DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Машинерия печали и чернильные моря: интервью с Екатериной Рутилией

Добро пожаловать в «Мир-под-Водой» – гротескно-мрачную фантастическую вселенную, рожденную в воображении демиурга Екатерины Рутилии и воплощенную в черных потеках туши и обрывках записей судовых журналов. Изначально задуманный всего лишь как серия иллюстраций, ныне этот причудливый сеттинг разросся, точно коралловый риф, с каждым днем обретая всё больше поклонников-акванавтов. Мы тоже решили причаститься и опустились на нашем стареньком батискафе на самое дно, дабы там, во тьме морской пучины, с глазу на глаз побеседовать с Екатериной о выдуманном ею мире и обо всем на свете.

Привет, Катя! Давай начнем с самого начала. Что есть «Мир-под-Водой»?

Привет! «Мир-под-Водой» – это моя вымышленная вселенная, или, проще говоря, сеттинг, по которому я рисую картинки и пишу рассказы. Если вкратце, то «Мир» – это сеть подводных городов будущего, населенных уставшими и болезненными людьми, а за ее пределами — только темный холодный океан и непостижимые механические рыбы-чудовища. Если говорить немного подробнее, то это – коктейль из мифологических и литературных архетипов, эстетики киберпанка и биомеха, а также элементов того, что сейчас величают ретрофантастикой. Сверху все это обильно присыпано общей постмодернистской идеей интертекста и завернуто в плотную оболочку эссеистики. Хотя, конечно, многие, сталкивающиеся с моими иллюстрациями по Миру-под-Водой, и не подозревают, что за рисунками про трубочки и проводочки кроется нечто большее.

Обычно авторы-фантасты стремятся в своих произведениях исследовать необъятные космические дали, чужие планеты или параллельные миры. Ты же решила «уйти» под воду. С чем это связано?

В детстве я болела морем, хотя у нас в семье не было возможности выехать к большой воде. Зато скупались все детские энциклопедии и кассеты с пиратскими переводами передач от «Дискавери» о морях и океанах. И очень хорошо помню, как смотрела по ТВ «Подводную одиссею капитана Кусто». Жак-Ив стал кумиром пятилетки из глубокой провинции. Самая большая мечта раннего детства – стать океанологом и потрогать рыбу-луну. Первый раз я попала к морю уже будучи взрослой, зимой, в феврале. И влюбилась окончательно.

Признаюсь, глядя на образы Мира-под-Водой кажется, что море скорее пугает тебя, ведь созданная тобою вселенная очень мрачная, эдакий подводный гримдарк. Откуда ты черпаешь вдохновение? Есть ли у тебя какие-то ориентиры?

Не думаю, что нельзя одновременно любить и бояться, особенно когда речь идет о водной стихии. Пугает скорее даже не само море, а то, что с ним делает человек.

Достаточно сложно говорить об ориентирах... Я взрослела, и Мир-под-Водой менялся вслед за мной. Всё начиналось с песен Abney Park и стимпанка, но в итоге от них мало что осталось. «МпВ_ver. 2021» скорее про сербский постмодерн Милорада Павича и Горана Петровича, к которому примешали немного Станислава Лема и братьев Стругацких - это если говорить о текстах.

С визуальной составляющей всё сложнее. Я частенько вижу в комментариях к своим работам сравнения с Гигером, и хотя в какой-то мере это мне даже льстит, едва ли могу с ними согласиться. Не всё то Гигер, что трубочки. Мне кажется, гораздо сильнее в Мир-под-Водой впечатались Цутому Нихэй и Жан Жиро, который Мёбиус.

А еще я частенько оглядываюсь на средневековую европейскую живопись, книжную графику прерафаэлитов и польский плакат.

Получается, Мир-под-Водой был придуман тобою давно?

Да, еще в школе, примерно в 2012 году. Другое дело, что были годы, когда я не написала ни строчки и не нарисовала ни одного рисунка, связанного с сеттингом. По-настоящему серьезная работа началась года два назад, когда мы с персонажами наконец-то договорились, кто кого создает. Изменения, безусловно, происходят и сейчас, но уже не такие значительные – основные правила мира и жанра уже устоялись.

