывающую усиливающиеся колебания по всем пределам. Атмосфера доходит до пика сумасшествия при осознании всего космического ужаса и хочется ринуться обратно наверх через невообразимую водяную толщу, унося с собой ужасающую тайну Вселенной.
Достаточно сыроватое «андеграундное» звучание придает этой демо-ленте весьма архаичный колорит, а оригинальная обложка с выполненными клинописью символами и знаками, отсылающими нас к древним упоминаниям Йог-Сотота, и по своей чуждости также способны всколыхнуть в глубине души необъяснимые тревожные посылы.
Следующий релиз Cthulhu Biomechanical, получивший название «Es ist kalt hier (Unaussprechliche Kulte)» — «Здесь холодно (Невыразимые Культы)», вышел только шесть лет спустя и представлял собой более прогрессивный материал с активным применением синтезаторов в духе EBM, техно и индастриала, а также участием вокала преимущественно на немецком языке. Помимо прочего здесь можно услышать сэмплы голоса Юрия Гагарина, который по забавному стечению обстоятельств в интерпретации музыкантов стал считаться агентом Великих Древних, возвращение которых уже не за горами. И по сей день Cthulhu Biomechanical пребывает в состоянии спячки, однако поклонники жанра, оценившие по достоинству его творчество, а равно и сами музыканты не теряют надежды на скорое пробуждение.
Еще одним интересным явлением на российской сцене становится one-man-band Fuga Satanae. Его основатель Alex Hedin ранее выполнял обязанности дизайнера для звуковых эффектов в бригаде разработчиков компьютерной игры «The Peabody Heritage». За время работы у Alex накопилось достаточно нереализованного материала и так было решено организовать самостоятельный проект, основанный на сюжетах лавкрафтианской прозы. Первым творением Fuga Satanae становится альбом «The Heritage», концептуально основанный, как это несложно догадаться, на все том же рассказе «Наследство Пибоди», который начал сам Лавкрафт, но закончил за него и издал в 1957 г. Август Дерлет.
На протяжении всех семи композиций мы шаг за шагом приоткрываем для себя все подробности этой классической зловещей истории. Начиная с «осмотра» старинной огромной усадьбы Пибоди, наполненной зловещими скрипами, нарастающими тревожными эффектами, постукиваниями и шумом дождя, мы невольно проникаемся драматичностью сюжета. Испытывая на себе колоссальное напряжение, порожденное ожиданием неизвестного и предчувствием какой-то ужасной тайны, «наблюдаем» развернувшуюся картину.
Отдаленные хоровые заклинания и холодящие кровь сэмплы блестяще передают ту самую атмосферу американской готики, в то время как душераздирающие крики младенцев, богохульные ритмы шабаша, «космические» колебания и звуки прерывистого человеческого дыхания грозят нам потерей разума в свете открывшейся кошмарной истины. Старинные предания о ведьмах и колдунах Нового Света больше не являются страшной сказкой, настолько сильный эффект производят эти композиции, в полной мере отражая ауру строк самого писателя: «В другом сне я снова увидел прадеда, кота и Черного Человека, на этот раз далеко от Уилбрема, в густом лесу; они стояли среди толпы, собравшейся перед воздвигнутым на поляне алтарем, чтобы отслужить черную мессу, а затем предаться диким оргиям. Эти видения были достаточно четкими, но другие казались вырванными из бездонной сумеречной пропасти, полной непривычных цветовых сочетаний и звуковых диссонансов. Земное тяготение, видимо, отсутствовало в этих никому не ведомых мирах, а я обретал там несвойственные мне наяву измерения. Так, я внимал леденящим кровь песнопениям Черного Человека, предсмертным крикам погибающего ребенка, нестройным звукам свирели, извращенным молитвам странной паствы, животным воплям участников оргии. Все это отчетливо звучало в моих ушах, хотя сами картины я мог и не видеть».
К сожалению, в год своего выхода (2004) «The Heritage» по непонятным причинам не был как следует оценен публикой и остался практически незамеченным, что нисколько не умаляет его достоинств. Тем не менее, проект был заморожен вплоть до 2007 г., когда Alex приступил к работе над новым альбомом, который получил название «My Soul Is Dark», но это уже совсем другая история.
