Летом этого года состоится третья Петербургская фантастическая Ассамблея, молодой конвент, который стремительно завоевывает популярность и уважение. В прошлом году редакция DARKER организовывала там хоррор-секцию, не обойдется без «тёмного» жанра и на этот раз. К примеру, ожидается мероприятие, посвященное Дэвиду Кроненбергу. А писатель Александр Щёголев подготовит сюрприз для тех, кому пришелся по душе «Тёмный Петербург». Конечно же, это еще не все, будут и другие «страшные» мероприятия, но подробности пока оставим в секрете.
Уже анонсирован почетный зарубежный гость Ассамблеи – ирландский писатель Йен Макдональд.
Как всегда, много внимание уделено повышению творческого мастерства приезжающих на конвент авторов. На этот раз будут работать мастер-классы по фантастической повести (ведущий - А. Кубатиев), рассказный мастер-класс (А. Зорич) и семинар по фантастическому сценарию (Д. Вересов).
В 2013 году Ассамблея пройдёт 16–19 августа в Курортном районе северной столицы.
Говорят, что совершенству нет предела, – вот и организаторы Ассамблеи с каждым годом делают её интереснее, необычнее и насыщенней (хотя, казалось бы, – куда больше). Уже сейчас можно вполне уверенно сказать, что мероприятие придётся по душе всем, кого увлекает фантастика в самых разных её проявлениях. Не верите? – спросите у тех, кто был на Ассамблее в предыдущие годы.
Здесь читатели смогут пообщаться с единомышленниками и вживую увидеть тех, кто пишет, переводит, иллюстрирует и публикует фантастику; писатели – встретиться с читателями и представителями издательств; и все вместе – незабываемо провести эти три сумасшедших летних дня. В программе запланировано беспрецедентное количество мероприятий: докладов, лекций, тематических дискуссий, видеопоказов, презентаций, творческих встреч и мастер-классов – не исключено, что вы так и не успеете обойти всё, что покажется вам интересным. Все три дня будут работать ярмарка и игротека. Музыкально-развлекательный блок вас определённо удивит. Сюрпризы – конечно, куда же без сюрпризов! – тоже будут. И – да, ещё: неограниченное количество общения и новые знакомства, для кого-то это важнее всех докладов, вместе взятых.
Приезжайте, будет здорово!
Все подробности можно узнать на сайте конвента.
1 saga23 31-05-2013 08:26
Михаил, наш оппонент не видит условной софистики в такой ситуации, как:
В чем тут, по-моему, заковыка. Когда мы смотрим на бестселлеры, то вроде забываем, что это банально - книга(товар) , который в сей секунд лучше продается. И всё!
Ну, мы смотрим. И что? С лит. точки и жанра, видим, да, действительно, чистый, явно определенный, рафинированный хоррор/ужасы по продажам и оценкам отстают от "попсо-фэнтези".
С другой стороны, это фэнтези - по сути софт-хоррор, т. к. коммерчески эксплуатирует наиболее яркие и покупаемые элементы хоррора и фантастики.
Издатели лишь ловко переставляют бирки и маркеры на полках.
Пример. "Дракула" Стокера. Модно, продается ужас - плиз, вам хоррор "Д", в моде вампирская сага - нате жрите вампира намба ван "Д", на волне вдруг классика, мистика, романтизм - пожалте, шедевр всех времен и народов "Д".
Тот же Ст. Кинг у издателя - то мастер ужасов, то мэтр фантастики, то сам мистер Мистика. Но может и анонсик на ваш очередной-проходной бестселлер сочинить.
2 Парфенов М. С. 30-05-2013 13:43
Резюмируя.
- Почему хоррор не популярен?
- Потому что его издают мало.
- А почему же его издают мало?
- Потому что хоррор не популярен.
Вот мой склад ума мне говорит о том, что в такой точке зрения можно увидеть 2 вопроса и 2 утверждения и 0 ответов и 0 обоснований.
3 Шолохов Алексей 31-05-2013 08:51
Не издают хоррор потому что его ни хрена не покупают. Знатоки хоррора не хотят пачкаться о Шолохова и Варго. Те кто любит и готов их читать жалуются на нехватку денег и качают у пиратов. Нет продаж, нет новых серий, нет тиражей. Я снова поднимал вопрос о возобновлении издания НЕРВа, но только не с одним автором, а с разными и теми, которые понравятся знатокам и ценителям. Думаю, мало ли, дело во мне (шлак и имя никому неизвестно). В издательстве в ответ пожимают плечами и упрямо показывают на продажи. Последняя моя книга "Взгляд висельника" продалась лучше, чем Варговские за последние полтора года. То есть, следующий мой роман будет опять под Варго.