Уверен, у многих при взгляде на твои работы возникает куча вопросов о создаваемом тобою сеттинге. Однако ты предпочла разделить Мир-под-Водой надвое. Как итог получилось два сообщества: одно с рисунками и еще одно – закрытое, маленькое и тщательно оберегаемое, – в котором ты делишься с немногочисленными подписчиками своими историями и литературными заметками. С чем связано такое разделение?

Есть несколько причин. На самом деле решение завести отдельную группу под тексты принималось долго и было весьма болезненным: мне все еще тяжело выносить на всеобщее обозрение что-либо помимо графики. Но я понимала: публиковаться нужно, а небольшая закрытая группа создаёт ощущение эдакого комфортного «междусобойчика».

К тому же я работаю в школе, и дети (да и родители тоже) очень любят рыться в закромах учительских страничек.

Пока что я выкладываю только коротенькие заметки о мироустройстве, но рано или поздно (в соответствии с контент-планом, который даже был прописан) дойдет и до полновесных больших текстов. Не хотелось бы пока делать достоянием широкой общественности что-то гораздо более личное, чем рисунки. Это, кстати, вполне нормальная практика. Очень многие сетевые художники ведут «закрытки», и попасть туда гораздо легче, чем кажется на первый взгляд. Достаточно просто написать о своём желании автору.

Кстати по поводу текстов. Читая о Мире-под-Водой, кажется, будто листаешь энциклопедию – так всё продумано и подробно. Нет ли у тебя планов развивать сеттинг именно в литературно-художественном направлении? Может, стоит уже написать роман, щедро снабженный авторскими иллюстрациями, как это делает тот же Бром? Ну или нарисовать комикс?

И снова спасибо Милораду Павичу и его «Хазарскому словарю». Он показал мне, что тексты вообще не обязаны быть классически структурированными – ну, вот эти школьные «завязка», «кульминация», «развязка» и всё такое прочее.

Мне очень нравится идея блокнота с записями. Такие постоянно вели мои бабушка и дедушка, и я помню, как в детстве перебирала коробки с этими записями. Блокноты заполнялись с первой попавшейся странички, а не по порядку, по мере необходимости в них подклеивались листочки, а какие-то склейки, наоборот, выпадали, из-под обложек торчали вкладки... Но, листая такой блокнот, ты видел жизнь человека как бы в комплексе, и что самое интересное – тебе вовсе не нужно было читать его от корки до корки или следовать каким-то правилам. Можно было читать хоть с конца, открыть на первой попавшейся страничке и начать оттуда или прочитать только вкладки, и каждый раз ты получал относительно новый текст. Свои рабочие записи я тоже сейчас веду именно в таком стиле, и это очень удобно, когда привыкаешь.

Не то что итогом (думаю, Мир-под-Водой со мной уже до самого конца), но своеобразным промежуточным воплощением вполне мог бы стать такой «блокнот». Тут – пара статей, имитирующих словарные, здесь – обрывки писем, найденных акванавтами-исследователями в очередном покинутом городе, там – блок с дневниковыми записями или историями, записанными со слов как бы очевидцев. И, конечно, арт. Много арта!

Естественно, есть и голубая мечта написать большой и красивый текст, вот прямо-таки классический фантастический роман, но не думаю, что когда-нибудь осилю эту задачу.

Как бы ты ни стеснялась рассказывать о выдуманном тобою сеттинге больше, но тем не менее Мир-под-Водой потихоньку расширяется, завоевывая иные сферы медиа. Так, например, широко известный в узких кругах музыкальный эмбиент-проект «Чайник болотных богов» посвятил «Миру-под-Водой» один из своих альбомов. Как вы к этому пришли? И насколько лично ты довольна получившимся результатом?

С «Чайником» мы дружим уже очень давно, и хотя Антон – композитор, музыкант и в целом основатель проекта – пишет иногда, что мы являемся тандемом, нельзя не признать, что изначально это всё его затея. Я только прыгаю вокруг и восхищаюсь тем, что он делает, а еще время от времени рисую картинки.

