DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Песни под ковриком

Штефани Хайнцман

По сути, как только кто-то решил спеть песню, написанную соседом, этак в каменном веке, родилось такое явление как кавер-версия. И уже тогда новые варианты старых мелодий, надо полагать, звучали в меру умений и вкуса нового певца. Если серьезно, то, конечно, кавер-версия  явление, возникшее вместе с профессиональным сочинительством музыки и коммерческими каналами ее распространения. Иначе придется записать в их исполнители всех классических музыкантов поголовно. С другой стороны, хороший исполнитель «ковриков» привносит в оригинал что-то свое, в идеале – вообще меняя стилистику до неузнаваемости: иначе кому нужно его исполнение, если есть оригинал? Но тут мы сталкиваемся с другой проблемой: подобные вариации на тему могут быть оригинальными, смешными, неожиданными, унылыми – а за некоторые и вовсе убить на месте хочется.

Абсолютный чемпион за звание «кавер-версия как тяжкое уголовное преступление» это, пожалуй, Штефани Хайнцман: дешевенький бит, постанывания и придыхания вокзальной проститутки – такой она увидела великую «Unfogiven». Можно даже не говорить об аранжировках - просто сравните ее писки с забубенным ревом Хэффилда, настоящим воплощением мужской тоски и безысходности… Нет, только массовые расстрелы… Впрочем, не все кавер-версии оказываются хулой на само понятие «музыка». 

С облегчением…                        

Tribute to Motorhead

Метал только на первый взгляд кажется каким-то несусветным ревом, в котором нет «ни складу, ни ладу» - на самом деле, он, при желании, поддается «переводу» на язык других музыкальных стилей. Казалось бы, что может быть «железобетонней», чем незабвенные Motorhead – как-никак, для исполнения их песен, в свое время, создали сторонний проект Immortal, группа сама по себе вполне культовая. Но не тут-то было… Искренне рекомендуем послушать сборник «Sheep In Wolves' Clothing», в котором произведения группы переложены… в блюз и психоделический рок, да еще и, зачастую, с женским вокалом. К примеру, стоит послушать, в какое мистическое заклинание, попахивающее фолк-музыкой, The Hobbyhorse превратили знаменитый «Orgasmatron». Во время прослушивания становится безумно жаль, что, похоже, это единственная песня, когда-либо записанная группой. Неплохо прозвучали и Spirits Burning с поистине культовым «Ace Of Spades» - группа, уже не первый десяток лет исполняющая «спейс-рок», смогла и эту композицию превратить в образчик «космического рока». А уж Girlschool & Fast Eddie Clarke, чья композиция идет последней и вовсе выдали нечто, с трудом «впихуемое» хоть в какие-то стилистические рамки, но безумно интересное и заводное.

Впрочем, какой бы дикой не казалась первоначально эта концепция – превратить дикий, неукрощенный метал в нечто менее громкое и вызывающее – частенько она срабатывает.  Hayseed Dixie, уже знакомые читателям «Даркера», превращают классику хард-рока в удалое кантри, а уж что делают со всем, до чего дотянулись, финские виртуозы и алкоголики из «Elakelaiset» - неподготовленному слушателю лучше не включать, поплохеть может.

Есть и более замысловатые варианты. Как вам, к примеру, идея исполнить по всем канонам  средневековой музыки… Black Sabbath! Причем, в данном случае, под «средневековой музыкой» вовсе не подразумевается, как это часто сейчас бывает, фолк различной степени «кельтскости»: не-а, все серьезно – хоралы, многоголосие, ну, иногда бубен. Да еще и тексты переведены для большей аутентичности на латынь. Называется этот релиз «Rondellus ‎– Sabbatum (A Medieval Tribute To Black Sabbath)» - искренне рекомендуем ознакомиться. Black Sabbath много, кто исполнял, но не в такой манере – хотя, конечно, вариант Cannibal Corpse тоже был любопытен.

 Medieval tribute to Black Sabbath

 

Легко на сердце от песни тяжелой

Второй вариант кавер-версий, который может нас, поклонников всего тяжелого и мрачного, заинтересовать, это когда тяжелая группа берется за исполнение чего-то более мягкого – из мира попсы, электроники и так далее. Ну, в конце концов, не каждый брутальный металлист, увешанный цепями, рискнет признаться в любви к Abba и Depeche Mode, а тут и отмаза есть…

