DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Of Dark, Blood and Fucking

Вампиры. Опасные связи / The Mammoth Book of Vampire Stories by Women (антология)

Составитель: Стивен Джонс

Жанр: мистика, ужасы, фэнтези

Издательство: Азбука-классика

Серия: Лучшее

Год: 2009

Вампиры. Опасные связи. Антология

Женщины любят вампиров. По крайней мере, «классических» вампиров-аристократов. Почему бы и нет? Они всегда красиво одеты, внимательны, предупредительны, им не нужно готовить ужин, от них никогда не несёт перегаром… Видимо, именно мечта об идеальном спутнике жизни, который вовремя встаёт из гроба, чтобы осыпать смертную возлюбленную знаками внимания, и вовремя прячется обратно, когда наскучит, стоит за появлением многочисленных, одинаково бездарных и одинаково хорошо продающихся «вампирских саг», пишущихся женщинами для женщин. Кровососущие особи мужского пола в таких, с позволения сказать, произведениях представляют собой весьма жалкое зрелище — все они юны и красивы, как апологеты пластической хирургии, клыки у них аккуратно подпилены, чтобы не шокировать общественность, а дыхание пахнет сладкой-сладкой карамелькой. Складывается впечатление, будто вампиры только тем и занимаются, что осчастливливают молодых одиноких девиц. Кладбище постепенно превращается в службу знакомств, а ручной упырёк становится обычной деталью интерьера.

Ну и мерзость, скажу я вам. После пары-тройки таких книжонок читателю-мужчине срочно требуется противоядие в виде истории о каких-нибудь предельно асексуальных, асоциальных и жестоких тварях с кривыми клыками, не умещающимися во рту.

В поисках подобных рассказов автор сей рецензии набрёл на очередную антологию из серии «Лучшее», составленную Стивеном Джонсом. В борьбе между недоверием и любопытством верх взяло любопытство. Если вы читали Лавкрафта, то понимаете: если уж оно победило, хорошего не жди.

Когда антологию открывает рассказ Энн Райс, сомнение в художественной ценности книги возникает непроизвольно. Тем более если это откровенно слабая, предсказуемая и рассчитанная на восторженных девиц пубертатного периода стилизация под старую мистику. Стоит читателю оправиться от этой приторной истории, как перед глазами оказывается описание нелёгких будней секс-меньшинств, никоим образом не относящееся к вампирам, за подписью Поппи Брайт. Возможно, кому-то подобное начало антологии и придётся по душе, однако вашему покорному слуге показалось, что на этот раз мистер Джонс несколько просчитался как с подбором рассказов, так и с компоновкой сборника.

«Мстительный дух озера Некипеа» Тани Хафф относится к вампиризму примерно в такой же степени, как книга Еноха — к парашютному спорту. То есть если вы не знаете, что главная героиня уже книги три как вампиресса, то останетесь в недоумении, почему этот рассказ (крайне слабый, кстати) оказался в антологии. Первая часть книги вообще производит крайне неприятное впечатление: некоторым «звёздам» хочется шепнуть на ушко, что их имена ещё не дают права проталкивать в сборник откровенно бездарные вещи, а отдельным авторессам — напомнить, что вампир должен не только размахивать чёрным плащом, обольщать девиц и — простите мой сербскохорватский, но других слов я сейчас не нахожу — трахать всё, что движется, но и хотя бы изредка пить кровь.

Рассказ Челси Куинн Ярбро (вас ещё не тошнит от имени «Сен-Жермен»?..) «Проблема покровительства» уныл, линеен и пресен, будто коктейль из амёб. Однообразные, неоригинальные, пестрящие чёрными плащами, длинными зубами и посмертными сексуальными комплексами истории других писательниц вязнут в зубах, подобно жвачке. Нэнси Коллинз в своём бездарном рассказике «Вампир-повелитель для цыпочек-готов» продемонстрировала, что о готах знает не больше, чем о вампирах (упоминание о Мэрилине Мэнсоне, Джиме Моррисоне и Гленне Данциге как об иконах готической субкультуры чревато приступами истерического хохота — почему бы тогда не назвать, скажем, Элиса Купера и Джона Леннона?..). Рассказы Лизы Таттл, Луизы Купер и Нэнси Килпатрик нельзя назвать плохими, но и хорошими он явно не являются — примерно то же самое можно сказать о большинстве историй, составляющих первую половину антологии.

Продержаться до середины книги помогают два отличных рассказа — «В его вкусе» Сторм Константайн и «Князь цветов» Элизабет Хэнд. Ради справедливости отмечу, что они не имеют ничего общего с классическими вампирами, но, по крайней мере, описанные в них создания действительно пьют кровь, а не слоняются по ночным улицам, томно вздыхая и закатывая глаза от неизбывных душевных страданий, и в них есть то, чего столь недостаёт традиционным историям о кровопийцах — оригинальность.

Стивен Джонс, как водится, включил в антологию и старую мистику викторианской эпохи. Однако если обычно найденные им рассказы приятно удивляют и оказываются даже более впечатляющими, чем плоды творческих поисков современных авторов, то на этот раз любителям старины поживиться нечем. Рассказы Мэри Уилкинс-Фримен, Мэри Э. Брэддон и Эдит Несбит унылы, как улыбка гробовщика, и вызывают стойкие ассоциации со старыми шторами, лежащими в тёмной кладовке и никому уже давно не нужными. Эдит Несбит — прекрасная детская писательница, возможно, одна из лучших, но её псевдомистический рассказ несказанно разочаровывает.

