DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

По грехам вашим да воздастся вам!

Дом проклятых / House of the Damned

США, 1996

Жанр: ужасы, триллер, мистика

Режиссер: Скотт П. Леви

Сценарий: Брендан Бродерик

В ролях: Александра Пол, Грег Эвиган, Бриана Эвиган, Имон Дрэпер, Дик Донахью

Похожие фильмы:

  • «Изгоняющий дьявола» (1973)
  • «Полтергейст» (1982)

Имя продюсера этой ленты, короля «халтуры» Роджера Кормана, знакомо каждому любителю кино, даже если он не является поклонником фильмов ужасов. Ведь на счету Кормана открытие многих талантов, позднее составивших первый ряд голливудских кинодеятелей, — Джо Данте, Джонатана Демме, Фрэнсиса Форда Копполы, Джеймса Кэмерона, Джека Николсона. Многие постановщики, начинавшие под крылом Кормана и позднее ушедшие в свободное плавание, отдавали должное человеку, давшему им путевку в профессию, и приглашали сэнсэя сняться в камео. Вместе с тем нужно заметить, что Роджер Корман был прижимистым продюсером и выделял своим режиссерам минимальные бюджеты. Как тут не вспомнить ироничное камео Кормана в «Вое» Джо Данте, где он сыграл человека, ворующего мелочь из телефона-автомата.

Фильмы Кормана-продюсера бывают или вполне приличными (а то и классическими или культовыми) малобюджетками, или же халтурой в прямом значении этого слова. В 1990-е фильмы от Кормана чаще оказывались как раз халтурой, но в это десятилетие есть светлое пятно в виде студии «Concorde Anois». Это ответвление от основной компании Кормана «Concorde Pictures». Студия «Concorde Anois» базировалась в Ирландии, в округе Голуэй. То ли суровые нравы католической страны так подействовали на Кормана, то ли сыграли роль государственные субсидии, которые глава студии получил в свое распоряжение в обмен на обязанность привлекать к съемкам местных кинематографистов, но ирландские картины Кормана значительно превосходят такие американские проекты 1990-х, как франшиза «Эксперимент "Карнозавр"» или «Море дьявола».

Вот и «Дом проклятых» был снят штатным режиссером Кормана Скоттом П. Леви на той самой ирландской студии «Concorde Anois». Как понятно из названия, лента развивает классическую тему готической литературы «дом с привидениями». Таких фильмов было немало за историю жанра, однако зрители не теряют к ним интерес. Ведь что может быть страшнее предположения, что твой дом не только не служит защитой от врагов, но сам является источником опасности? Кинокритик «The New York Times» Кэрин Джеймс предположила, что эта лента Скотта Леви походит на урезанную версию «Изгоняющего дьявола», хотя больше сходства можно усмотреть с картиной Тоуба Хупера «Полтергейст». Линия одержимости матери злым духом второстепенна и начнется лишь ближе к финалу, в то время как паранормальная активность происходит на протяжении всего хронометража. Фантазия авторов довольно богатая — зрителя ждет как просто перемещение предметов, так и появление невидимого зверя с красными глазами в комнате дочери.

И, конечно, вишенкой на торте сверхъестественного является статуя смерти с косой, установленная на фасаде второго этажа каменного строения. Ни разу авторы не попытались показать, как статуя двигается (имеющийся бюджет едва ли это позволял), однако постоянно намекали, что каменная смерть способна убивать людей. В этой связи нельзя не выделить жуткую сцену, когда экстрасенс доктор Шеа, раненный осколками стекла в кульминационный момент буйства нечистой силы в гостиной, в панике выбегает из дома, падает на землю и, глядя на статую, заходится в полном ужаса крике. А затем нынешние владельцы дома семья Соуф обнаруживают около парадной двери его обезглавленное тело. Голова же доктора лежит рядом со статуей, прямо под окровавленной каменной косой. Этот эпизод, лишенный внешних проявлений сверхъестественного, полный недоговоренностей и намеков, вышел одним из самых жутких в ленте.

