DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Неделя классических русских кошмаров

Страшное гадание. Мистические истории (антология)

Авторы: Александр Бестужев-Марлинский, Орест Сомов, Николай Гоголь, Иван Тургенев, Федор Достоевский, Алексей Константинович Толстой, Александр Куприн, Леонид Андреев

Жанр: мистика, хоррор, сатира

Издательство: Эксмо

Год издания: 2019

Похожие произведения:

  • Вашингтон Ирвинг «Легенда о Сонной лощине» (рассказ)
  • Джон Полидори «Вампир» (рассказ)
  • Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (роман)
  • Алексей Константинович Толстой «Упырь» (повесть)
  • You've entered the realms of Baba Yaga.

    Edguy

    В XIX веке европейскую и американскую литературу наводнили истории в жанре готической мистики. Аристократическая богема нащупала тему, которая и теперь, в эпоху небывалой доступности почти любых развлечений, приятно будоражит нервишки одним и пробуждает первобытный страх у других. Это мотив соприкосновения нас, смертных, с существами и явлениями загробного мира. Ярчайшие представители этого направления в литературе того времени — Мэри Шелли, Джон Полидори, Брэм Стокер, Ян Потоцкий, Эдгар Аллан По.

    Русские классики, наследовавшие всем значимым европейским тенденциям, также заметно натоптали на этом поле. Правда, мистические произведения отечественной классики не снискали такой популярности, как, например, «Дракула»: российская школьная программа по литературе чрезмерно выпятила отражение в беллетристике социального аспекта, но презрительно отодвинула на задний план все другие.

    В сборнике «Страшное гадание» под одной обложкой нашлось место нескольким ярчайшим произведениям в жанрах мистики и хоррора, написанных великими русскими писателями. Рассказы могут вызвать умилительную улыбку, могут рассмешить, могут напугать, а порой и шокировать не хуже, чем «Самая страшная книга».

    Сборника хватит на неделю увлекательного чтения, способного принести читателю неожиданные открытия и погрузить в глубины мрака старой славянской провинции.

    Вечер первый. Александр Бестужев-Марлинский, «Страшное гадание». Одно из увлекательнейших произведений сборника. Здесь есть все, чтобы пробудить интерес и напугать — любовный треугольник, блуждание по заснеженному ночному захолустью, праздничный пир в глухой деревне и... таинственный незнакомец, который откроет рассказчику глаза на то, о чем лучше бы не знать.

    Вечер второй. Орест Сомов, «Киевские ведьмы». Не менее сильная история, несмотря на сюжетную простоту. Сомов посвятил жизнь изучению темного славянского фольклора и создал немало основанных на нем художественных произведений. Детальное, сочное описание шабаша ведьм оставляет стойкое ощущение, что писатель самолично посетил это мероприятие. А еще вы узнаете, как НЕ нужно себя вести, внезапно узнав, что ваша супруга — потомственная ведьма.

    Вечер третий. Николай Гоголь, «Вий», «Заколдованное место». Повесть «Вий» не нуждается в представлении, вновь обсуждать ее достоинства бессмысленно. Поэтому — теплый чай, приглушенный свет, удобное кресло и... полная тишина. Веки поднимать не придется: они попросту не сомкнутся.

    «Заколдованное место» — превосходное дополнение к «Вию» — более игривое, менее напряженное, написанное в форме былички, которую дедушка рассказывает внукам. Старожилы украинских и русских деревень и сегодня поведают немало похожих историй. Однако ни с чем не сравним красочный, объемный, метафоричный язык Гоголя.

    Вечер четвертый. Иван Тургенев, «Призраки». История русского аристократа, путешествующего с женщиной-призраком в сомнамбулическом поиске... неизвестно чего. Отдельные сцены наполнены грандиозным, монументальным ужасом, однако в целом произведение скорее выглядит неким экспериментом — первыми робкими шагами великого классика в область мистики.

    Вечер пятый. Федор Достоевский, «Бобок». Подпортившийся, с плавающими на поверхности пятнами плесени супчик из бытописания русского мещанства, говорящих мертвецов и людских пороков, которые не дают покоя своим носителям даже после их смерти. Страшно? Вряд ли. Однако приятное омерзение определенно вызывает.

    Вечер шестой. Алексей Толстой, «Семья вурдалака». Пожалуй, самое жуткое, что есть в сборнике. На этих страницах безраздельно правят провинциальные сербские упыри. Только хоррор, ничего лишнего. Гротескная кульминационная сцена пронизана динамичным, одушевленным кошмаром.

    Вечер седьмой. Александр Куприн, «Звезда Соломона». Алхимия, оккультные науки, черная магия — все это здесь. Однако на этом писатель не останавливается. Сверхспособности, внезапно обретенные невзрачным героем, ведут в пропасть и его самого, и всех, кто его окружает. Повесть «Звезда Соломона» — это стремительное погружение из ада бытового, где годами ничего не происходит, в ад сверхъестественный, где возможно все... все плохое, — через чистилище темных оккультных дисциплин и фамильных тайн.

    Бонус. Леонид Андреев, «Дневник Сатаны». Достаточно большое произведение, не законченное автором и значительно выбивающееся из контекста сборника. Относится к жанру сатиры. Мистическая составляющая здесь имеет характер вспомогательного элемента для более резкого прочерчивания лейтмотива: людишки настолько отвратительно гадки и подлы, что сам Сатана с его тягой ко всяческим козням выглядит на их фоне безобидным щеночком. Кошмарно? Еще как!

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)