Актрисе Ингрид Питт, в свою очередь, надо было больше сниматься и меньше мечтать о писательской славе — тем более что её «Хисако-сан», никоим образом не относящийся к вампирской тематике, представляет собой яркий образчик плохого хоррора (предисловие, содержащее некоторые пикантные подробности съёмок старых вампирских кинолент, удалось ей намного лучше). «Спящие города» Венди Уэбб то ли коряво написаны, то ли убого переведены; так или иначе, рассказ почти не читаем. Впрочем, вторая часть антологии всё же выглядит гораздо респектабельнее первой.

Оригинальной трактовкой темы привлекает рассказ Кэтрин Птасек «Кровь и орех»; немного шизофренический «Нож за голенищем» Кристы Фауст также оставляет приятное впечатление. Нельзя не отметить рассказ Танит Ли «И встала Венера из вод» — вообще-то научно-фантастическую, однако на редкость красиво написанную историю, пропитанную печалью (впрочем, я не припомню рассказа Танит Ли, который был бы плохо написан). Дамы-писательницы не обошли своим вниманием и энергетических вампиров — с переменным успехом (речь об «Обеде в “Шэрон”» Мелани Тем и «Северном свете» Гвинет Джонс). По-своему хорош «Джек» Конни Уиллис, достаточно интересен рассказ Элизабет Масси «Навсегда, аминь», однако прежде всего хочется поблагодарить Кэтлин Кирнан за превосходную, блестяще написанную историю под заглавием «И вдаль убегает мир». После такого количества серых, незапоминающихся, проходных рассказов эта вещь становится своего рода бальзамом, лечащим душевные раны и помогающим дочитать увесистый томик до конца.

Говоря начистоту, книгу можно было бы урезать вдвое, отчего она стала бы не только намного лучше, но и смогла бы поспорить по качеству с другими отличными антологиями вроде тех же «Монстров». К несчастью, вместо четырнадцати-пятнадцати рассказов, которые заслуживают того, чтобы быть прочитанными, антология состоит из тридцати с лишним историй, при этом составлена более чем странным образом — обычно более слабые рассказы приберегаются «на десерт», а здесь они свалены в первую часть книги, создавая крайне негативное впечатление о ней в целом. Стивен Джонс на этот раз явно работал вполсилы, а «зазвездившиеся» авторессы — в четверть силы. Цитируя самих писательниц, можно сказать, что в антологии постоянно попадаются «одни и те же сюжеты… слабенький грязный секс, приправленный добрым старым страхом» (Джемма Файлз), а «огромное количество авторов по-прежнему вымучивают из себя посредственные сказочки о клыкастых злодеях, когда книжные полки и так уже кровоточат от подобного рода опусов» (Кэтлин Кирнан). Перевод местами откровенно плох, ошибок и опечаток в тексте больше, чем клещей в дальневосточных лесах. А что, и так ведь тираж разойдётся…

Половина книги превосходна, половина — бесполезна и жалка, как беззубый упырь. Вот и решайте, стоит ли приобретать её. Одно ясно — женщины никогда не перестанут любить вампиров и писать о них… ну или, если слегка перефразировать Дэни Филта, писать of Dark, Blood and Fucking (о мраке, крови и трахе) — ибо ко многим «шедеврам» сие определение подходит гораздо лучше.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 alex1970 14-06-2013 00:03

    Гораздо лучше,чем я ожидал

    Учитываю...
  • 2 Аноним 05-05-2011 19:35

    Esperanza, это вам спасибо за отклик. Приятно, что мы с вами в целом сошлись во мнениях.

    Учитываю...
  • 3 Аноним 30-04-2011 17:17

    Половина книги превосходна, половина — бесполезна и жалка, как беззубый упырь.

    Это точно - половина на девятку, половина на пятёрку.

    Дамы-писательницы не обошли своим вниманием и энергетических вампиров — с переменным успехом (речь об «Обеде в “Шэрон”» Мелани Тем и «Северном свете» Гвинет Джонс).

    Ещё "Рахат-лукум" Роберты Лэннес и "Луэлла Миллер" Мэри Уилкинс-Фримен. Надо сказать, все рассказы об энергетических были неплохи, пусть и в разной степени.

    Стоит читателю оправиться от этой приторной истории, как перед глазами оказывается описание нелёгких будней секс-меньшинств, никоим образом не относящееся к вампирам, за подписью Поппи Брайт

    Они не относятся, а вот героиня-разлучница - вполне.

    прежде всего хочется поблагодарить Кэтлин Кирнан за превосходную, блестяще написанную историю под заглавием «И вдаль убегает мир».

    Лучший рассказ в антологии. Даже только ради него стоит её читать.

    Продержаться до середины книги помогают два отличных рассказа — «В его вкусе» Сторм Константайн и «Князь цветов» Элизабет Хэнд

    Первый, кстати, мне показался совершенно никаким, а вот второй великолепен. Один из двух рассказов в антологии, которых действительно можно назвать хоррором.

    «Вампир-повелитель для цыпочек-готов»

    Мега-хренотень. Действительно бездарно и годится разве что как сценарий для комикса, и то с трудом.

    «Мстительный дух озера Некипеа» Тани Хафф относится к вампиризму примерно в такой же степени, как книга Еноха — к парашютному спорту.

    Похож на шею описанного там чудовища: такой же серый и длинный, смотришь и ждёшь, когда закончится.

    В целом, рецензия во многом близка моему мнению об этих рассказах. Спасибо.

    Учитываю...