DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Однопланетяне

Спутник

Россия, 2020

Жанр: фантастика, триллер, драма

Режиссер: Егор Абраменко

Сценарий: Олег Маловичко, Андрей Золотарев

В ролях: Оксана Акиньшина, Петр Федоров, Федор Бондарчук, Антон Васильев, Павел Устинов

Похожие фильмы:

  • «Аполлон 18» (2011)
  • «Чужой 4: Воскрешение» (1997)
  • «Жена астронавта» (1999)

СССР, 1983 год. На родные просторы с околоземной орбиты возвращается посадочный модуль с двумя космонавтами на борту. Однако после отстыковки и до начала приземления происходит нечто, в результате чего посадка заканчивается благополучно лишь для одного из членов экипажа. Второй погибает при весьма таинственных и туманных обстоятельствах: даже тренированный человек без подручных средств в замкнутом пространстве не мог бы нанести жертве таких увечий. Выживший герой, Константин Вешняков, ничего не помнит о событиях в модуле с момента отстыковки. Его заключают под стражу до выяснения обстоятельств, а для проведения психологической экспертизы ответственный начальник, полковник Семирадов, лично везет из Москвы талантливого нейрофизиолога Татьяну Климову. Ей предстоит узнать, что на самом деле произошло с космонавтами во время посадки и на самом ли деле Константин Вешняков — тот самый человек, который отправился в космос.

Продукты отечественного кинематографа любой жанровой направленности (кроме разве что откровенно эксплуатационной социально-бытовой «чернухи») отечественными же зрителями зачастую принимаются в штыки. И если некоторые опусы, вроде экспериментов небезызвестного Сарика Андреасяна в жанре фантастики («Мафия», «Защитники»), действительно ужасны по многим фронтам, то другие ленты могут незаслуженно закатать в гумус вне зависимости от качества самих картин. Усугубляют положение частые обращения к советской эпохе: одной категории граждан любое упоминание успехов СССР встает поперек горла, другой претит утрированное и искаженное представление о «кровавой гэбне», репрессиях и тоталитаризме. «Спутника» это тоже касается, но давайте по порядку.

С технической точки зрения лента поставлена хорошо, картинка ясная, красивая, смотреть приятно. Из минусов — не всегда четко обработан звук, особенно в моменты, когда персонажи переходят на шепот. Но это повсеместная беда, если не прибегать к переозвучке и цифровой обработке.

Что касается политической ангажированности, в фильме прослеживается определенная авторская позиция. Она не сводится к очередному «разоблачению по секретным документам», но периодически открыто намекает через реплики героев. Что хуже всего, для развития сюжета данные ремарки неважны. Впрочем, к вопросу мировоззрения мы еще вернемся.

Беглое знакомство с промо-материалами фильма наводит на мысли о научно-фантастическом триллере с элементами психологического детектива. Увы, но все референсы к «Жене астронавта» заканчиваются на фразе «Вернулся мужик из космоса…». Первая четверть «Спутника» еще пытается придерживаться высоких стандартов твердой научной фантастики, но чем дальше, тем сильнее крен в мелодраматизм с эмоциональным костяком. И это кардинально портит впечатление.

Развитие сюжета держится на четырех персонажах. Нейрофизиолог Татьяна в исполнении Оксаны Акиньшиной олицетворяет собой сильную и независимую женщину со стойкой неприязнью к руководящему режиму (несмотря на все, что он ей дал). Никаких фактических причин диссидентствовать у героини нет, но надо: протагонист должен воплощать все хорошее против всего плохого. Никогда не улыбается. Полковник Семирадов в исполнении похудевшего и седовласого Федора Бондарчука монументален. Эдакий высеченный в мраморе оживший монумент НКВД. По ходу сюжета зрителю непонятно: то ли засланный агент кровавой гэбни, то ли радикальный хиппи с пистолетом. Третьим идет космонавт Вешняков (Петр Федоров), слабо похожий на эталонного строителя коммунизма, готового ради родной страны хоть в космос свалить. На характере данного персонажа должна была строиться основная интрига, кою успешно профукали к середине фильма. Последним можно назвать героя Антона Васильева, доктора Ригеля, неоднозначного, второстепенного, на фоне остальных персонажей обладающего самой выпуклой личностью.

Наиболее слабое место «Спутника» — это вовсе не режиссер, поставивший первый полный метр в своей карьере. Как ни странно, подвели матерые и плодовитые сценаристы Олег Маловичко и Андрей Золотарев, успевшие отметиться в разнообразных российских кино- и телепроектах различной степени успешности. Тем удивительнее, что в данном случае они подошли к задаче спустя рукава. Мало того, что фильм в определенный момент смещает акценты с мрачного научно-фантастического триллера в дешевую мелодраму, так еще центральный персонаж прописан из рук вон плохо. В один миг доктором Климовой полностью овладевает приступ нечеловеческого гуманизма, после чего она принимается спасать человеческую жизнь во что бы то ни стало. Только вот солдаты из рядов вооруженных сил, служащие Отчизне и выполняющие приказы, для нее почему-то котируются чуть ниже зэка, сидящего за изнасилование и убийство двенадцатилетней девочки. Наверное, потому что первые — это цепные псы кровавого режима, а вторые — ранимые жертвы этого самого режима, которым требуется внимание и понимание. Но даже такого условно логичного объяснения зритель не получает. А получает лишь диаметрально противоположные метания мировоззрения или попросту лживое лицемерие. Вдобавок, напомним, к немотивированному неприятию собственной страны.