4 saga23 31-05-2013 10:50
Но как-то не стыкуется. В чем логика? Если лучше своё...
5 Александр Подольский 31-05-2013 11:00
"Взгляд висельника" тоже под Варго вышел. Потому и.
6 saga23 31-05-2013 11:05
А не по. под каким маркером выходят твои произведения?
Я вот, урод, мне по х.
Может, амбиции сочинителей как-то негативно влияют на сей процесс? Помните, как в сказке про голд фиш: не хочу быть столбовой дворянкой...
7 Аноним 31-05-2013 12:00
Стивен Кинг, на которого все ссылаются, да и Клайв Баркер, если на то пошло, сделали себе имя не на книгах, а на фильмах. Когда будут фильмы по ужастикам Шолохова или Варго - тогда и будет все это продаваться.
А для этого нужно, чтоб еще научились наши ужастики снимать.
8 saga23 31-05-2013 12:21
Скажу так, ничего они не видят, не читают. В укор замечу, кое-что американцы у наших авторов в виде прав на экран покупают. "Альтиста Данилова" вроде НТВ снимает, ну, не хоррор, но мистика, близкая по духу. Тот же Велесов, если я не путаю, для меня больше не фантаст, а сценарист "Черного ворона", вполне такой темной истории и мистического детектива.
9 Парфенов М. С. 31-05-2013 21:40
Понимаете, господа, у нас могут плохо снимать, у нас могут плохо писать хоррор. Однако разве это может говорить о популярности/непопулярности самого жанра? Это может говорить только о неумении снимать и писать в жанре. На самом деле для нашего хоррора, "отечественного розлива" именно это и является, на мой взгляд, главной проблемой - отсутствие даже не Кингов с Баркерами, но отсутствие своих, извиняюсь, Пановых, Крузов, Лукьяненко etc. Причем заметьте, вся троица вполне себе окучивает традиционные хоррор-темы - зомби, вампиров и т.д. На свой лад, но не без успеха. А у нас есть Варго, где далеко не все интересно читать, и практически все слабо по чисто литературной части (хорошо, что есть сильное по части собственно хоррора - за счет этого и живет серия) и есть пара-тройка авторов, которые время от времени, далеко не так много и не так регулярно, чем другие, выдают что-то стоящее. Отсюда следствие - у нас нет ни крепкого "среднего звена", ни тем паче "потока". Отсюда как раз и малое число наименований.
Но это опять же не может говорить о популярности/непопулярности жанра. Больше того, я еще прекрасно помню времена, когда у нас не было и того же Варго, так что прогресс уже на лицо. И я давно уже говорил коллегам, что для реального прорыва нам (в смысле всему русскому хоррору) надо начинать активно писать романы, чтобы нас было больше и романов было больше. А так - ведь, если всерьез говорить, то у нас не наберется приемлемого уровня стабильно пишущих авторов даже на одну постоянную серию.
10 Парфенов М. С. 31-05-2013 21:49
Должен сказать, что лично я в свое время купил несколько книг Варго, а вот на Шолохова у меня сейчас реально нет средств. И не только на Шолохова, в общем-то. По тем же книгам Варго, что я читал, могу сказать на правах, наверное, "знатока хоррора", что в лучших из них есть явные достоинства именно в плане жесткого кровавого хоррора, необычных поворотов сюжета. И есть, конечно, масса недостатков другого рода. Плохая вычитка текстов, отсутствие редакторской работы - главные из этих недостатков.
Я не осуждаю никого, просто констатирую факт.
Замечу, что до 2008 года в России вообще несколько лет не было ровным счетом никаких серий русского хоррора, так что Варго - уже прогресс, как ни крути. И попытка "НЕРВ" тоже - позитивный момент. Идеей серии русского хоррора из лучших его авторов, хоррор-литераторы бредят довольно давно, вот только тут проблема в том, что у нас, по-моему, тупо не набирается покамест такого количества стоящих авторов, которые бы могли тянуть такую серию стабильно. Но - позвольте мне сделать прогноз - будет еще такая серия и будет она скорее всего более успешна чем старина Варго, так как будут учтены ошибки и сделаны правильные выводы. Соберемся и всем миром сделаем. Или кто-то другой сделает. Когда именно - сказать не берусь, сильно уж изменчива ситуация на рынке. Сейчас вот грядет закон против пиратов, что вполне может придать стимулов издателям.
