Назовем его демоном (сборник)
Год выпуска: 1991
Издательство: Молодая гвардия
Составитель: Михаил Шаламов (В. Азарский)
Похожие произведения:
- «Замок ужаса» (антология)
Короткая проза, пожалуй, самая честная из литературных произведений. Малый объем позволяет быстро оценить значимость содержимого и вынести вердикт. Это лучше, чем читать предлинный роман, наблюдая за конструкцией, которая не всегда соответствует высокому качеству и ожиданиям.
В 1991 году под эгидой издательства «Молодая гвардия» был выпущен скромный фэнтези-сборник в мягкой обложке «Назовем его демоном». И говоря словами составителя Михаила Шаламова — «Каждый из предлагаемых вашему вниманию рассказов... — маленький шедевр». Ведь и вправду, набор из семи коротких рассказов не преследует цели завоевать внимание определенной целевой аудитории. На то и звание классики, что любой из них не может не понравиться читателю, даже тому, кто считает хоррор маргинальным, а фэнтези — инфантильным.
Итак, содержание сборника:
1. «Меньшее зло» (1990)
Автор: Анджей Сапковский
Жанр: классическое фэнтези
Пан Сапковский любитель поиграть с классикой. И в этот раз он не изменил себе — взял классические сказочные мотивы, и переделал на свой угрюмый лад. В итоге, различные вариации сказок о принцессах-в-беде получили более чем мрачное воплощение. Но если такие принцессы как Рапунцель, Аврора и другие упоминаются лишь вскользь, то особое внимание уделяется истории Белоснежки. Истребителю нечисти Геральту в ту пору было не до эпических походов против сил тьмы и возрастающей Нильфгаардской империи, Сапковский до времени ограничивался лишь новеллами, слабо связанными между собой. Однако фирменный стиль пана еще тогда, в далеком 19... году прослеживался, это, само собой, дворцовые интриги, убийства, перевороты, ну и как обойтись без адюльтера? Краски писателя как всегда поражают своей яркой мрачностью. По сюжету Геральту придется сделать непростой выбор между опальной принцессой, жаждущей мести, и придворным магом, который уверяет, что уж она-то есть носительница зла из пророчества. Как водится в жанре, здесь нет целиком невиновных персонажей, но к некоторым трагическим поневоле проникаешься симпатией.
2. «Хозяин древнего меча» (1967)
Авторы: Лин Картер, Леон Спрег де Камп
Жанр: героическое фэнтези
Это образцовый миниатюрный рассказ как нельзя лучше следует писательскому стилю основателя жанра героического фэнтези, уж тем более, место и время действия происходят в мире Роберта Говарда, а главный герой — никто иной, как сам Конан. Киммериец как раз сбежал из гиперборейского плена, но свобода дастся не просто так. Семнадцатилетнего юношу-воителя преследуют голодные волки. С большим трудом ему удается укрыться в пещере, но и там злоключения не оставляют его в покое. В гроте находится могила короля из забытых эпох, который явно не рад, что его побеспокоили. «Хозяин древнего меча» — это один из немногих удачных литературных пастишей на произведения о Конане. Ведь подавляющее большинство неговардовских рассказов о киммерийце иначе как графоманией не назовешь, в том числе и многие рассказы тех же Картера и Кампа. А вообще, странно, что даже столь маленькое произведение Картер и Камп писали в соавторстве. Тем не менее, мини-рассказ вошел в классику фэнтези, его не раз в том или ином виде копировали. К примеру, Карл Эдвард Вагнер: в его цикле о Кейне есть рассказ «Последний из рода», в котором первочеловеку и последнему из великанов предстоит путь к могиле древнего короля великанов. Другим значимым фактом является экранизация — рассказ в частичном виде вошел в качестве эпизода к фильму «Конан-варвар» с Арнольдом Шварценеггером.
3. «Морская невеста» (1962)
Автор: Уильям Хоуп Ходжсон
Жанр: морской хоррор
Морской хоррор — один из малопротоптанных жанров, и, может быть, поэтому большинство из них не изнасилованы до дыр — мейнстрим до морского хоррора, к счастью, не добрался. Читать «Морскую невесту» одно удовольствие. По сюжету экспедиция разыскивает пропавший с пассажирами корабль. В числе спасателей — жених одной из пропавших пассажирок. Корабль будет найден, однако окажется пуст, на борту — ни единой души. Зато вещи остались нетронутыми. Загадочное исчезновение с каждым часом обрастает все новыми и новыми вопросами. А наутро члены экспедиции обнаружат, что кто-то ночью ходил по кораблю и даже вырвал листок с отрывного календаря. Саспенс все ближе и ближе подступает к героям, они начинают думать, что сходят с ума и не различают реальности, однако истина окажется куда хуже. Поклонникам «Грюнеля» Сергея Булыги и цикла о Фаринге Роберта Говарда особенно советуем прочитать «Морскую невесту».
