Легенды об оборотнях известны с незапамятных времен. Все они строились на убеждении, что человек способен превратиться в зверя, а зверь – в человека. Причем такие легенды появлялись одновременно во многих регионах нашей планеты. Многие из них восходят еще к тотемическим мифам, когда племена в разных уголках земли вели свою родословную от древних полумифических животных.
Фольклор и быт
Живя в лоне природы, древний человек подчинялся ее законам. Природа наделила его умственными способностями, лишив, однако, животной силы и прыти. И, хотя человек смог изобрести оружие, — что, в целом, уравняло силы, — в душе он по-прежнему мечтал обладать животными способностями —превращаться в зверей. И потому люди верили, что великие воины племени, шаманы, колдуны обладали такой способностью.
Конечно, оборотней боялись: мало того, что он был физически силен, как животное, так еще и обладал разумом, как человек. Попробуй одолей такого!
Знаменитый славянский воин и колдун Всеслав Чародей был «по совместительству» еще и оборотнем, поэтому считался практически непобедимым. Обратился – и получаешь силу и способности животного: его быстроту, слух и нюх. Точно так же и скандинавские воины-берсерки, по легендам, могли превращаться в волков и медведей. В верованиях североамериканских индейцев такое было вообще распространенной практикой – превращение в животное-тотем племени как полное слияние с духом предков.
Некоторые виды оборотней
У разных народов были разные оборотни. Естественно, это в первую очередь зависело от окружающей фауны. Некоторые оборотни получили всемирную славу после того, как про них начали писать книги и снимать кино.
Наиболее популярный и распространенный вид оборотней — ликантропы: люди, превращающиеся в волков. Оборотни такого типа фигурируют в мифах и легендах многих народов. Возможно, это было связано с негативным образом волка: он убивал скот, нападал на собак и людей — словом, был одним из самых опасных хищников. К тому же, волк обитает во многих широтах.
Про волков-оборотней рассказывали во всех странах Европы, Скандинавии; в Прибалтике, в России, Белоруссии, Украине; а также в Азербайджане и Армении.
У китайцев и японцев есть свой, злокозненный оборотень – лиса-кицунэ. Она любит оборачиваться красивой девушкой и отправляться на поиски подходящего мужчины. Цена за знакомство с кицунэ — здоровье или жизнь.
В легендах народов Африки встречаются люди-леопарды.
Сказочные и мифические оборотни
Однако оборотничество не всегда несло смерть и горе. Бывает и так, что в легендах и былинах положительные герои умеют превращаться в какое-либо животное. Так, например, Вольга Святославович, богатырь из русских былин, был оборотнем «на все руки»: он мог оборачиваться «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «малым горностаюшком», «малою птицей-пташицей» и многими другими существами.
Немаловажный мотив легенд об оборотнях — превращение человека в животное не по своей воле. Его мог проклясть колдун, или же это могло случиться по неосторожности или глупости самого человека. Этот мотив есть в известной сказке о Сестрице Аленушке и Братце Иванушке. Непослушный братец всего-навсего попил водички из козлиного копытца — и вот вам! Несчастного козлика хотят зарезать, не зная (или не принимая во внимание), что это не животное, а человек. Некоторые исследователи считают, что в сказке отразился древний обычай человеческого жертвоприношения. Позже людей стали заменять животными, но такая «взаимозаменяемость» свидетельствует о том, что грань между человеком и животным в древности была довольно тонкой.
Оборотни могли быть обратимыми и родовыми. Обратимые – те, кто превращался по своей или не по своей воле; например, тот же братец Иванушка. Некоторые из обратимых имели некое подобие выбора: они могли превращаться в животное, а могли и не делать этого. Родовые же такой возможности не имели: они были оборотнями от рождения. Так что хочешь или не хочешь, а в положенное время обернешься!
Родовыми оборотнями становились по многим причинам: из-за наложенного на род проклятья, то есть родились уже в такой семье; в иных случаях или мать, будучи беременной, нарушила какое-то правило. Избавиться от такого проклятия было практически невозможно.
Обратимые оборотни обычно не теряют человеческого разума, а вот родовые, находясь в облике животного, не отдают отчет своим действиям. Существует немало историй о том, как человек, обратившись в животное, расправился с членами своей семьи, а утром, будучи уже человеком, увидел содеянное и покончил с собой. Исследователи полагают, что в таких историях заключен мотив вины.
Стать оборотнем по глупости или из любопытства можно было разными способами. Про «копытце» мы уже говорили. Но у колдунов были и куда более действенные способы. Известный прием — для того, чтобы стать волком, колдун втыкал в лесной пень нож и кувыркался через него. Чтобы снова обернуться человеком, нужно было проделать то же самое. Но бывало, что посторонний, не в меру любопытный человек находил нож колдуна. И, как полагается, прыгал кувырком через него, а потом бегал волком по лесу, пока не надоест. Но, вернувшись к тому самому пню, ножа уже не находил. И неизвестно, сколько времени бедолага скитался в волчьем обличии. В сказках и легендах такие оборотни часто попадали в передряги. Считалось, что через определенный промежуток времени чары спадут сами. Вот только бедолагу могли и подстрелить к тому часу. Иногда ему удавалось найти колдуна и умолить его вернуть человеческий облик. Иногда не удавалось. Словом, опасное это дело — становиться оборотнем без колдовских навыков.
Кстати, колдун или ведьма могли оборачиваться не только животными, но и неживыми предметами: стог сена, камень, палка или какой-то иной предмет человеческого быта. У Гоголя, который опирался на украинский фольклор, есть упоминание о том, как панночка из «Вия» превращалась и в животных, и в скирду сена.
Бытовало мнение, что, если удастся ранить оборотня, после его превращения раны останутся на человеческом теле, а тело убитого зверя после смерти примет свой истинный облик. По таким признакам все и узнавали, кто, собственно, и был оборотнем. Помните, как у Гоголя в «Майской ночи»?
Настала ночь: ушел сотник с молодою женою в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, — кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит её. С криком оторвавши от себя, кинула её на пол; опять крадётся страшная кошка. Тоска её взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила её и бряк по полу лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в тёмном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха её ведьма и что она ей перерубила руку.
Литературные оборотни
Из народных сказок и легенд оборотни перекочевали и в литературу, а затем в кино. Эта тема оказалась весьма богатой. Одним из самых известных литературных оборотней стал Граф Дракула Брэма Стокера. Этот персонаж был не только вампиром, но умел превращаться в летучую мышь. Кстати, умение превращаться в летучих мышей после Дракулы стали приписывать всем вампирам.
Образы оборотней со временем эволюционировали. Например, в «Гарри Поттере» действуют разные виды оборотней. Это «невольные» оборотни, такие как Римус Люпин, ставшие таковыми после укуса. Они не могут контролировать свои превращения и практически ничего не помнят после свершившегося. Это самый неприятный и опасный вид колдовства.
Есть там и другие волшебники, которые принимают животный облик по своему желанию – анимаги. Захотел – превратился, расхотел – стал снова человеком.
Комментариев: 0 RSS