11 Аноним 01-06-2013 00:35
Чтобы была крепкая середина, почва для произрастания Варгов-Кингов - нужна востребованность у издателя. А издатель у нас упоротый. ))
Замкнутые ведьмины круги.
Но я тоже думаю, что прорыв - вопрос времени.
А можно и повысить мотивацию - организовать, например, ежегодную хоррор-премию. Для повестей, к примеру. Для начала. ?
12 Парфенов М. С. 01-06-2013 00:42
Ну уж в том, что у нас нет великого числа стабильных хоррор-авторов я бы винить издателей не стал.
13 Аноним 01-06-2013 00:53
Мы про середину говорили. Середина - всегда там, где деньги платят, где есть востребованность.
14 Парфенов М. С. 01-06-2013 15:37
Сомнительно сие мне. То бишь не вижу связи между неумением писать хоррор и его востребованностью/невостребованностью.
Возьмем к примеру другой жанр, пришедший в Россию одновременно с хоррором. Фэнтези. Сначала там появились Перумов с "Кольцом Тьмы", "Волкодав" - крепкие книги крепких авторов (вне зависимости от личных пристрастий), к ним уже подтянулись последователи, авторы среднего звена - и понеслась.
В хорроре у нас в тоже время вышел графоманский никудышный "Лилипут" и прочие ныне счастливо забытые "русские Кинги", которые - разумеется - успеха не имели, последователей не нажили. Не возникло никакого среднего звена в виду отсутствия набора авторов, способных это звено тянуть.
Это проблема не востребованности, а наличия авторов как таковых. Да, пишем рассказы, да, иногда бывает даже и неплохие рассказы. Но этого явно мало для создания среднего звена, потока - романов-то в принципе мало у нас, а уж не то что хороших, хотя бы приемлемых - кот наплакал.
Мы ведь можем поименно перечислить тех авторов, которые стабильно писали хоррор все эти годы - романами. Там пальцев одной руки хватит: Атеев, Варго... да и все. Может еще Точинов, хотя Виктор - не секрет - писал и фантастику, и фэнтези, и даже просто документальные книжки про рыбалку. Из этих трех один уже ничего не напишет - умер. Кто остается еще? Алексей Шолохов, да. Все остальные случаи - это случаи разовые. Вот вроде неплохо себя показал "Убыр" Идиатуллина. Вот Лесев, помнится, "23" написал. Лидин что-то делал. Щеголев с "Ужасами любви", Левандовский (который бросил писать, забил на все, не видя никакой отдачи реальной) с "Бабаем". Но на чистоту - это ведь не "поток", всего этого вместе взятого уже написанного и изданного хватит на одну серию - и то только потому, что уже есть серия Варго. А если Варго убрать, то и на год существования серии - не наберется.
Для потока нужны работающие стабильные схемы. Разве секрет, что львиная доля русского фэнтези - это истории про "попаданцев"? Есть схема - она работает. Разве секрет, что львиная доля триллеров (жанр, весьма близкий хоррору, что характерно - и ведь нормальный спрос имеет) - это истории про копов, преследующих серийных убийц? Есть схема - она работает. Разве секрет, что все иронические детективы по одним и тем же лекалам кропаются?
У нас нет такого рода рабочей схемы в жанре ужасов. У нас нет и крепкого набора авторов, которые могли бы по этой схеме работать, давай поток. Точнее сказать, у нас есть Варго, которого можно (и то с оговорками!) посчитать одной из таких схем, рецепт - много крови и мяса, много жести плюс интересный сюжет. Ну так эта схема и работает - серия Варго с 2008 года существует.
Так что, повторюсь, я думаю, что будет прорыв, обязательно. Либо выработается несколько таковых схем рабочих, что позволит, грубо говоря, существовать не одному лишь Варго, а нескольким сериям, давать "поток". Либо выстрелит несколько авторов, что повлечет за собой некоторое количество "последователей". Такой прорыв - он не выведет жанр прямо в лидеры спроса. Он просто будет следующим логичным шагом в развитии жанра в России.
Это моя оценка, личная.
15 saga23 02-06-2013 13:08
Трудно с этим не согласится. Так оно везде.
Было время вампиры вовсе не ценились массово, но в красивой обертке и этот леденец сосут с большим удовольствием. И мяса не надо
Кстати, на ПФА идет конкурс. Думаю, туда фант. ужасы сочинить (сейчас вот сижу над этим)про убийственность фантазии и фантазий в целом. Выдать бы такой русский "Фантазм"!
