DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

О́ни: ёкаи из преисподней

Встретив обаятельного мужчину, не поддавайтесь искушению довериться ему. Не вступайте с ним в долгий разговор и не позволяйте увести в тихое место. Ведь как только вы останетесь наедине, ваш новый друг вырастет до ужасающих размеров, кожа его нальется кровью, и убежать вы уже не сумеете. Так обманывают О̀ни, чтобы полакомиться людской плотью.

До X века всех духов называли «мононокэ». Под этим словом подразумевали призраков (онрё, горё, сирё), на которых японцы того времени со всей охотой сваливали стихийные бедствия, неурожай и болезни. С X по XI век под влиянием японского принципа дуализма духов, китайского фольклора и буддийской религии становится популярным слово «О̀ни». Оно подразумевало, что теперь не только призраки, но и вполне демоны, имеющие физическую оболочку, могут докучать человеку.

Образ буддистского ада (нарака) перекочевал в японский фольклор. Здесь он получил название «Дзигоку». Буддийский Они изображался как высокий демон с красной, синей или черной кожей, длинными кривыми клыками, рогами, одним или несколькими ртами. Из одежды на существе была только набедренная повязка из тигровой шкуры. В разных источниках говорится, что демон может использовать магию и даже летать. Любимым оружием Они является металлическая палица-тецубо, которой он пытает грешников в аду. Превратиться в такого демона могут только мужчины. Женщины являются в образе демониц кидзё.

Подобными существами кишит вся японская преисподняя. О̀ни составляют «тяжелую артиллерию» армий тьмы, поскольку обладают невиданной силой и ловкостью, а также их сложно убить из-за способности приращивать конечности.

Питаются демоны человеческим мясом, а в особо голодные периоды могут покуситься на скот. Существа предпочитают добывать себе еду хитростью и перевоплощением в человека. Иероглифы, которые обозначают слово «они», можно перевести как «скрытый», «сокровенный», что и отображается в характере ёкая.

Обычно в О̀ни превращаются после смерти — когда человек, последние минуты жизни которого были преисполнены ненавистью, попадает в ад. Но чтобы понять, насколько был грешен человек, каждой людской душе требуется пройти через реку Сандзу, которая разделяет мир мертвых и живых.

Способ перейти реку для праведников и грешников будет различаться. Для тех, кто прожил порочную жизнь, река предстанет сражением со стихией. Людям с нечистой кармой придется пройти Сандзу вплавь. Им будут мешать бушующие волны и кишащие в воде адские твари. Те, кто не следовал учению, но особо и не грешил, смогут перейти реку вброд. А для святых людей приготовлен крепкий мост.

На другом берегу Сандзы людей встретят два старика: бабушка Дацуэба и дедушка Кэнъэо. Первая заберет одежду, а второй развешает ее на деревьях. Если дерево сильно прогнется под вещами человека, значит, он совершил множество грехов. А с тех, кто решит схитрить и предстать перед пожилой парой без одежды, бабушка с дедушкой снимут кожу. Если грехи человека подтверждены, он отправляется в Дзигоку к Владыке Эмме.

Дзигоку

Как уже говорилось, образ японского ада имеет много общих черт с образом буддистского ада. В учении Будды ад называется Нарака и делится на восемь горячих (хати нэцу дзигоку) и восемь холодных (хати канн дзигоку) адов. В японском аду ситуация несколько сложнее. Сам Дзигоку считается, по одной версии, первым из шести адских миров, горячие инфернальные миры — его главными областями, а холодные — второстепенными. По другой версии, суд над грешниками совершается еще в Мэйдо — аналоге чистилища из даосизма. Именно там живет царь Эмма, который отправляет людей в Дзигоку (первый из шести миров), где душе на начальных этапах предстоит пройти холодные области этого страшного мира.

В отличие от христианской или исламской традиции, души грешников в буддизме не находятся на этапах вечно. Пройдя все испытания, они снова возвращаются чистой душой в круг Сансары.