Кардинальным отличием от «Полтергейста» является линия священника, отца Шимуса, образ которого отлично воплотил ирландский актер Имон Дрэпер. Ему удалось внести в стандартную со времен «Изгонящего дьявола» роль экзорциста свежие краски. Отец Шимус, с одной стороны, является простым сельским священником, знающим местные легенды и обычаи (в одной из сцен он подсказывает девочке, дочери семьи Соуф, налить молока лепрекону, дабы задобрить его). Он по-свойски заходит в гости к новым жителям поселения, интересуется, нужна ли им помощь и как им вообще живется в Ирландии. О боге отец Шимус практически не говорит до тех пор, пока семья Соуф сама не поведала ему, что в их доме происходят сверхъестественные вещи. Именно в этот момент образ священника раскрывается с другой стороны — как бесстрашного борца со злом, использующего в своей практике не только христианские молитвы, но и древние полуязыческие ритуалы. Интерконфессиональный характер фильма резко отличает этот хоррор от многих мистических лент, в основе которых лежит католическая или же протестантская мифология. Мотив кинжала, которым нужно проткнуть одержимого, чтобы спасти его душу, — словно испытание веры для главного героя, отца семейства Уилла Соуфа (в его роли харизматичный Грег Эвиган). Подобно Аврааму, вынужденному занести руку с ножом над своим первенцем, Уилл Соуф должен довериться божьей воле. Выживет ли его жена после удара кинжалом или умрет, неизвестно до самого финала, но главное, что это единственный шанс одолеть вселившееся в нее зло.

Интересным представляется мотив искушения жены Уилла. Окончившая Стэнфордский университет Александра Пол убедительно изображает мучающуюся от ревности Мору, которой злые силы внушают видения ее мужа в объятиях другой женщины. Режиссер намекает, что в жизни Моры и Уилла действительно был сложный период, когда муж, говоря по-простому, загулял от жены. Распаляя воспоминания об этом случае, демон заставляет Мору думать, что Уилл точно так же изменяет ей сейчас с молодой и красивой помощницей доктора Шеа. Ревность ведет к ярости, и вот уже Мора проявляет агрессию не только к Уиллу, но и к их дочери Обри (в ее роли 9-летняя на тот момент дочь Грега Эвигана Бриана, будущая голливудская звезда). Море кажется, что Обри любит папу больше, чем ее, и это приводит ее в исступление. Подчиняясь воле демона, она готова убить собственного ребенка, дабы побороть триггер ревности.

В отличие от «Изгоняющего дьявола», где демон Пазузу вселился в тело невинной беззащитной девочки, что сделало картину гораздо более жуткой — ведь насилие в отношении детей всегда вызывает шок, злой дух из «Дома проклятых» выбрал вполне взрослую женщину. В отношении Моры он ведет себя как типичный искуситель. Ему не нужно ее тело; мать для него лишь инструмент, дабы убить ребенка ее руками. Именно для этой цели он воздействует на слабости Моры. Демон хочет, чтобы она добровольно совершила страшный грех. И только раскаявшийся отец, который в прошлом согрешил против своей семьи, увлекшись другой женщиной, может помешать планам демона. Для этого он должен довериться богу так же, как ему верил священник, и поразить демона острым кинжалом, словно архангел Михаил, убивающий копьем адского дракона.

Христианские образы и аллюзии повсюду встречаются в «Доме проклятых», и это возвышает ленту над среднестатистической готической историей о «доме с привидениями», помогая преодолеть почти неизбежное влияние таких образцов жанра, как упомянутые фильмы Уильяма Фридкина и Тоуба Хупера. В большей степени, чем на спецэффекты, Скотт П. Леви опирался на актерскую игру и хорошую драматургию. Убедительные образы центральных героев позволят зрителю проникнуться их бедами. Ведь хоррор пугает гораздо сильнее тогда, когда реципиент верит в опасность, грозящую персонажам, сочувствует им.

Скотту П. Леви, одному из лучших постановщиков студии Кормана 1990-х, удалось выделиться в неоскудевающем потоке лент о домах с привидениями. Режиссер удачно соединил хоррор-штампы с ирландским фольклором и евангельскими образами, так что его фильм ничуть не устарел, несмотря на прошедшие двадцать семь лет. Он по-прежнему вызывает эмоции — страха, сочувствия, радости. От просмотра остается послевкусие, осмысливая которое зритель в очередной раз усвоит христианскую истину, что демонов подпитывают людские грехи. Усиливая деструктивные стремления, злые духи завладевают душой человека, принося смерть и хаос в жизнь как отдельной семьи, так и всего рода людского.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)