DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Оно вернется

Спуск в бездну / Gueules noires

Франция, 2023

Жанр: ужасы

Режиссер: Матье Тури

Сценарий: Матье Тури

В ролях: Амир Эль Касем, Самюэль Ле Бьян, Жан-Юг Англад, Тома Соливерес, Диего Мартин и другие

Похожие фильмы:

  • «Спуск» (2005)
  • «Под землей» (2013)

Многие «массовые» режиссеры стремятся снять универсальное кино, которое понравится подавляющему большинству из целевой аудитории. Оно и понятно: больше зрителей — больше кассовый сбор. Но задачка эта крайне трудная. Ибо среди тех же фанатов фильмов ужасов есть те, кто тащится от натуралистичного насилия, а есть и другие, кому подавай атмосферный, давящий, психологичный хоррор с минимумом откровенной резни. Поэтому, делая конкретное страшное кино, в идеале нужно понимать, для каких именно любителей ужастиков оно предназначено. Иначе говоря, не стрелять из пушки по воробьям, а снайперски прицелиться в нишевого зрителя. И если соответствующая сегментация была осмысленно проведена, в пиар-материалах можно громко кричать: «Вам понравится!» Обращаясь, естественно, к «своему клиенту», а не ко всем подряд.

Французского хоррормейкера Матье Тури вполне можно отнести к таким вот нишевым творцам. Его «Выжившие» 2017 года, несмотря на потенциально масштабную апокалиптическую зомби-тематику, оказались практически камерной хоррор-мелодрамой для тех, кто любит брутально-фантастические истории несчастной любви, а не для широких масс поклонников «ходячих мертвецов». Аналогично и с его следующей работой — «Бегущей в лабиринте» 2020-го. Это был во всех смыслах узкий триллер для ценителей клаустрофобной жути типа «Куба», но с акцентом на одного персонажа. Да, у таких фильмов мало шансов стать большими хитами, но нередко они сначала становятся культовыми в узком кругу, а потом уже увеличивают количество зрителей за счет сарафанного радио.

Новая работа Тури «Спуск в бездну» — вновь особенная картина, без амбиций всенародной любви, но исправно работающая в четко обозначенной нише. В этот раз даже не хочется ругать отечественных локализаторов, традиционно придумавших название-отсебятину: тематика и стилистика фильма действительно роднят его с выдающимся «Спуском» Нила Маршалла. Причем занятно подметить, что если в упомянутой британской ленте все персонажи женщины, то в рассматриваемой французской — мужчины. Но и там и там основная локация — кромешная тьма, подсвечиваемая фонариками или факелами. У Маршалла — горная пещера, у Тури — шахта. И в обеих вариациях герои оказываются замурованными и отчаянно ищут выход.

Тури вообще идет по смелому творческому пути, максимально сужая потенциальную аудиторию. Помимо скудного территориального размаха, его проект еще и ретро. Действие происходит в 1956 году, и хронометраж примерно на треть — производственная драма из жизни шахтеров. Пусть в прологе нам и покажут что-то страшное, причем мимолетно и сумбурно, далее последует обстоятельное вступление. В бригаду матерых горняков вступает гастарбайтер-марокканец Амир. Он — абсолютный новичок в этой тяжелой работе, разве что хорошо говорящий по-французски. Бригадир Ролан — суровый, но справедливый мужик — крайне недоволен новыми рабочими обстоятельствами. Мало того что ему вручили «зеленого» работника, так теперь еще нужно сопроводить под землю такого же «зеленого» туриста. Руководство приказало взять с собой приезжего профессора, которому нужно провести в шахте какие-то исследования. Какие и зачем — никто не объясняет, а единственная мотивация — весомая премия каждому шахтеру за этот загадочный спуск. И конечно, по законам хоррора, герои столкнутся с невообразимым ужасом.

В первую очередь очевидный плюс такого вот «непопкорнового» жутика — это жанровая честность. Жестокие сцены, которых, кстати, не особо много, поставлены без ретуши, с естественной натуралистичностью. Здесь не только раны от стычки с монстром, но и производственные травмы, присущие опасному шахтерскому труду. Потенциально это вообще могло быть само по себе жуткое кино, без лавкрафтовского чудища, только за счет леденящей атмосферы адской работы. Но всё же это фантастический хоррор, так что главное в истории — битва с более чем осязаемым злом, до поры до времени спавшим во тьме. Хотя, как и в «Спуске» Маршалла, в процессе раскрываются гадские черты «нормальных» людей. Глубокого психологизма нет, но на уровне экстремальной ситуации образы героев выписаны ярко.

Отдельное спасибо создателям за облик чудовища. В таких проектах понимаешь, что есть особая категория специалистов, так называемых «концепт-художников», которые изобретают и воплощают в жизнь эту «отвратительную красоту». Причем «разбуженная Тварь» не перестает удивлять до финала. Ее показывают в различных ракурсах и в разных ситуациях, и продуманная «физика» — это несомненный творческий зачет.

«Спуск в бездну» — однозначно крепкая картина, сделанная с четким пониманием цели и методов ее достижения. Густая жуть в замкнутом пространстве, с внятными спецэффектами, выверенной атмосферой и жестким финалом. Не для любителей масштабного зрелища и глянцевой картинки, а для ценителей маленького, но ядреного кошмара. Фильм уже завоевал призы на тематических фестивалях Screamfest и Toronto After Dark. И это тот случай, когда по факту просмотра «какие-то награды» не кажутся спекулятивным пиар-ходом.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Марго Ругар 19-03-2024 18:27

    Хорошо, когда режиссер(как и в принципе любой автор) знает своего зрителя, и изначально учитывает интересы аудитории. Хоррор - не тот жанр, на котором можно заработать, и как же прекрасно, когда истории создаются в первую очередь ради воплощения идеи. Сижу теперь со своей клаустрофобией и думаю, рискну ли посмотреть...))

    Учитываю...