Данные версии являются лишь одними из вариантов представлений о загробном мире у японцев. Вполне возможно, что читатель может встретить другую топографию Дзигоку, поскольку иные исследователи насчитали 64 000 и 32 000 областей, а также 136, 64, 32, 16, 8

Эмма

В японской мифологии является властителем Дзигоку и судьей мертвых. Представляет собой прообраз буддийского бога смерти Ямы. Чаще всего изображается как большой человек с черным или красным лицом, глазами навыкате и бородой. Его вид очень напоминает внешний вид Они; видимо, поэтому Эмма отдает этим демонам особые привилегии.

Одет король Ада в традиционную вафуку, носит корону на голове. На короне изображен иероглиф 王 (король, правитель). В распоряжении Эммы находится многотысячная армия демонов.

Тех, кто попал в руки японскому богу смерти, ждут страшные пытки. Например, убийц он предпочитает кипятить в котлах с расплавленным металлом. Заядлых воров, обманщиков, махинаторов любит отдавать Они, которые дробят жуликам кости, сдирают с них кожу и избивают дубинками. Те, кто был недостаточно зол, чтобы стать красным демоном для службы Эмме, становятся их жертвами.

Бывают моменты, когда души не доходят до бога смерти. Люди превращаются в демонов еще в нашем мире, потому что их грехи уже невозможно искупить. В случае Они подобные демоны крайне опасны. Большинство фольклорных историй сложено именно о них.

Ритуал изгнания

Для Они существует ритуал изгнания, который проводится в некоторых деревнях Японии во время весеннего фестиваля Сэцубун — последнего дня перед началом каждого сезона. В этот период люди бросают сою (согласно легенде, демон боится этого растения) перед своим домом и кричат: «Они-ва сото! Фуку-ва ути!» («Пусть они уходят! Пусть благословения приходят!»). Рядом с домом часто устанавливают статую обезьяны, которая предназначена для защиты от демонов. В японском языке существительное «сару» (обезьяна) и глагол «оставлять» являются омофонами.

Некоторые японцы могут установить около дома не статую обезьяны, а деревце или кустарник падуба. Обычно его сажают в виде живой изгороди, топиария или массового насаждения. Если люди не имеют сада, они могут повесить веточку падуба рядом с дверью. В фольклоре Японии это растение раньше было связано с темными силами, возможно, из-за того, что илицин, содержащийся в ягодах, когда-то применялся не по назначению. Однако со временем копьем из падуба вооружился герой мифов Ямато Такэру. Согласно легенде, ветку растения принесли крысы и монаху Дайкоку, когда тот старался отразить нападение дьявола.

Нередко люди примеряют на себя роль Они. Например, когда в Японии проходит Хякки яко (парад сотни демонов), мужчины наряжаются в костюмы этого ёкая, чтобы отогнать от своего рода любые неудачи.

Некоторые японские здания компаний включают в себя декоративные элементы на черепице из масок Они. Считается, что изображение лица спасет от краха, принесет возможности и увеличит доход.

О̀ни в массовой культуре

Привлекательный образ сильного и умного демона с огромной палицей не мог оставить равнодушным деятелей от мира книг, кино и игр. Вот лишь малый список мест, где можно встретить упоминание образа Они:

  1. Зараки Кемпачи из знаменитого аниме и манге «Bleach» в форме банкая похож на демона Они.
  2. В 4-м сезоне сериала «Приключения Джеки Чана» команде главных героев нужно найти маски Они.
  3. В игре Owerwatch есть персонаж под названием «Они».
  4. В аниме и манге «Shaman King» Анна Асакура создает демона «Дай-они».

Сегодня мы рассмотрели духа, который наглядно учит нас бороться со своей ненавистью. На самом деле в процессе анализа разных ёкаев появляется мысль, что все образы темных сил были созданы не только для того, чтобы понять мир, но и для того, чтобы каждый из нас учился и воспитывал в себе лучшие качества. Умел справляться с эмоциями, знал, куда необдуманные действия и решения могут привести. По сути, мифология и фольклор выполняли функцию социализации для человека в любом возрасте. А как вы считаете? Пишите в комментариях.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)