Каждый альбом «Чайника болотных богов» начинается с выбора темы. Мы довольно долго обсуждаем, что и как будет задавать аудиальную тему всем композициям, а заодно и обложке, и когда наконец-то решились на наш первый самостоятельный физический релиз, то долго не могли определиться, о чем он будет. Хотели писать о жуках, о цветах, о зеленых болотных тропках... Но в какой-то момент я сбросила Антону несколько текстовых набросков по «Миру», и, видимо, что-то его задело. «Всё, делаем это».

Мы работали очень долго. Ну как «мы»... Антон делал три, пять, семь вариантов одного трека, опираясь на текстовые описания персонажей и локаций, я прослушивала их и начинала ныть, что «Адриана» нужно сделать более низким и ритмичным, а в «Северном Море» хочется больше моря; и потом еще несколько недель или месяцев трек дополнялся или урезался. Не представляю, как Антон это терпел, и тысячи раз ему благодарна.

«Утонувшим во мне» получился, на мой взгляд, не совсем типичным для «Чайника болотных богов» - во многом благодаря несколько иной тематике. Болота и леса уступили затопленным городам, но для меня нет лучшего музыкального воплощения Мира-под-Водой, нежели это. И очень жаль, что мне не хватило опыта оформления дисков. Сейчас я понимаю, что можно было бы сделать альбом гораздо более атмосферным в плане его облика.

Говоря об опыте... Как давно ты вообще рисуешь? И есть ли у тебя соответствующее образование или же ты самоучка?

Рисую, сколько себя помню, но специального образования не имею. Примерно в 2015 году ходила в мастерскую настоящего художника, где, как предполагалось, смогу получить академическую базу, но из-за собственной необучаемости получила только хорошую дружбу да череп коня в подарок.

Среди наших читателей тоже есть художники – любители и профессионалы. Уверен, что, как и у тебя, у многих из них в головах рождаются целые миры. Каким творческим советом ты можешь поделиться с ними как миро- и мифотворец?

Как я могу раздавать советы, не имея конкретного результата? Но могу повторить то, что услышала сама, пусть и несколько в другом контексте, когда только начинала задумываться над тем, что неплохо было бы поселить куда-то десяток имеющихся иконок-персонажей: все меняется, рано или поздно. Отказываться от тех идей, которые когда-то казались удачными, а теперь изжили себя, – вполне нормально.

Тогда касаемо результатов. Так уж вышло, что пообщаться нам с тобой довелось в январе - в месяце, который традиционно полон планов и больших надежд на грядущий год. Какие у тебя планы на этот год касательно развития Мира-под-Водой? Каких результатов ждать твоим читателям и подписчикам? Не планируются ли новые интересные коллаборации? Или, может, авторский зин?

Пока основной задачей будет выдержать дикий темп работы, учебы и ведения одновременно двух сообществ по Миру-под-Водой. В феврале в закрытке поставлю небольшой эксперимент с художественными текстами, что-то вроде «акванавтских сказок», и надеюсь, они будут более удачными, чем «поэзия».

Не думаю, что кому-то интересны коллаборации с ноунейм-проектами. Я безгранично благодарна каждому, кто когда-либо нарисовал фанарт по Миру-под-Водой, но это все-таки выражение личной симпатии, а не совместный продукт (что, впрочем, зачастую бывает гораздо ценнее).

У меня уже есть один собственный мини-зин формата А7, который выпускался специально для маркета «Акация» в прошлом году, и хотелось бы попробовать сделать что-то более масштабное, в режиме той самой иллюстрированной энциклопедии, о которой я упоминала ранее. Но сейчас для меня главное - достроить последние нюансы мироустройства, завершить редактуру карт персонажей и начать уже приводить в порядок черновики «ансельмова блокнота», потому что массив записей, честно говоря, начинает немного пугать.

Что ж, в таком случае позволь от лица редакции DARKER пожелать тебе скорейшего претворения в жизнь всех задуманных планов! Было интересно пообщаться!

Взаимно! Давненько у меня не было такого стимула к продуктивной работе. Спасибо за то, что вы делаете. О тех, кто сидит во мраке, говорят мало и часто в негативном ключе, и очень приятно, что DARKER во многом развеивает мифы вокруг темного искусства.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)