16 Парфенов М. С. 27-05-2013 15:15
Раз хоррор-секции полноценной нет, то, скорее всего, без меня. Лучшие подкопить денег и потратить время и силы на то, чтобы в будущем хоррор-конвент провести.
17 saga23 28-05-2013 09:37
Изображение
Вот даже по обложке книги понятно, что это в чистом виде хоррор. Или я не прав?
18 Pickman 29-05-2013 12:06
Не правы. У нас сейчас популярнее романы про обычных офисных работников, попадающих в прошлое/будущее/другой мир и быстрыми шагами идущих к величию. Ну и вообще - у фантастики и фэнтези тесные связи с хоррором, но найти ужасы у Азимова или Мэри Стюарт затруднительно. Хотелось бы, чтобы всё было как вы говорите, но лучше быть честными с самими собой. Хоррор как литературный жанр еле-еле теплится даже на Западе (с коммерческой точки зрения, я тут не говорю о качестве текстов), а у нас вообще близок к небытию. Увы.
19 Парфенов М. С. 29-05-2013 12:09
Я люблю, когда такого рода заявления сопровождаются таким количеством фактологического материала, статистики etc.
20 saga23 29-05-2013 12:24
Ну, мои примеры не показательны? Могу еще покапать.
21 Pickman 29-05-2013 20:56
Тот факт, что вода мокрая, тоже нужно подтверждать?
Ну вот база бестселлеров New York Times:
//www.nytimes.com/best-sellers-books/
Ну или вот:
//www.amazon.com/best-sellers-books-Amazon/zgbs/books
Поищи там хоррор. Если найдешь - свистни.
Стивен Кинг по понятным причинам не считается.
А у нас и рейтингов не надо. Сам знаешь, я уже много лет отслеживаю жанровые новинки (начал еще на stephenking.ru), наскребывая хоррор где только можно. И вот несколько фактов:
1) На данный момент у нас не существует НИ ОДНОЙ серии переводного хоррора (кроме самиздатовской Magic Monsters Mystery, но мы тут говорим о коммерческом книгоиздании) и ОДНА серия отечественного хоррора - Myst 18+. Авторская серия Шолохова загнулась после нескольких книг.
2) Ни переводной, ни русскоязычный хоррор не встречаются в списках бестселлеров. Вот рейтинг ТДК "Москва", его я тоже регулярно просматриваю:
//www.moscowbooks.ru/catalog/bestsellers.asp
Поищи хоррор и в нем - может, повезет. Единственная книга последних лет, которой сопутствовал и успех у критики, и неплохие продажи - это "Убыр" Наиля Измайлова. Но допечаток не было даже у него. Тираж продолжения, которое вышло в этом году, упал с 10 до 4 тыс. экз.)
3) Вот в этой колонке уже несколько лет ведется обзор всех фантастических новинок и некоторых нефантастических. Поищи хоррор там. Если найдешь, сравни количество найденных книг с количеством книг о "попаданцах" и эльфах.
Повторюсь, я говорю исключительно о коммерческом потенциале. Но факты говорят сами за себя.
22 Pickman 29-05-2013 20:56
Имелась в виду вот эта колонка:
//fantlab.ru/user10072/blog
23 Парфенов М. С. 29-05-2013 23:32
Бестселлеры - это вещь в себе, они с жанрами вообще не связаны. Уж кто-кто, а ты должен это понимать.
Тем не менее, сходу у Нью-Йорк Таймс в десятке вижу триллеры Брауна, Флинн, Фрити. Не чистый хоррор? ну дык в бестселлеры чистый жанр и не часто попадает, в том же спиксе вижу сходу лишь один чисто фантастический роман - "Игру Эндера", который туда попал по причине экранизации. Шарлин Харрис не считаем? Окей.
В любом случае тебе, друг мой, не кажется, что определять успешность/не успешность жанра по списку бестселлров сродни тому же, что определять его по списку кино-блокбастеров?
24 Парфенов М. С. 29-05-2013 23:40
Угу. А на втором месте Жан Кристоф Гранже с очередным романом про маньяков. В том же топе на данный момент еще несколько триллеров зарубежных авторов, Кинг, "Невидимки" Пенни, "Воскрешение на Ресуррекшн-роу" Перри, "Золушки" и "Маргаритки" Ульсон. Окстись, в этом топе хоррор-релэйтед книжек больше чем фэнтези, я уж молчу о
которых там вообще нет.