Как итог, «Спутник» пытается одновременно усидеть на нескольких стульях: тут и редкая для отечественного кинематографа жанровая принадлежность, и стремление обернуть все в набившую оскомину мелодраматичность, и сюжетные твисты, и шаблонные характеры, и попытки сделать «небанально». Кино шатает как флюгер в ураган, а в итоге все заканчивается предсказуемой невнятной кашицей. И на условной шкале «хорошо — плохо» фильм все-таки ближе к «плохо».

Комментариев: 13 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Анна 25-05-2020 13:58

    А мне фильм понравился. Пока что самый хороший среди отечественных ужасов/фантастики, которые я видела.

    Учитываю...
  • 2 Сэрж 22-05-2020 00:34

    Героиня Акиньшиной могла не любить режЫм хотя бы за то, что ей светило уголовное дело.

    Кино забавное. Порадовали сцены лёгкой расчлененки. Дизайн существа странный. Музыка пафосная.

    Учитываю...
    • 3 Po3T 22-05-2020 16:07

      Сэрж, какой кошмар: оказывается, если нарушать служебные инструкции с угрозой для жизни людей, то можно попасть под уголовную статью. То ли дело в благословенных США, где никто ни на кого в суд не подает. Ах да, ещё в этом филиале демократического рая на Земле сироты из детдома запросто могут выучиться на врачей, там же образование вовсе не бесплатное, а люди не берут пожизненные кредиты ради обучения в колледжах и институтах. Это же не тоталитарный "совок", да?

      Учитываю...
      • 4 Парфенов М. С. 22-05-2020 16:12

        Po3T, мне вот просто интересно, причем тут "Спутник". Там что, кто-то нахваливал США? Или кто-то орал про "тоталитарный совок"?.. Нет.

        К чему эти ваши гневные тирады?

        Совсем уже народ на политике кукухой поехал, везде ее ищут.

        Учитываю...
        • 5 Po3T 22-05-2020 21:49

          Парфенов М. С., а это надо у сценаристов поинтересоваться: откуда торчат идеологические уши неприязни героини Акиньшиной к стране и строю. А остальное уже - очевидный контекст.

          Учитываю...
          • 6 Парфенов М. С. 22-05-2020 22:51

            Po3T, вы в своем уме?

            какие "идеологические уши"? какая "неприязнь к стране и строю"??? Какой "очевидный контекст"???

            Такие, как вы, транслируете чушь, везде и всюду выискивая идеологию и пропаганду - даже там, где ничего этого нет. И доходите до такой степени идиотии в своих поисках, что уже не понимаете, что с таким подходом добрая половина классических и всеми любимых СОВЕТСКИХ фильмов должна восприниматься как антисоветчина. Сценаристов какого-нибудь "Место встречи изменить нельзя" вообще расстрелять надо по вашей логике - там светлый образ советского милиционера очерняется и т.д..

            Учитываю...
          • 7 Po3T 22-05-2020 23:12

            Парфенов М. С., штош вы так возбудились, как лоза на наготу? Перечитайте диалог с начала, вникните в контекст, что ли. А потом уже поговорим как взрослые, серьёзные люди, а не какашками начнем кидаться.

            Учитываю...
  • 8 Provod 21-05-2020 01:25

    Кино понравилось, не шедевр, но приятная жанровая штука, за которую не стыдно зрительским испанским стыдом и которую когда-нибудь с удовольствием пересмотрю.

    Учитываю...
  • 9 Jekyll 20-05-2020 22:02

    Незначительные минусы раздули, а о плюсах почти ни слова... Имхо, для наших ужасов - замечательный фильм.

    Учитываю...
    • 10 Анна 25-05-2020 14:00

      Jekyll, полностью согласна! Упомянули только минусы :(

      Учитываю...
  • 11 eucalypt 20-05-2020 01:59

    Эх, а счастье было так возможно... Увы. В стиле известного космического мема, хочется сказать: Прости, Лиля, мы всё...

    Учитываю...
    • 12 Парфенов М. С. 20-05-2020 02:01

      eucalypt, я как бы ни на что не намекаю, но это тот же рецензент, которого вы критиковали за рецу на "Охоту". Что касается "Спутника", то лично мне кино понравилось.

      Учитываю...
      • 13 eucalypt 20-05-2020 02:02

        Парфенов М. С., да я сам планирую смотреть, но на эмоциях, да, расстроился. Но, если тот, кто не полюбил "Охоту"! )))))

        Учитываю...