DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

СИНИСТЕР. ПОЖИРАТЕЛЬ ДУШ

По результатам ЗЛОfest: почему мы любим бояться?

— Нужно ли истину получать через страх?
— А кто говорил, что истина приятна?

Природа психологических страхов давно является одной из ключевых тем исследований психологов и прочих экспертов.

В наше время благодаря обилию фильмов, книг, компьютерных игр человек с легкостью может заполучить желаемую дозу адреналина, но почему некоторые люди сознательно провоцируют себя на те негативные эмоции, которые вызывает хоррор?

Страх и тревога отрицательно влияют на состояние человека, но при определенных условиях они способны дать положительный результат: например, вызвать приятный прилив энергии, обостряя ощущения.

Однако более важный элемент любого ужастика — метод обучения. Когда мы смотрим фильм ужасов, мы таким образом занимаемся самопознанием: изучаем свои границы, пытаемся понять, на что у нас есть реакция и сколько условного страха мы способны вынести. Такой опыт позволяет зрителю развиваться как личности, ведь даже просто посмотрев фильм, мы можем предположить, какие вещи смогли бы преодолеть, а какие нет.

Рассуждения на данную тему звучали на недавно прошедшем ЗЛОfest. Данное мероприятие нацелено на развитие индустрии ужасов в России. Проект проходит второй раз, но его программа неизменно насыщенная: можно посетить мастер-классы, послушать лекции, посмотреть выступления танцевальных групп, поучаствовать в квесте и просто погулять по арт-галерее. Такой фестиваль – настоящая отдушина для ценителей жанра хоррор.

ЗЛОfest может быть не только событием, благодаря которому удастся приятно провести время, но и местом, где энтузиасты смогут познакомиться с профессионалами или пообщаться с людьми, разделяющими их интересы. В таком месте могут родиться даже идеи новых проектов.

Однако даже такое, казалось бы, безобидное мероприятие способно создать неверный образ в глазах людей, малознакомых с культурой ужасов. В наше время культура отмены набирает такие масштабы, что «отменить» можно не только человека, но и целое сообщество. Происходит это потому, что срабатывает логическая цепочка: если мне что-то не понятно – это плохо/мне это не нравится.

Можно ли утверждать, что человек, нарядившийся в костюм Джейсона Вурхиза, после фестиваля пойдет резать москвичей? Вряд ли. Но тем не менее нашлись люди, которые неверно считали посыл ЗЛОfestа. Его создатели неоднократно повторяли, что мероприятие направлено на развитие жанра хоррор в искусстве: путем публичных выступлений режиссеров, художников, писателей, косплееров. Такая безобидная инициатива имеет исключительно гуманистическое содержание, пусть даже сами ужастики имеют мрачную форму.

Для такого недоразумения было припасено особенное мероприятие в программе. В один из дней проходил круглый стол «В поисках самобытности», куда были приглашены эксперты (киновед Дмитрий Комм, кинокритик Станислав Ростоцкий, религиовед и культуролог Роман Багдасаров, писательница Дарья Бобылева, создатель киноклуба и преподаватель ВШЭ Никола Лечич), которые вели беседу с девушкой, представляющей массу рядовых зрителей. Последняя задала вопрос: зачем мне смотреть хорроры?

Каждый приглашенный гость по-своему отвечал на данный вопрос. Если аккумулировать все ответы, то мы неизбежно придем к выводу о том, что хоррор — самый философский жанр (что подтверждает его группа поддержки в виде экспертов из разных сфер). От начала времен этот жанр пытается ответить на вопросы, как пережить конечность бытия, где границы человеческой природы, существует ли что-то помимо материального мира.

Хороший хоррор будет спрашивать вас о глубоких вопросах жизни, о том, как устроен мир. Таким способом зритель может исследовать собственные страхи, но делать это безопасно. Поэтому ужастики могут умиротворять: мы смотрим на то, как невинную девушку кромсают топором в темном переулке, пока сами развалились на диване под одеялом.

Конечно, невозможно игнорировать тот факт, что, если судить в рамках кино, то хоррор кажется радикальным способом изучения себя. Однако жанр — всего лишь метод манипулирования эмоциями.

Хоррор — «крепкий» жанр, и некоторым людям нравится такой тип эмоций и творческого высказывания. Это нельзя назвать отклонением, скорее просто предпочтением.

Просмотр ужастиков может помочь нам понять и осознать свои собственные страхи и тревоги. Чтобы справляться со страхом, его нужно сначала принять. Этот жанр часто отражает различные аспекты человеческой психологии, позволяя нам лучше понять себя и окружающий мир.

Можно разными словами говорить об одном и том же, то есть менять декорации (выбирать другой жанр), оставляя тех же героев, при этом транслируя тот же смысл. Кино — фундамент диалога режиссера и зрителя, а жанр – тот язык, на котором они будут говорить.

Стоит отметить, что данное правило распространяется не только на кинематограф. Как уж было ранее сказано, на ЗЛОfest выступали также писатели, танцоры, художники. Все они обладают разными инструментами в искусстве, но связывает их один жанр. Очень специфический и яркий. Для некоторых людей, возможно, станет сюрпризом то, что в рамках такого события и контекста организаторам удалось устроить даже конкурс красоты. В один день на сцену выходили девушки в образах бледнолицых русалок; в другой – вольные интерпретации героинь, оказавшихся «последними девушками». Но пусть это будет не последним удивительным фактом о ЗЛОfest, ведь его гостям также удалось посмотреть танцевальные шоу, воплощающие жуткие сюжеты, окутанные туманом мистики.

К слову, фестиваль оказал особое внимание кинематографу, так как на нем была организована премия «Злоскар», позволившая по достоинству оценить художественные фильмы, музыкальные клипы и компьютерные игры, посвященные ужасам. Распределение по номинациям было следующее:

  • Лучший полнометражный фильм – «Ужасающий 2»;
  • Лучший короткометражный фильм – «Последняя девушка»;
  • Лучший музыкальный клип – Trap;
  • Лучшая анимация – «Антология русского хоррора: Красный состав. Гробовщик».

Также были номинированы работы в прозе, диджитал-рисунках, живописи, графике, постерах, косплеях и даже фотографиях.

Ужасы дают людям свободный полет фантазии, который они могут реализовать в любой форме. Этот жанр ничуть не ограничен в своем проявлении в сравнении с другими. Разница лишь в том, насколько человек открыт к познанию нового и неизведанного.

Фестиваль взял на себя непростую ношу ответственности, стремясь показать, как жестокость в хорроре напоминает людям о ценности жизни. Это вполне объяснимо тем, что люди действительно не всегда ценят то, что имеют. Все познается в сравнении, поэтому, например, посетив литературно-иммерсивное шоу, во время которого уродливые монстры не только выступают на сцене, но и спускаются в зрительный зал, у посетителя феста невольно проскальзывает в голове мысль – «как хорошо, что это все не взаправду». Такое отношение к происходящему на ЗЛОfest подтверждает идею того, что хорроры – проводники в изучении нашей личности. Этот жанр может стать инструментом прохождении собственной терапии преодоления страха.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)