25 Pickman 30-05-2013 11:39
А какие критерии успешности ты предлагаешь? Тиражи? Это почти то же самое, что рейтинги бестселлеров. Количество выходящих книг? Тут хоррор тоже позади, причем резко - загляни на любой тематический сайт. Популярность у читателей? Посмотри на Goodreads, сколько оценок у Адама Невилла, Скотта Сиглера, Рэмси Кэмпбелла, любых других известных тебе и до сих пор публикующихся хоррор-авторов. Сравни с числом оценок у популярных авторов фэнтези - например, Джо Аберкромби, Брэндона Сандерсона, Патрика Ротфусса. Или даже НФ.
26 Pickman 30-05-2013 12:00
Ты сам как любитель литературного хоррора интересуешься всеми этими книгами? Готов поставить их на одной полке с Лавкрафтом, Маккаммоном, Гербертом и т.д.? Хотел бы прочесть о них в DARKER? Порекомендовал бы человеку, желающему приобщиться к хоррору? Я вот нет. Потому что это традиционные триллеры и детективы, предназначенные для соответствующей аудитории. С таким подходом и бандитские сериалы на НТВ - тоже хоррор. А маньяки есть и у Донцовой, кстати говоря.
Так же и читатели Гранже или Перри не рвутся читать хоррор, иначе спрос родил бы предложение. "Хоррор-релэйтед" - тоже неплохо на безрыбье, но хотелось бы и чисто жанровых вещей. А их почти нет.
Что касается попаданцев. Сейчас их в списке бестселлеров действительно нет (но бывают). Но если ты хотя бы вскользь проглядел ту колонку на Фантлабе, то не мог не заметить, что у книжек про эльфов, попаданцев и метро тиражи нередко достигают 10, 25, 70 тысяч. Не мог ты не заметить и их количество.
В альфовской серии "Фантастический боевик" средний стартовый тираж - 10 тысяч экземпляров. Для сравнения, тиражи последних книг Варго - 2500 экз. Это показатель успеха? Да вроде бы нет. А что тогда?
27 saga23 30-05-2013 12:24
Ну, этот бред у нас фантастикой зовется? Где там фантастика? Где там внятный боевик? Издано и вроде красиво, читать же невозможно. Сериалы-боевики, триллеры на НТВ нынче на голову выше - и по темам, и сюжетам, и по наборе необычных персонажей/героев.
А этот ФБ - проходной мусор в парадной.
То есть хорошей фантастики, как и качественного хоррора примерно одинаково мало. И лучшее в фантастике и есть хороший хоррор.
28 Парфенов М. С. 30-05-2013 13:48
Как изредка бывают в списках бестселлеров любые жанровые вещи, включая хоррор.
Вау. Свежая книга Кинга издана начальным тиражом в 27 тысяч (и держим в уме с десяток грядущий переизданий). Но Кинга же нельзя сравнивать с проектами "Метро" (у которых мощная реклама за счет нескольких популярных компьютерных игр), ага.
29 Парфенов М. С. 30-05-2013 13:52
Вообще-то да. Интересуюсь, читаю, на полках у меня стоят и Паттерсон, и Коннелли, и разумеется Томас Харрис. И в DARKERе я о подобных книгах даже и сам писал, равно как читал и другие рецензии.
Конкретно же по упомянутым авторам - судить не могу, так как именно их не читал, за исключением Гранже. Да, триллеры, да, довольно стандартные. И что? Мы говорим о жанрах или о чьих-то личных предпочтениях - мол, мне маньяки не нра, мне Ктулху нра?
30 Pickman 30-05-2013 12:37
Это действительно зовется фантастикой и неплохо продается. Если бы не продавалось, Армада-Альфа не процветала бы. Мусор или не мусор, неважно.
31 saga23 30-05-2013 12:53
Всё верно. В рафинированном виде хорошо продается только сахар. Остальное разбавляют - спирт, яд, фантастику, хоррор, хорошую литературу в целом.
О том и речь. Дав жанру внятную сессию на ПФА, можно было увлечь авторов хоррором, его приемами, его полезными для них, боевых фантастов, моментами, нюансами, особенностями и деталями.
32 Pickman 30-05-2013 12:59
33 saga23 30-05-2013 13:25
Так я и есть чистый Московский Мечтатель.
ЗЫ. Надо на Колфан про себя написать, точно в тему. Понять бы - в какую из двух?