Tribute to Abba

Выходил, к примеру, в 2001 году CD незамысловато названный «A Tribute To ABBA» - сложно даже предположить, сколько «тезок» у него существует. Данный альбом интересен, прежде всего, списком участников: Therion, к примеру, или Sinergy. Довольно уважительная вышла запись – что, впрочем, можно счесть даже недостатком: многие участники записи, по сути, только добавили тяжелых гитар и тому подобных атрибутов метала, оставив основу почти нетронутой. Впрочем, испортить «Аббу» - это нужен талантище уровня Штефани Хайнцман, многие группы, похоже, искренне наслаждались исполнением классики. Уже упомянутые Sinergy справились отлично: женский вокал ведет знакомую всем, кроме глухих с рождения мелодию «Gimme! Gimme Gimme!», а тяжелые гитары выдают напористые соло – жаль, разве что, что вокалистка явно сдерживала вокал, стараясь, видимо, работать ближе к первоисточнику… Зато At Vance явно не стали сдерживать глотку: манера пения в их версии «Money, Money, Money» напоминает, скорее, AC/DC или «новую волну» британского хэви. Некоторые коллективы, впрочем, решились на большее «утяжеление» -  к примеру, «Eagle» по версии Sargant Fury придется по вкусу любому поклоннику Iron Maiden или Dio. Словом, достойный альбом, уважительный к первоисточнику, но достаточно разнообразный и интересный и сам по себе. Впрочем, лучшим исполнением песни Abba металлистами, кажется, кавер-версия Beseech на вышеупомянутый «Gimme! Gimme Gimme!», но это был уже совсем другой релиз.

Tribute to Motorhead

Забавно, впрочем, бывает послушать и «трибьюты» с не столь резкими стилистическими переходами, а, скажем так, «классово близкие». К примеру, существует такая запись как «Built For Speed - A Motorhead Tribute», в котором песни Лемми Килмистера исполняют разнообразные панки. Слушая эту пластинку, лучше понимаешь место этой группы в истории музыки: по сути, они были выходцами из психоделики (мы же помним, что даже название группе дано в честь песни Hawkwind?), которые играли настолько озверевший рок-н-ролл, что могут сойти за своих, как у панков, так и у поклонников хэви, не относясь толком ни к тем, ни к другим. Ну да, Лемми был Лемми… Кстати, без этой самой «Motorhead» трибьют, разумеется, не обошелся: здесь ее исполняют Speeddealer, у которых композиция звучит как чистейший хардкор, под который только и остается, что пого плясать. Любопытно звучат Integrity, которым достался «Orgasmatron»: это уже даже не панк, как таковой – размеренная, но качающая композиция с неплохими соло и «рассудительным», речетативным вокалом.

 

Чужие лучше своих… 

Случается, что исполнение чужой песни выходит настолько удачным, что оригинал оказывается в тени. Попробуем привести несколько примеров.

Celtic Frost

Celtic Frost в свое время исполнили «Mexican Radio», по сути, попросту «присвоив» себе песню: не заглядывая в буклет, невозможно догадаться, что это не их песня. А прослушав хотя бы один раз – просто невозможно воспринимать оригинал Wall of Voodoo, какое бы место эта вертлявая поп-песня не занимала в Billboard. Две другие невероятные кавер-версии записаны отечественными исполнителями… «Дочь Монро и Кеннеди» - сами по себе группа довольно оригинальная: много ли вы знаете панков, у которых ведущим инструментом является мандолина? Тем не менее, то, как они исполняют «Нежность» - незабываемо: поп-песня советских времен превратилась в настоящий шедевр остервенелости, отчаяния и любви. Ну и, наконец, «Коммунизм»… Проект Егора Летова, занимавшийся экспериментальной музыкой и забредавший аж на территорию индастриэл, чего только в своей жизни не записывал, но одна из самых их популярных песен – «Birds of Paradise», кавер-версия на творчество практически забытой ныне группы «Peter, Sue and Marc». Этот швейцарский коллектив по стилистике изрядно напоминал Abba, несколько раз выступал на «Евровидении», успешно гастролировал, в том числе и за рубежом. «Райские птицы» - потрясающе красивая и гармоничная песня, самая знаменитая в их творчестве, по слухам, ее считали своим неофициальным гимном американские ВВС, в 2006 году она стала хитом в Словакии, после того, как ее исполнили на похоронах жертв авиакатастрофы. А в 1990 году вышел альбом «Хроника пикирующего бомбардировщика», на который и вошла интересующая нас версия «Birds of Paradise». Исполнял ее Дмитрий Селиванов и получился, в общем-то, этакий дарк-фолк: грязновато записанный, но безумно атмосферный. Вот только, к моменту выхода альбома сам певец был мертв: он повесился в 1989 году. А вскоре распался как «Коммунизм», так и «Гражданская оборона», покончила с собой Янка Дягилева, участвовавшая в этом проекте… Если знать все это, когда слушаешь песню, то воспринимается она совершенно иначе – и, пожалуй, отточенный, гармоничный и эмоциональный оригинал отходит на второй план.

 In Extremo

А  в целом, как и говорилось в самом начале, сколько существует и будет существовать музыка, столько и будут появляться новые, зачастую неожиданные «кавер-версии». В конце концов, кто такие популярные немцы In Extremo как не «кавер-группа» средневековых миннезингеров и авторов народных песен?

 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)