DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

О спорт, ты — смерть

Умереть молодой / Give me a K-I-L-L (роман)

Автор: Роберт Лоуренс Стайн

Жанр: молодёжный триллер

Издательство: АСТ

Серия: Улица страха

Год издания: 2023 (в оригинале — 2017)

Перевод: А. Уманский

Похожие произведения:

В старшей школе Шейдисайда новенькая! Гретхен Пейдж быстро завоёвывает расположение тренера команды по чирлидингу, заводит новых подруг и влюбляет в себя одного из самых популярных парней. Однако не все рады появлению Гретхен. Наверное, зря они с мамой поселились на Фиар-Стрит, печально известной Улице Страха. Местные знают, что над этой улицей много веков тяготеет проклятие. Гретхен начинает получать зловещие СМС с угрозами, она становится свидетельницей нескольких явно подстроенных несчастных случаев и вскоре понимает: у неё появился тайный недоброжелатель. И он не остановится ни перед чем, чтобы превратить жизнь Гретхен в ад.

«Улица страха» — один из самых продолжительных авторских проектов в жанре хоррор. Первая книга вышла более тридцати лет назад, а сейчас серия вместе со всеми ответвлениями и спецвыпусками насчитывает уже более сотни книг. В 2021 году на «Нетфликс» вышел успешный мини-сериал, основанный на книгах Стайна. Именно на волне популярности телеадаптации издательство АСТ и решило возобновить выпуск «Улицы Страха» на русском языке. Первыми было решено перевести шесть романов с условным подзаголовком «Fear Street novel», вышедших с 2014 по 2017 год. «Умереть молодой» — последняя книга из этих шести.

«Каждая из когда-либо рассказанных историй состоит из трёх элементов: начало, середина и твист», — заявляет Р.Л. Стайн в карикатурном исполнении Джека Блэка из фильма «Ужастики». Стайн действительно питает слабость к неожиданным финальным поворотам сюжета, переворачивающим всю историю с ног на голову. Правда, нередко такие повороты оказываются не слишком хорошо подготовленными, а то и просто-напросто абсурдными. Но Стайн, признанный мастер развлекательной литературы, любит заставать читателей врасплох, и ради этого не стесняется жертвовать логикой повествования. Однако «Умереть молодой» — иной случай.

На протяжении основной части романа история кажется довольно пресной. И это несмотря на вполне чётко обозначенную реальность угрозы, в середине подкреплённую одной из самых кровавых во всей мини-серии сцен. Действия неизвестного маньяка, хотя и жестоки, выглядят бессистемными, за счёт чего напряжение проседает: читатель попросту не понимает, за кого из персонажей ему в первую очередь следует переживать.

И именно финальный твист ставит всё на свои места. Двойной переворот, прибережённый автором до последних страниц, умело связывает воедино сюжетные линии, до этого казавшиеся разрозненными, и выстраивает все события романа в связную, интересную историю. Пускай раскрывается главная интрига и не слишком изобретательным способом — маньяк оказывается почётным членом клуба злодеев-монологистов.

Одна из главных причин такой долгой печатной жизни «Улицы Страха» — концепция единства места действия. События большинства романов серии происходят в вымышленном городке Шейдисайд (в других переводах — Тёмная Долина), успевающем стать для читателя родным. География города неизменна, и оттого кажется реальной. Стайн раз за разом описывает одни и те же места: местную школу, кафе и клубы, торговые центры и улицы, начиная, конечно, с заглавной Улицы Страха, Фиар-Стрит, с её угрюмыми особняками, нависающими над дорогой деревьями и подозрительно низкими ценами на жильё. Более того, у жителей Шейдисайда есть и свои местные обычаи: например, когда старшеклассник, катая девушку на машине, предлагает ей «остановиться у Ривер-Ридж», преданный читатель сразу понимает, что к чему.

Всё это превращает чтение каждой следующей книги в возвращение в мрачное, но уютное и хорошо знакомое пространство, где мелькают знакомые лица: герои одних историй запросто могут появиться и в других. В «Умереть молодой» есть эпизод с участием Рэйчел Мартин, главной героини первой книги мини-серии, «Игры для вечеринки». Это создаёт приятное ощущение завершённости, несмотря на отсутствие в книгах Стайна сквозного сюжета.

Ещё один крайне удачный приём «Улицы страха» — нерегулярность мистического. Потусторонние сущности в Шейдисайде, конечно, встречаются, но в дела местных жителей вмешиваются не слишком часто. Поэтому никогда нельзя знать наверняка, что же такое ты снял с полки: обычный слешер или ужастик о сверхъестественном? Чтобы избежать спойлеров, достаточно будет сказать, что в новых книгах «Улицы Страха» демоны и призраки появляются не в пример чаще, чем в старых.

«Умереть молодой» — образец качественного развлекательного чтива, за которым можно приятно провести вечер, чтобы после положить на полку и никогда о нём не вспоминать. Как и другие романы «Улицы Страха», это, безусловно, guilty pleasure, «постыдное удовольствие». И если вторая половина этого словосочетания для вас перевешивает первую — добро пожаловать в Шейдисайд. Запирайте на ночь двери и повнимательнее прислушивайтесь к местным байкам: в них больше правды, чем может показаться на первый взгляд.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)