DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

На грани фола

Последнее изгнание дьявола / Last Exorcism

США, Франция, 2010

Жанр: ужасы

Режиссер: Дэниэл Стамм

Сценарий: Хак Ботко, Эндрю Герлэнд

В ролях: Патрик Фабиан, Эшли Белл, Айрис Бэр, Луис Хёртам

Последнее изгнание дьявола

Давным-давно, в незапамятные времена, был снят фильм, наделавший немало шуму и ныне имеющий статус культового. Фильм, уникальный в своем роде — «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина. Много позже вдогонку ему было снято несколько сиквелов разного качества. Оно и понятно: изгнание бесов — тема благодатная. Даже и выдумывать ничего не надо: берёшь готовый штамп, набрасываешь нехитрый сюжет — и фильм готов.

Теперь перенесёмся на пару десятилетий вперёд и вообразим такую ситуацию. Трое беспечных студентов решают устроить вылазку на природу, своеобразный пикник в живописной новоанглийской глухомани. Впрочем, и тут не всё так просто. Если бы цель их вылазки ограничивалась только пикником, никогда не появился бы другой весьма примечательный и тоже в своём роде уникальный образчик киноискусства — «Ведьма из Блэр». Из общего у этих двух лент, пожалуй, только жанровая принадлежность. На этом сходство заканчивается и начинаются различия. Тут и абсолютно несопоставимый профессиональный и технический уровень, совершенно разные задачи и смысловая нагрузка. В случае с «Изгоняющим дьявола» мы имеем профессионально снятый фильм, тогда как «Ведьма из Блэр» — да простят меня её многочисленные поклонники — не более чем эпатажный китч, снятый на уровне чуть выше любительского.

Последнее изгнание дьявола

Тем не менее, нашлись люди, в головах которых родилась безумная идея — создать гибрид двух культовых картин. И речь не о какой-нибудь там университетской шпане из Орегона, а профессиональной продюсерской команде, работавшей, к примеру, над «Рассветом мертвецов» (ремейк 2004 года). Так состоялось «Последнее изгнание дьявола». Уже само название красноречиво намекает, что фильм как бы закрывает тему раз и навсегда. Так ли это в действительности? Попробуем разобраться.

Преподобный Маркус Коттон, священник евангелистской церкви — чрезвычайно ловкий малый. Для него вера не столько последнее прибежище и защита, сколько выгодный бизнес. Таких аншлагов, как на его проповедях, не бывает нигде. «Давайте все скажем “Аминь”!» — восклицает он. «Аминь!» — ревут восторженные прихожане. «Давайте все скажем “Аллилуйя”!» — «Аллилуйя!» — захлёбываясь от счастья, вторят ему прихожане. «Отлично, ребята, не забудьте про наш ящик для пожертвований!». Получив лошадиную дозу благодати, довольная паства расходится по домам.

Отдельная статья доходов Маркуса — экзорцизм, то есть изгнание демонов. Кстати, сам он в демонов не верит и считает все проявления одержимости обыкновенными психическими расстройствами. Что, однако, не мешает Маркусу успешно надувать доверчивых деревенских простофиль, используя засэмплированные звуки рычания и скрежета, лески, вызывающие вибрацию предметов, и даже распятие, которое при нажатии на нужную кнопку выпускает водяной пар, со стороны похожий на дым. Наконец ему самому надоедает это мошенничество, и он решает снять любительский документальный фильм, где разоблачит собственные трюки, с успехом применив их при очередном акте «экзорцизма». Из кучи писем с просьбой о помощи Маркус наугад выбирает послание от Луиса Свитцера, вдовца, в одиночку воспитывающего сына и дочь. Луис считает, что его дочь Нелл одержима демоном. Каждую ночь девочка впадает в беспамятство и убивает одну из его коров, а на утро даже не может вспомнить, что натворила. Прихватив с собой ассистентку и оператора, Маркус отправляется на ферму Свитцеров, где и будет происходить основное действо этой псевдодокументальной ленты.

Последнее изгнание дьявола

А на ферме всё в лучших традициях жанра: пьющий отец, не смирившийся со смертью жены, озлобленный на весь мир сын и застенчивая девочка по имени Нелл, в которую предположительно вселился демон. В беседе с отцом Коттон заявляет, что изгнать супостата вполне в его силах. А когда отца и брата девочки нет рядом, под присмотром камеры втихомолку готовит комнату к обряду. Вот тут и идут в ход лески, звуки из плеера и пресловутое распятие. Маркус привычно весел, посмеивается и перешучивается с оператором. После всех приготовлений обряд протекает благополучно. Преподобный с блеском разыгрывает шоу, которое увенчивается его эффектными конвульсиями и, конечно же, «изгнанием» демона. Тем же вечером, получив от благодарного отца деньги, съёмочная группа отбывает в мотель.

Всё бы хорошо, но ночью в мотеле появляется Нелл… а с ней и проблемы. И следующий визит на ферму (а без него, увы, не обойтись) проходит куда веселее…

Несмотря на рискованность задумки, некоторую эпатажность и проглядывающий кое-где стёб над «священными коровами» жанра, «Последнее изгнание дьявола» — отнюдь не глуповатая пародийная комедия, а самый настоящий фильм ужасов, который к тому же пугает до жути.

С чисто технической точки зрения и операторская работа, и монтаж заслуживают всяческих похвал. Дрожание объектива документальной камеры и другие, типичные для подобного рода видеосъёмки на полулюбительскую аппаратуру огрехи и недостатки сымитированы великолепно и не вызывают нареканий. Размытые кадры, тусклое депрессивное освещение и зловещие шорохи и стуки старой фермы — всё как наяву, без фальши. Ну и конечно, незабываемые пейзажи штата Луизиана, где суеверия и всевозможные культы вылезают, как грибы после дождя. Каждая малозначительная деталь выглядит реальной — а дьявол, как известно, кроется в деталях… Кажется, перед нами и в самом деле мелькают кадры документального фильма, где события развиваются с пугающей его создателей непредсказуемостью. И чем дальше, тем острее они осознают свою беспомощность.

Последнее изгнание дьявола

Так чем же отличается «Последнее изгнание дьявола» от устоявшегося жанрового канона? Элементарным отсутствием пафоса. И поверьте, отличается выгодно. «Изгоняющий дьявола» — драма о священнике, переживающем кризис веры. Преодоление духовного кризиса даёт ему силы бороться и победить. Преподобный Коттон подобных терзаний не знает. У него и веры-то, по большому счёту, нет. Бога ему заменяют здравый смысл и коммерческий расчёт. Неверие в дьявола — хорошая защита от него, но лишь до определённого момента. А когда такой момент настаёт, Коттону остаётся лишь покрепче сжать в руках своё бутафорское распятие и вступить в бой с нечистым духом. Последнее изгнание дьявола состоялось, хоть и не по плану, и результат скорее пугает (в лучшем смысле слова!) чем обнадёживает, как бывает обычно в фильмах такого сорта. После того, что случилось с Маркусом и Нелл, продолжений можно не ждать. Просто потому, что никакой нужды в них больше нет. Почему? Мой вам совет — посмотрите этот фильм, и поймёте всё сами.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Парфенов М. С. 19-11-2012 23:58

    Да, но обещают на это раз рейтинг R. Что какие-то надежды дарит.

    Учитываю...
  • 2 ilya_pivovarov 19-11-2012 23:50

    ... тем не менее, продолжение уже анонсировано smile ирония судьбы

    Учитываю...