4. «Назовем его демоном» (1946)
Автор: Генри Каттнер
Жанр: детский хоррор
Каттнер — мастер фэнтези, в свое время залез во все ниши и поджанры и в 19... году добрался и до детских страшилок. «Назовем его демоном» по стилистике очень напоминает произведения Кинга. Так же, как у «короля страха», место действия происходит в пригороде и связано с малообъяснимыми темными силами, вторгшимися в нашу скучную серую жизнь, что грозит кровью и страшной смертью. Мы окажемся в мире детских впечатлений, логики и мироощущения, в котором все проистекает не так, как привыкли взрослые. Ведь дети еще не отформатированы и многое воспринимают как должное. Попавший из иных миров демон поселился в доме большой семьи под видом родственника. Коварному паразиту и душегубу удается убедить всех, что он им родня. Всех, кроме детей. Вот малышам и приходится втайне от самих взрослых защищать их. Раскрыть родителям глаза на происходящее тоже не вариант — попросту не поверят. Остается только кормить демона мясом из магазина, дабы он не перешел на людоедство. Система отлаженная: на карманные гроши детишки периодически покупают мясо и скармливают нечисти, чтобы он не рассвирепел. Пока система соблюдается — всем хорошо, и детям, и взрослым, и демону. И овцы целы, и волки сыты. Однако, любая система так или иначе даст сбой, и тогда-то и начнется самое страшное. Детская непосредственность это палка о двух концах, может и радовать, а может и навредить. Об этом в несколько сюрреалистичной манере и показано в рассказе Каттнера.
5. «Печаль палача» (1973)
Автор: Фриц Лейбер
Жанр: юмористическое фэнтези, героическое фэнтези
Фриц Лейбер — один из первопроходцев фэнтези, последователь Роберта Говарда. Это ему принадлежит изобретение названия поджанра «героическое фэнтези». «Печаль палача» — это очередной рассказ о неразлучной парочке наемников Фафхрде и Сером Мышелове. Однако, главный герой тут, скорее, демон смерти Карачун, которому предстоит сделать нелегкий выбор, ведь в его списке смерти как раз значатся два этих приключенца. Непростые герои пришлись по сердцу Карачуну, поэтому лишить их жизни духу смерти совсем не по душе. За кратчайшее время ему предстоит сделать непростой выбор и как-то выкрутиться из сложившейся ситуации — пойти на сделку с совестью. «Печаль палача» — это легкий, незагруженный рассказ, наполненный черным юмором, ведь это, прежде всего, история об одном из будней самой Смерти.
6. «Разбился, как стеклянный домовой» (1968)
Автор: Харлан Эллисон
Жанр: городское фэнтези
Демобилизованный солдат возвращается на гражданку, в надежде воссоединиться с любимой девушкой. Какого было его удивление, когда он узнал, что невеста не дождалась его, а поселилась в сомнительном притоне. История наполнена безнадегой и кровавым угаром наркозависимых. Герой поселяется к девушке и несмотря ни на что ухаживает за ней. С каждым днем он и сам погружается в это безысходное болото смерти. С каждым разом он все явственнее ощущает вокруг метаморфозы и шарканья. Наркотические иллюзии? Может быть, а может и не только они. Харлан Эллисон умелый сюрреалист, играющий с нервами. Кульминация оставит больше вопросов, чем ответов. Еще один образец того, как измененное состояние сознания меняет наше мироощущение.
7. «Коррида» (1968)
Автор: Роберт Желязны
Жанр: «попаданцы»
Под конец нас ждет микрорассказ Роберта Желязны. Наверное, это самое слабое звено из всей семерки, вошедшей в сборник. Про рассказ слышали, видимо, только самые преданные поклонники Желязны. Сюжет не обещает быть чем-то оригинальным, это знакомая история о миражах и их материализации. Не то чтобы он скучный, скорее ненавязчивый, читается буквально на одном дыхании, не успев вызвать у читателя зевоту, благодаря хлесткому кровавому финалу. Как говорится: «краткость — сестра таланта».
Итого: За прошедшие 26 лет этот скромный маленький сборник ничуть не потерял актуальности, за счет своего доброкачественного наполнения. Иной раз лучше сходить и купить в букинисте проверенную классику по смехотворной цене, чем отдавать большие деньги за тот новый хлам, украшенный красивой обложкой, который к литературному искусству имеет крайне малое отношение.
Комментариев: 0 RSS