Среди наиболее молодых российских команд, активно продвигающих dark-ambient, стоит выделить московскую формацию под достаточно оригинальным и саркастическим названием Grandpa Theobald. «Дедуля Теобальд» - именно так в своих письмах самым близким друзьям и своим теткам любил себя именовать Говард Филлипс в пору своей поздней юности, разыгрывая из себя этакого уставшего от жизни, не по возрасту зрелого аристократа-интеллектуала. В свою очередь выбор такого названия привнес в мрачное звучание проекта легкие нотки черного юмора, хорошо способствующего восприятию тех музыкальных образов, что рождаются под этой вывеской. Но при ближайшем знакомстве с его творчеством становится не до шуток.
Дебютный альбом Дедули «The Shadow Over Innsmouth» увидел свет в 2015 г. и, как несложно догадаться, носил пусть несколько поверхностный, но все же концептуальный характер. Различные мотивы авторской мифологии оказались соединены между собой, в очередной раз подчеркнув свою тесную взаимосвязь. Основным стержнем становится история зловещего Иннсмута, начиная от дальнего плавания капитана Обеда Марша и заканчивая непосредственно открытиями главного героя повести о тайне своего происхождения. Помимо прочего альбом имеет отсылки к Древним Богам, упоминается пресловутый Р'льех, а также злополучная экспедиция к Хребтам Безумия.
В музыкальном плане «The Shadow Over Innsmouth» представляет собой очень насыщенную и безгранично мрачную картину. Монотонный обволакивающий фон, наполненный отдаленными перестуками и движениями, приглушенными толщами морских глубин, чередуется с размеренными ударами и отдаленными вибрациями, создающими визуальные картины потусторонних ландшафтов в темно-фэнтезийном окрасе. Титанический гул, вспарываемый внезапным ревом морских рогов, атмосферные пассажи и звенящие эффекты в почти неоклассической манере звучат, словно партии некоего безумного инструмента на фоне раскатов грома и декламации на языке Древних, пробуждающей к жизни исполинское монструозное создание. Грамотно расставленные акценты, мастерски воссозданная, почти кинематографическая атмосфера выводят данную работу в число наиболее качественных изделий дарк-эмбиента, открывающих большой простор для воображения.
Следующий релиз Grandpa Theobald, ЕР «Walk In The Darkness», появляется спустя два года и утверждает, что основатели проекта не намерены в своем творчестве стоять на месте. Перед нами все те же темные образы и картины, уводящие в подземный беспросветный мир, где нет места солнцу и обитают крысы… крысы в стенах. Однако на этот раз материал хорошо разбавлен порцией энергичного down-tempo с отчетливым электронным битом, в то время как обволакивающие эффекты имеют стойкое влияние нью-эйджа. Достойный образец, подчеркивающий незаурядность и прогрессивность этой формации.
Также, благодаря своей оригинальности, выделяется еще один столичный проект Herbert West, представивший в этом году свою первую полноформатную работу «Arkham Library». Поклонникам ГФЛ хорошо знакомо это место. Библиотека Мискатоникского университета города Аркхема давно стала хранилищем редчайших документов об истории, оккультизме и мифологии. Многие из героев Лавкрафта побывали там в надежде увидеть последний экземпляр ужасного и запретного «Некрономикона». «В университетской библиотеке я отыскал старичка-заведующего и вручил ему записку. Прочитав ее, тот как-то странно взглянул на меня, попросил обождать и удалился за стеллажи, прихватив с собой связку ключей. Стало быть, эта книга хранилась у них под замком».
Слушатель, попав туда, с легкостью узнает подробности загадочных и ужасающих сведений о Данвичской кошмаре, услышит историю Чарльза Декстера Варда, станет невольным свидетелем таинственных событий в портовом городке Иннсмут и пугающих происшествий в лесах Вермонта, где находился дом бесследно пропавшего ученого Экли, узнает о чудовищном прошлом планеты, находящейся под игом Богов Седой Старины, ну а под занавес сможет прочесть небольшое посвящение самому Автору.
По сути, «Arkham Library» нельзя назвать дарк-эмбиентом в чистом виде и это обстоятельство лишний раз приковывает внимание к этому релизу. Все композиции, а точнее зарисовки исполнены на акустической гитаре при минимальном использовании перкуссии и пианино с наложенным сверху англоязычным голосом «рассказчика», зачитывающего выдержки из старинных трудов и местных преданий. Несмотря на достаточно минималистичный подход, в совокупности все эти элементы создают достаточно сильный психологический эффект и атмосферу, которая идеально подошла бы к радиопостановке.
Таким образом, мы видим, что российская дарк-эмбиент сцена также внесла немаловажный вклад в общую мозаику, из которой складываются образы, рожденные на страницах произведений классика американского хоррора, имя которого, похоже, не скоро канет в небытие.
Комментариев: 0 RSS